О похвале
По жизни стараюсь соблюдать баланс похвалы-запретов. И тут я обратила внимание, что последнее время количество «нельзя, не надо, не трогай, отпусти, не делай, брось и т п» возросло в ужасающей прогрессии. Правда все стараюсь объяснять, но в целом картина удручала. До того момента, как я заметила, что ругать то ругаю, а вот хвалить за повседневные мелочки перестала. То есть если ребенок делает, то о чем я его просила несколько дней назад, то это уже норма. Если не делает, то ругаю.
И так сложилось, что муж в этот же период вспоминал свое дество и особенно отмечал такую тенденцию: все проблемы обмусоливались до косточек, а достижения воспринимались как само собой разумеющееся.
И меня прям как током шибануло. А ведь чем подросток отличается от двухлетки! Та же картина в последние дни. Стыдно стало перед ребенком. Теперь учусь подмечать и хвалить за то, что уже считала нормой поведения. Ведь раньше каждый шаг, каждый жест воспринимался нами как что-то новое... С поведенческими особенностями та же картина. В два года идет активное формирование как раз чувственно-эмоциональной сферы познания. И теперь надо обращать внимание на другие «умелки»: поделился, погладил, поменял, поцеловал, убрал за собой, улыбнулся, попрощался... Таким образом в течении дня формируется своеобразный баланс между «нельзя и можно».
Ведь когда ребенок делает что-то правильно, то он подсознательно ждет похвалы, а мы взрослые не замечаем. Для нас, взрослых, это обыденность. А он же делает над собой усилие, чтобы чисто поесть, спокойно рассказать о своей обиде или же просто погладить кота... И когда мы не обращаем внимание на то, что он сделал «правильно», то он делает обратное: переворачивает тарелку или лупит кота лопатой.
Насколько же все элементарно и как же трудно заметить такие простые вещи. Но стоило мне изменить манеру поведения. Нет, не подумайте, что я совсем не хвалю ребенка. Тут речь немного о другом... Постараюсь привести несколько примеров.
Ест ребенок макароны, ест вилкой, ест сам... Все отлично. Не просит моей помощи и я мимоходом постараюсь обратить внимание на то, как он хорошо ест сам, как чисто вокруг и как аккуратно у него это получается. Результат: ребенок когда «теряет» макаронину по дороге ко рту обязательно берет ее и кладет обратно в тарелку.
Террорит ребенок кота. Показываем, что бить нельзя, но можно гладить. В течении дня сын показывает, что он гладит кису. И теперь как только сын гладит кота или обнимает его, я хвалю его за верный поступок, рассказываю как кисе нравится подобное обращение и как киса его любит. В итоге, террор почти сошел на нет. Сын гоняет кота по квартире, но теперь не применяет силу. Берет мягкие игрушки или бегает за ним с игрушечным автоматом: коту хватает и тарахтения заумной игрушки.
После долгого перерыва сегодня снова начал убирать игрушки. Сказко-терапия, внушения, мой пример, мультики или просто захотел - не знаю. Но сразу похвалила. И вечером сын с удовольствием упаковывал «котиков» в коробочку.
В общем, суть не в новых умелках, а в похвале за положительное поведение и поступки в течении дня. Обошел люк на улице, не побежал к дороге, накрыл меня одеялом... как много поводов сказать: «как правильно и хорошо ты поступил» и просто «спасибо».
И с грустью думаю, как редко я слышала подобные слова в моем детстве и как трудно учиться говорить их своему ребенку. Делать акцент не на ошибках, а на достижениях. Но чертовски приятно!
Ребенок стремится быть хорошим, он не хочет быть плохим. Но ему важно знать, что его хорошее поведение и поступки ценят и отмечают. В противном случае он ищет альтернативные методы для привлечения родительского внимания.