Игры в ванной
Речевые навыки малыша необходимо совершенствовать всюду. Даже ванная комната может превратиться в логопедический кабинет
Шмель
Ах! Какой чудесный запах! (И вы, и ребенок должны изобразить на лице истинное удовольствие.)
Пахнут так шампунь и гель. (Дайте малышу понюхать эти средства.)
Вот, решив помыться в ванной,
К нам летит мохнатый шмель. (Проследите глазами полет воображаемого шмеля.)
Ж-ж-ж-ж! — жужжит над пеной он, (Роль шмеля исполняет ребенок.) — Буду чистым, как Антон! (Взрослый в это время совершает „помывку” ненаглядного чада.)
(Е. Карельская)
Для следующего речевого спектакля может пригодиться игрушечная сорока или картинка с ее изображением. Сценическое действие также разворачивается в ванной. Роль сороки исполняет взрослый. Ребенок должен выучить повторяющиеся слова „Сорока, сорока, отдай …”. Какой предмет должна отдать сорока — показывает взрослый. Затем исполнители меняются ролями.
Жадная сорока
— Сорока, сорока, отдай мыльце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое мыльце,
Дам своему сорочонку умыться.
— Сорока, сорока,
отдай полотенце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое полотенце,
Повешу его на дверце.
— Сорока, сорока, отдай гребешок!
— Не дам, не отдам!
— Возьму твой гребешок,
Засуну его в мешок!
— Сорока, сорока, отдай зеркальце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое зеркальце,
Отдам его дeвице!
Без зеркала как же обойтись?
Без зеркала плохо!
ЗЕРКАЛО
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?!
(А. Кондратьев)
Только ведь и гребешок отобрала жадная сорока! Кто же нас выручит? Петушок! Взрослый делает из рук „петушка”: ладонь к ладони, большие пальцы — клюв, остальные пальцы — прямые, изображают петушиный гребень. Таким же образом и ребенок складывает руки. Два „петушка” раскрывают клювы, кукарекают, топорщат свои гребешки.
ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Подари мне гребешок!
Ну пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.
(Г. Логздынь)
Конечно, ребенку надо объяснить, что гребешок петушка и расческа-гребешок — не одно и то же и что это же слово может обозначать еще и двухстворчатого моллюска. Кроме „гребенки”, „гребешка” есть слово „гребень”. Оно также употребляется в значении „расческа” и „украшение-вырост на голове петушка”. Но ГРЕБЕНЬ еще и вершина: у волны, у холма, у скал. Сложно? Что поделаешь! Когда-то же надо начинать знакомить ребенка с весьма распространенным явлением в русском языке: МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ.
Разные раковины
В ванной комнате можно найти и другие многозначные слова. Например, „кран”, „плитка”, „губка”, „раковина”. О последнем слове лучше всего расскажет мальчик Данила, герой моего рассказа „Почему я не люблю мыть уши”:
„Летом мы с папой и мамой были на море. Там я насобирал целый пакет РАКОВИН. Они такие разные! Если их к уху приложишь — в них море шумит. Я заметил, что наше ухо очень похоже на РАКОВИНУ. В ухе тоже есть всякие завиточки, загогулины, углубления. Оказывается, по-научному ухо так и называется: РАКОВИНА, только ушная.
Все РАКОВИНЫ между собой связаны. Не верите? Вот утром мама мне обычно говорит: „Данила, отправляйся в ванную, вымой над РАКОВИНОЙ уши”. Это значит: я ушные РАКОВИНЫ должен над РАКОВИНОЙ-умывальником мыть. В умывальник-РАКОВИНУ из крана вода течет. Она даже в ухо-РАКОВИНУ попасть может! А от этого ухо разболится. Или вообще оглохнет! Как тогда я услышу шум моря в морской РАКОВИНЕ? Вот потому-то уши мыть я не люблю”.
А ваш малыш любит умываться и мыть уши? Если нет, прочтите ему эти стихи:
Грязнули
Кто зубы не чистит,
Не моется мылом,
Тот вырасти может
И слабым, и хилым.
И дружат с грязнулями
Только грязнули,
Которые сами
В грязи утонули.
Из них вырастают
Противные бяки,
За ними гоняются
Злые собаки.
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А дети-грязнули
Совсем не растут! (М. Котин)
Кто они, грязнули?
Спросите сыночка, кого называют грязнулями. Не исключено, что он подумает про поросят и скорчит при этом рожицу. Самое время вспомнить о мимических и артикуляционных упражнениях.
Морщим носик
Почему наморщил носик
Саша и Артемка?
Потому что увидали
В луже поросенка!
Фи-и-и!!!(Е. Карельская)
А дочка расскажет, как ее кукла однажды упала в лужу и испачкала платье, а потом улеглась в нем на чистое покрывало. Какое при этом выражение лица будет у вашей чистюли-дочки?
