Оценочная зависимость.
Я давно в себе ее обнаружила, и продолжаю исследовать. Именно оценок мне аццки не хватает в бытность мою "домохозяйкой", потому что я:
1) малообщительная,
2) мало что делаю полезного (нужного) для других людей.
В инсте эти обстоятельства нивелировались "заместительной терапией", и у меня всегда был неснижаемый круг общения, и имитация полезной деятельности даже при полном отсутствии оной. (я не говорю, что вся деятельность в инсте бесполезна, знаю людей, у кого все иначе, но в моем случае это было именно срубание зачетов и экзаменов, спихивание заданий, т.е. абсолютно бессмысленное времяпровождение).
В общем-то, фиг бы с ними, с этими оценками, подумаешь, дополнительная приятность и источник дофамина, от этого только профит! все бы хорошо, если бы это было так. Но порой от внешней оценки какой-то части моей личности я получаю больше кайфа, чем от самого существования этой части.
Сначала мне казалось, что это результат "неправильного" воспитания, отсутствие в детстве веры в безусловное принятие, и как следствие, стремление утвердиться хотя бы за счет оценок. Через оценки заработать право на существование. Сейчас я думаю, зачем нужна была эта парадигма воспитания, где ее корни, и вот что мне пришло в голову.
Раньше мир каждого отдельного человека был существенно ограничен, круг общения достаточно узок. И было важно понравиться тем, кто окружал. Это был, так сказать, фактор выживания. Если бы речь шла о естественном отборе на уровне генов, то ген "ориентированности на оценки" получал бы больше возможностей для размножения самого себя. К счастью, господствующая модель воспитания зашита не в генах, а в гораздо более высокоуровневых структурах, которые способны обновляться чаще, а соответственно отбор может идти быстрее.
Итак, мир изменился. Теперь не столь важно понравиться тем, кто волею случая тебя окружил, можно искать тех, кому ты нравишься такой, какой ты есть. Это вопрос тонкий и холиварный, и не все так однозначно, это просто тенденция. И эта тенденция имеет один существенный плюс: способность выходить из локальных минимумов. Т.е. преодолевать состояния типа "гадкий утенок". Конечно, были люди, которые и в те времена преодолевали это состояние и вырастали в лебедей, но чего им это стоило, описано в сказке. Думаю, не все "утята" при таком гнете выросли бы в душевно и телесно здоровых взрослых лебедей. А кто-то и вовсе бы не вырос. Сейчас стать "лебедем", преодолев "гадкого", стало проще. Потому что даже в состоянии "гадкого", всегда можно найти поддержку.