Арт-техники, чтобы понять, как ребенку в детском саду или школе
1) Аппликация «Цветочный ковер»
Приготовьте большой лист ватмана и цветы, вырезанные из цветной бумаги.
Цветов должно быть много и они должны отличаться по цвету и размеру. Предложите ребёнку выбрать и расположить на большом листе цветочки для него самого и каждого ребёнка из группы.
Тревожный сигнал, если цветочек вашего ребенка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции (друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех).
Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек (я совсем не хочу туда). Или для остальных цветов-детей он будет выбирать темные мрачные цвета (мне все неприятны).
Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют (меня никто не замечает).
2) Рисунок «Я в детском саду/школе»
Детей постарше можно просто попросить нарисовать детский сад или школу. Этой инструкции достаточно.
Дальнейшие разъяснения, что и как рисовать, будут мешать диагностике.
Хорошо, если ребенок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами.
Нарисует рядом педагога. И все улыбаются.
Даже если это момент урока, и дети нарисованы за партами - все равно улыбаются.
Тревожно в следующих случаях:
- Если ребенка не окажется на рисунке. Есть учитель, есть другие дети, а его нет
- Если ребенок на рисунке вообще один, больше никого не нарисовал
- Если ребенок в стороне от всех, или даже против всех
- Если педагог нарисован с большим круглым ртом (орёт, однако…) (Исключение: урок музыки и все поют)
- Если у детей огромные руки и прорисованы зубы - агрессия
- Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания, отстраненность, возможно потому, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются.
Автор - детский психолог Анна Быкова