Развитие. книги, карточки, антикарточки, игрушки.
Ну вот и мы перешагнули годовой рубеж, только написать обо всём вовремя, как всегда, возможности нет. Сейчас лето, 3/4 всего времени мы проводим на улице: на площадке, или на участке, куда на лето было решено перенести все игры для развития сенсорики: Андрею отведено специальное ведро, на улице же хранятся контейнеры с крупами. Еще я пока отказалась от идеи самой смастерить развивающий коврик, так как прогулок босиком по клеверу вполне достаточно. Правда, сначала Андрюша боялся ходить без обуви по траве, но потом осмелел, поняв всю прелесть этого занятия.
Ходит сын очень уверенно, умеет перешагивать через пороги, вставать на цыпочки, хлопать в ладоши и изображать индейца, прикладывая руку ко рту. В физическом плане, кажется, ему не занимать, из-за этого бывает очень сложно поймать его, чтобы почитать, но зачастую сын и сам приносит какую-нибудь из тех книг, что удобно достать. Сосредоточиться дольше 15 минут ему сложно, поэтому читаем мы часто и понемногу, как, думаю, и все годовалые малыши. У Андрея есть любимые и нелюбимые книги. Например, он категорически отвергает "Мою первую книгу", закрывает, уходит, гудит.
А вот "Книжки с окошками" принял на "Ура!" еще в 10 месяцев, сейчас их у нас уже пять, и, с одной стороны, мне бы хотелось еще пополнить нашу коллекцию, потому что сделано качественно, красочно, книги дают широкое поле для обсуждения картинок и развития речи, но с другой стороны хотелось бы подыскать чего-то еще в этом роде.
Вообще Андрею пока нравятся книги, так сказать, "с отдачей": "Что мы слышали в лесу (в деревне)", книги с вынимающимися картинками. Такие книги стоят у нас на нижней полке, они всегда в доступе, чтобы ребёнок легко мог продемонстрировать желание почитать.
Андрей очень любит доставать картинки, а сейчас у него начинает получаться и ставить их обратно.
А мне больше всего нравятся книжки-картинки. Их у нас пока только две, сыну больше нравится "Летняя книга" в моём экспрессивном исполнении. Наверное, многие наслышаны о таких книгах, они и вправду хороши: широкое поле для развития речи, звукоподражания, много животных, по-разному жужжащих машин, а все герои обязательно что-то делают, а это очень важно, ведь в год всё нужно попробовать сделать самому, Андрей любит, когда я нахожу в книге героев, которые говорят по телефону, моют пол, катаюстся с горки... Глаголы, одни глаголы ему интересны!
На полке повыше у нас стоят "бумажные" книги большого формата.
Вообще, всей нашей библиотеке много всего: Школа Семи Гномов, "Едем-едем на лошадке", Барто, Чуковский, Маршак, Русские народные сказки, читаем всё по чуть-чуть, фавориты описаны выше.
Не знаю, благодаря чтению, или просто время пришло, но Андрей стал после года хорошо понимать обращенную к нему речь, выполняет много просьб, указывает на предметы (но только реальные, просить показать что-то в книге бессмысленно - не будет), пассивный словарный запас расширяется, и это видно.
Вдохновившись подобными успехами я начала потихоньку готовиться к систематичным занятиям, которые планирую начать ближе к 1.5 годам. После обеда, когда Андрей сыт, бодр и доволен я показываю ему карточки: быстро (для развиия памяти правого полушария) и медленно (для долговременного запоминания), затем провожу игру на интуицию: сын должен угадать, где пустая карточка, а где есть изображение. Угадывает в 90% случаев, но только если это знакомый предмет, в нашем случае кошка). Корова и божья коровка не угадываются, но, думаю, когда он их "выучит", начнет угадывать и их.Далее показываю, как собирать паззл, потом переходим к английскому, элементарнейшим логоритмическим упражнениям, музыке, - смотря, что под рукой. Ничего чёткого не выходит, но так называемое "занятие" длится 20-25 минут, виды деятельности меняются и карточки не успевают наскучить.
Кстати о карточках. Их у нас много, подробно писать какие и зачем пока не буду, потому что всё эпизодично, но недавно я нашла один хороший способ для изготовления примерно 100-120 карточек. Итак:
Альбом 400 наклеек, он нём я узнала здесь, на Бебиблоге. Правда, много повторяющихся, но это даже плюс - можно чуть позже сделать карточки для изучения количества - одна бабочка, две три.
Особого интереса Андрюша к ним не проявляет, если только не показывать их быстро. А если они попадают к нему в руки, то он старается скорее смять, съесть и выкинуть. Такой уж период - всё нужно проверить на прочность. Руководствуясь этим я сделала "антикарточки", с помощью этого же альбома. С ними мы играем по-всякому: опускаем в "копилку", которую нам изготовил папа.
Еще буквально сегодня из-за дождя родилась новая игра, позволяющая эффективно формировать словарный запас. Мы играли с крупой, и я прятала одну антикарточку и спрашивала: "Где сова?". А Андрей с удовольствием находил её, переворачивал и показывал мне.
Крупы, как я писала выше, у нас в почёте, чего нельзя сказать о рисовании с лепке: солёное тесто Андрей отказался трогать, что вызвало моё удивление, потому что как очистки картофельные трогать, так это он первый). А карандаши, то есть восковые мелки не интересуют вообще, даже в моём исполнении. Изредка даю пальчиковые краски.
Поняв страсть Андрея к коробочкам, а, вернее, к их открыванию-закрыванию, я постаралась организовать всё максимально "коробочно": кубики в одной коробке, чудо-пирамидка в другой, мозаика в третьей, цветные плашки ( о них ниже) в четвёртой + еще несколько моих шкатулок, чтобы примерять крышки и складывать туда по одному кубику, одной детальки от мозаики и так далее.
Кстати, от этой мозаики мы в восторге, детали большие, удобно располагать фишки на поле, правда, рисунков можно сделать не очень много, но пока это и ненужно, мозика ради мозаики, так сказать.
Ну вот. А как у Вас детки знакомятся с животными, как относятся к карточкам, лото? Какие любимые игры на сенсорику-моторику? Какие книги в фаворитах?