от рождения до трех месяцев. Развитие слуха
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
***
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Потом потрясите медленно, а за тем все быстрее и быстрее. Малыш начнет искать источник звука глазами. Когда вы увидите, что он реагирует на звук, похвалите его и обнимите.
***
Дайте послушать малышу какие звуки издают различные предметы – как звенят металлические ложки, как стучат деревянные предметы, как звенят стаканы, как льется вода, рвется бумага, шуршит целлофан.
***
Насыпьте в небольшие пластмассовые бутылки манку, рис, горох, большие камешки. Плотно завинтите. Дайте малышу послушать, какие звуки издают эти «погремушки».
***
Много пойте ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
***
Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь, и т.п. Переходите от одного звука к другому много раз и объясните малышу, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким. Чтобы он почувствовал разницу, изобразите эти звуки голосом (слово "высокий" произнесите на высокой ноте, а слово "низкий" - на низкой).
***
Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений, звуков природы или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.