от 4 до 6. Развитие психомоторики
Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, медленно качайте малыша взад и вперед, напевая при этом какую-нибудь песенку.
***
Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на это раз намного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
***
Давайте малышу манипулировать различными предметами разных фактур. Это расширит его познавательные способности. Это не только расширит его представления о мире, но и научит самоорганизации – малыш сможет ненадолго сам занять себя.
***
Подвесные конструкции - кольца, шарики, разные зверюшки, которыми ваше чадо может манипулировать, лежа в кроватке или ползая в манеже.
***
Сядьте на стул, держа ребенка на коленях. Попищите какой-нибудь пищащей игрушкой. Дайте эту игрушку малышу в руки. Он инстинктивно схватит ее и будет удивлен, когда она запищит. Продолжайте игру, неоднократно давая игрушку малышу, и вскоре он догадается, что это его руки вызывают писк игрушки.
Ребенок получит представление о своем теле
***
Схвати и потрогай!
Нужно: валики (длиной 7-8 сантиметров и диаметром 1,5-2 сантиметра), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой и т.п.); шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2-2,5 сантиметра): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые (из ситцевой , махровой, шелковой, джинсовой и других тканей) и обшитые кожей, мехом (к матерчатым шарикам крепятся узкие ленточки длиной 20-30 сантиметров, а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки); палочки короткие (10 сантиметров), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении 1 сантиметр) - для вкладывания в каждую руку, палочки длинные (25-30 сантиметров) - для захватывания двумя руками одновременно; кольца (диаметром 5-10 сантиметров) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а также обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром (к кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж); сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибки, огурчики, ягоды, морковки, куколки и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (длиной 10-15 сантиметров). Изготовление игрушек: чтобы изготовить валики, необходимо ткань сложить вдвое, прошить, вывернуть швами внутрь. Затем плотно скатать и закрепить, сшив край с поверхностью валика. Расход ткани определяется ее плотностью и толщиной.
Сюжетные игрушки-вкладыши делают из тканей, соответствующих по цвету натуральным предметам. Вначале заготавливают выкройку, повторяющую очертания объекта (например, для огурчика берется вытянутый овал, для морковки - вытянутый треугольник, для ягоды или яблока - круг). Ткань складывают вдвое, на нее накладывают и очерчивают выкройку. Затем по очерченному контуру прошивают на 2/3. Заготовки вырезают, оставляя кромку не менее 1,5 сантиметров. Получившийся чехольчик выворачивают, плотно набивают гигроскопической ватой. Другой аналогичный экземпляр набивают обрезками поролона. Получается два различных по твердости предмета. Наполненные чехольчики полностью зашивают. К игрушке-самоделке пришивают маленькую петельку. Цветными нитками на игрушке вышивают детали.
При изготовлении круглых предметов за основу берут круг, собирают его на нитку (через край) и затягивают на пальце. Затем его набивают и полностью зашивают.
Грибок изготавливают из двух частей - поролоновой шляпки, обтянутой тканью, и поролоновой ножки, обернутой шелковым шнуром. Куколку делают так же, как валик, к которому пришивают головку в платочке. Сам валик обертывают фартучком и обвязывают тоненьким шнурком. Аналогично изготавливают петрушку с колпачком на голове.
Итак, ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в ладони его рук игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывание - игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальчиков, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. У малыша развивается чувство осязание.
Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные к ленточкам за специальные петельки. Держа игрушку за ленточку, вы задерживаете ее в ладони ребенка, а потом вытягиваете, побуждая малыша схватить и удержать предмет.
***
Нужно: подушечка из поролона размером примерно 40х40 сантиметров итолщиной 1-1,5 сантиметра, для которой надо сшить несколько наволочек из
тканей различных цветов и фактуры (махровой, байковой, ситцевой,
джутовой и пр.). На наволочках следует сделать тканевую же аппликацию -
цветок, ягодку, улыбающуюся рожицу, киску и т.д. Через некоторое
время можно изготовить 2-3 подушечки и сшить их по одной стороне
так, чтобы получилась "книжка".
Ребенок лежит на животе. Возьмите его ручку и проведите ладошкой по
подушечке, побуждая ощупывать и исследовать ее. Покажите заодно, как
переворачивать "страницы" у книжки.
***
Нужно: резинка для белья, большие скрепки длиной 4-5 сантиметров либо бельевые прищепки, разноцветный картон или бумага, лоскутки тканей.
Из картона вырежьте разноцветные фигурки (геометрические фигуры, цветы, фрукты и т.д.). Из бумаги можно сложить фигурки в технике оригами. Натяните резинку поперек кроватки. С помощью скрепок или бельевых прищепок прикрепите к ней 2-3 фигурки (или 2-3 лоскутка ткани) так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Покажите ему, что он может не только потрогать фигурки, но и снять их, чтобы покрутить в руках. Когда ребенок "расправиться" с первой порцией фигурок, повесьте новые. Во время игры будьте рядом с малышом, следите, чтобы он не отправил в рот комок бумаги или скрепку (если ребенок еще не рассталсся с пустышкой, предложите ему ее, чтобы его рот был занят).
***
К 6 месяцам начинайте рисовать – пальчиковыми красками, большими фломастерами, мелками. Прекрасно развивает мелкую моторику. 1-2 минуты достаточно.