Наверняка надменно-презрительное.
Чистюля и грязнуля
„У-у-у! — сказала Аня
Кукле на диване. —
Ты ведь в ванной не была,
Почему сюда легла?
Я — красавица, чистюля,
Отчего же ты — грязнуля?!”
(Е. Карельская)
Чистюли, воображули
Расскажите малышу, что чистюлями можно назвать язычок, губки и зубки.
Если под рукой нет зубной щетки, язычок прекрасно обойдется и без нее! При выполнении артикуляционных упражнений не обойтись без зеркала. Как хорошо, что в ванной комнате оно есть!
Язычок-щеточка
Язычок почистит зубки
И снаружи, и внутри (провести язычком по внешней и внутренней поверхности зубов).
Вправо-влево, влево-вправо (соответственно),
Вот как ловко — посмотри!
(Е. Карельская)
Зубная щетка
Эта щетка для Андрейки (роль зубной щетки исполняет язычок):
— Чисти зубы поскорей-ка!
Раз, два, три. Раз, два, три.
Вот так зубки! Посмотри!
(Н. Нищева)
А как же губки? Их тоже никак нельзя оставить грязными!
Губки умываются
Губки умываются, (язычок круговым движением как бы „умывает” верхнюю и нижнюю губку),
Губки вытираются. (Потереть верхнюю и нижнюю губку друг о друга.)
Их помощник в этом деле —
Язычок! (Положить спокойный широкий язычок на нижнюю губку и удерживать его некоторое время.)
Вы разглядели?
(Е. Карельская)
Язычок моют…
Кто помоет язычок?
Он устал — нет мочи! (Положить расслабленный, широкий язык на нижнюю губку.)
Зубки трут его бочок (язык трется о верхние и нижние зубки),
Спинку, корень, кончик.
(Е. Карельская)
Верхние зубки при желании могут даже „причесать” язычок.
Расческа
Зубки верхние сказали: (вывернуть верхнюю губку к носику, обнажив верхние зубы):
— Чем мы — не расческа? (Выстроить зубки „заборчиком”.)
Согласитесь, что нужна (язычок высовывается, а потом втягивается в рот. При этом его поверхность трется о края верхних резцов.)
Язычку прическа!
(Е. Карельская)
Следующее упражнение достаточно трудное. Но попробовать все же стоит.
МЫЛЬНИЦА
На присоске мыльница
В ванной на стене.
Как же она держится?
Покажи-ка мне!
Язычки присосками стали:
Раз, два, три!
Розовые мыльницы в ротиках:
Смотри!(Е. Карельская)
Важно, чтобы язычок ПРИСОСАЛСЯ к твердому нёбу, а подъязычная уздечка растянулась как можно больше. Удерживать это положение надо максимально долго. Такое упражнение укрепит все мышцы языка и поспособствует своевременному появлению трудных звуков: шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], соноров [л], [р].
Одну игру-упражнение можно давать целую неделю. Надоела? Разучивайте следующую. Но через какое-то время вспомните, повторите предыдущую.
Развлекалочки
Наградой за выполнение столь трудных артикуляционных упражнений станут увлекательные игры на дыхание. На досуге займитесь пусканием мыльных пузырей. Благо и мыло, и вода всегда под рукой!
Пузыри
Посмотри, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Красный, желтый, голубой,
Выбирай себе любой!
(Е. Благинина)
Мыльные пузыри
Осторожно: пузыри!
— Ой, какие!
— Ой, смотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Мой — со сливу!
— Мой — с орех!
— Мой не лопнул дольше всех!
(Э. Фарджен)
Не менее увлекательное занятие: поддувать плавающие в ванне игрушки.
РЕЗИНОВЫЙ КОРАБЛИК
Резиновый кораблик
Плывет у нас в тазу:
— Я маленькую Машу
До моря довезу!(Е. Карельская)
Выработка сильной воздушной струи необходима не только для увеличения объема легких, но и для постановки звуков.
Университеты в ванной
Как „делать себя чистым”, ребенка надо учить. Даже в таком простом деле, как мытье рук, без маминой помощи на первых порах не обойтись!
Мыло мылится
Мыло — мылится,
Руки моются,
Пена пенится,
Дело спорится.
Каждый пальчик теперь
Будет чистенький.
Большой спрятался?!
Какой хитренький!
(Е. Карельская)
И вытираться полотенцем кроху тоже надо учить. Для него это — целая наука! Мы уж не говорим, что каждое действие в ванной комнате надо озвучивать. Применяйте это чаще на практике!
Итак, играйте, наполняйте ванную комнату и звуками журчащей воды, и звуками речи: своей и ребенка.
Елена Карельская,
логопед высшей категории