от 4 до 6. Сенсорное развитие
Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
***
Трогайте с малышом различные предметы с разными температурами, текстурами. Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.
***
Можно взять картонки, приклеить на них различные на ощупь ткани, вату, мех, наждачную бумагу. Сначала пусть ребенок перебирает их. Познакомьте его со значением слов «приятное», «гладкое», «шершавое», «мягкое», «твердое», «пушистое» и т.д
***
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело. Возьмите ладошку ребенка и погладьте свое лицо.
Помассируйте ладонь. Можно использовать народные игры – Сорока - белобока и т.п., потешки для массажа пальчиков. Для массажа можно использовать крупные шарики, грецкий орех. Зажмите мячик между его ладоней и покрутите.
***
Возьмите несколько шерстяных ниток (длиной не более 8-10 сантиметров), связанных посередине.
Дайте подобную "метелочку" в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы. Он будет пытаться освободиться от ниток и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности. По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе вскоре они окажутся у него во рту!
***
Крепко пришейте разные пуговицы на тряпочку (крупные и мелкие, металлические, пластмассовые и деревянные, разных цветов и форм)
сделайте бусы из разных пуговиц, нанизав их на прочную нить. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики.
***
Возьмите прочную веревку, а еще лучше обычный шнурок для обуви, длиной не меньше метра. Наденьте на него крохотные игрушки с петельками, пуговицы, небольшие крышечки, колечки, бусинки, пряжки. Часть игрушек ограничьте с обеих сторон узлами, чтобы они не скользили по веревочке. Другие оставьте в свободном полете, чтобы малыш мог передвигать их туда-сюда между неподвижными игрушками.
***
Повесьте на стену рядом с кроваткой или детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутов. Для этой цели подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Дайте ребенку возможность потрогать ручками разные лоскутки;
***
Предложите малышу различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани (лоскуты мешковины, шелка, меха, органзы, бархата и вельвета) деревянной прищепкой для белья. Потрите руки и ноги ребенка лоскутками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
***
Осторожно погладьте щечки, ручки, спинку ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты.