Непричесанные записки: "как" vs "что"
Как я понимаю:
любой художник пишет/рисует "что" или "как".
любой зритель видит "что" или "как".
в школе учат видеть "что" ("что нарисовано на картине", "что хотел сказать...", "какая тема..."), поэтому большинство людей видят "что". Им важно перевести увиденное в слова.
"Как" - это чувство, это восприятие, это образ через линию и цвет.
Еще многие детские художники "как", любят показать ребенку в своих рисунках, что такое живопись, рисунок, цвет, они естественным для себя образом раскрывают перед ребенком язык искусства.
Малыши выбирают себе картинки в соответствии со скоростью и какими-то физиологическим особенностями формирования зрения. Поэтому психологи рекомендуют простые цвета и четкие контуры - так проще. Но некоторые предпочитают другое:))) все рано, крупный силуэт на белом фоне - это и у Порет.
4-5-летки расценивают картинки как способ познания мира, поэтому предпочитают четкие, детализированные картинки,которые расскажут все-все-все. Картинка как чтение. Это и есть "что", я это назвала для себя "реализмом". Таниной дочке, вероятно, интересны люди - поэтому выражения лиц. Моему сыну интересно оружие - поэтому костюмы. Соответственно, у нас много подобных энциклопедических, но не художественных книг.
Для меня важно "как".
Мне нравится, когда атмосфера есть, а образ додумывается.
Поэтому иллюстрации в книгах я выбираю такие, которые непосредственно воздействуют на чувства (условно говоря, страх нагнетается не нарисованными клыками бабы-яги в пол-лица, а темными крючковатыми деревьями на фоне серебристой луны; Монин - тоже про чувства, а Чижиков - совсем нет, он - сюжет, рассказ; многие художники,которых сейчас переиздают - те же Успенская и Шеварева - остаются в рамках "что", даже когда пытаются "как". Сейчас в России очевидное время "что", а Эрик Карл - "как"... и мировой процесс о "как" все же ).
Додумалось:
"что" это не всегда натуропоподобно. Абстрактный чудик тоже может быть "что".
Например, Калаушин - очевидное "что".
Мы рассматриваем его фигуры, его лис-зайчиков-ежиков, а атмосфера и настроение - всегда одно и то же, и не тонкое: шумное веселье детского сада, но до балагана дело не доходит; управляемое веселье.
Дети с рождения хорошо относятся к "как", наверное потому, что для них это нормально. Но и психологические особенности могут иметь место.
Пониманию "как" тоже надо учить. Эти книги надо читать вместе. Один ребенок может и испугаться эмоционального накала.