от 4 до 6. Развитие мышления
Нужно: игрушки, знакомые ребенку (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка-неваляшка).
Вы поочередно показываете малышу знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60-70 сантиметров, перемещая их влево-вправо. Темп перемещения устанавливается индивидуально. Он может несколько убыстряться или замедляться, чтобы ребенок научился активно следить за предметом. Убедившись, что он следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, чтобы она зависла над ребенком. Так малыша учат фиксировать взгляд на неподвижном предмете.
Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточие на предмете возобновляется 2-3 раза.
Далее вы побуждаете ребенка протянуть руку к игрушке, приближая ее к малышу. Если он не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. То же повторяется и с другой рукой.
Потом вы еще раз проделываете те же действия, но с новой игрушкой. Показ ее должен быть длительным, чтобы малыш смог хорошо рассмотреть незнакомый предмет. Затем надо дать ему возможность разглядеть его из разных положений (например, лежа на животе - не более 2-2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать ребенку игрушки знакомые и впервые им увиденную. При этом вы должны постоянно разговаривать с малышом, окликать его по имени, эмоционально комментировать его удачные действия ("Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!"), называть игрушки.
***
Нужно: пеленка и цветной платок.
Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-за него, приговаривая: "Где же мама? Вот я, маленький!" Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь?"Где же малыш?" Сдерните платок:"Да вот же он!" Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре начнет весело хохотать при этих "пропажах" и "находках". Так малыш начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир "понарошку" и "невзаправду". Детка запоминает, что если мамы нет, то это не навсегда, она скоро появится. Отличная профилактика детских страхов. Расставания с малышом будут менее болезненными.
***
Позвоните колокольчиком так, чтобы ребенок мог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. (То же самое можно сделать с погремушкой или игрушкой, которая может пищать). Это упражнение будет способствовать постепенному укреплению памяти.
***
Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно вращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
***
Отличная игра: покажите игрушку, затем спрячьте. Снова покажите и снова спрячьте. Снова покажите, но с другой стороны, сверху или снизу. И так раза 3-4.
***
Постройте в детском манеже (кроватке, на коврике) небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Поставьте игрушку на ровную поверхность – покатится?
***
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
***
Смотрите на предметы, картины, людей, животных - но не только смотрите, но и трогайте (руками и ногами - босыми!), нюхайте, пробуйте.
Развесьте по стенам репродукции картин, вырезки из журналов, тематические картинки и плакаты. Менять их можно 1-2 раза в неделю.
Можно подписать их большими красными буквами (по-Доману) или с выделением складов (по-Зайцеву).
***
При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрое полотенце или шарфик. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на полотенце. Во время кормления держите это полотенце перед взором ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: "Какое красивое полотенчико...", "Какой красивый малыш" и т.п. В следующий раз, когда ребенок увидит это полотенце у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с получением удовольствия.
***
Подложите подушку под грудку малыша. Так он сможет рассматривать все вокруг. Разместите забавные игрушки прямо перед малышом. Приладьте перед ним зеркало, чтобы он мог рассматривать "другого малыша". Пока ребенок лежит на животике, его мир ограничен, если же он приподнят, то его руки становятся способными ощупывать, изучать окружающее. Приподняв малыша на подушке, рассказывайте ему обо всем, что он может увидеть.
***
Сядьте на удобный стул, держа малыша на руках. Поднимите палец и изобразите жужжание пчелы. Жужжите и передвигайте палец в воздухе, подражая полету пчелы. Глаза ребенка будут следовать за "пчелкой". Посадите "пчелку" на малыша, слегка пощекотав его. Повторите это много раз. Теперь поднимите палец ребенка, двигайте его так же, как и свой палец, и дотроньтесь им до собственной щеки. Детишкам все это очень нравится. Игра знакомит малыша со своим телом, учит запоминать его части.
***
Наблюдение за домашними животными.
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек. Расскажите им про них, о звуках, которые они издают и т.п.
***
Начинайте играть с кубиками. Кубики можно рассматривать, брать в ручки, стучать друг о друга, перекладывать. Кубики должны быть адекватного размера и небольшого веса.
***
Возьмите небольшую пластиковую бутылочку. Наполните ее мишурой, блестками, конфетти, цветными бусинками, которые будут свободно перемещаться внутри бутылочки. Малышу очень понравится следить за ними взглядом. Плотно завинтите.
В бутылочку можно налить немного воды, чтобы предметы плавали.Ребенок, переворачивая «аквариум», заметит, что их положение меняется
на поверхности воды. В другую бутылочку с водой положите предмет,
который тонет. Малыш увидит, что предметы обладают разными свойствами.
***
Возьмите малыша с собой на кухню, когда там готовится еда, дайте ему познакомиться с ароматами ванной комнаты и запахами сада.
***
Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что малышу больше нравится запах морских водорослей, чем ванили. Не бойтесь подбирать для таких занятий запахи, которые вам кажутся неприятными.