Невероятные годы. Часть 1. Игра.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомОсенью 2013 года мы с Витей попали в группу родителей, которые хотели научиться общаться с ребенком правильно. Это была группа, занимающаяся по программе "Невероятные годы". Сегодня я решила постепенно описать все занятия, в том числе и для себя, потому что Маша подошла вплотную, и даже уже вступила в "кризисный" возраст.
Итак, основное и самое главное: ИГРА!
Мы часто забываем о том, что игра нашего ребенка должна идти при нашем непосредственном участии. На занятиях нам показали, как надо играть. Вот основные правила:
-лидер-ребенок. т.е. он ведет игру, развивает сюжет, мы только следуем за ним и принимаем все его идеи, кроме деструктивных
-ориентируемся на уровень ребенка (когда предлагаем игру)
-даем ребенку время (на раздумья, на выбор детали, на развитие сюжета - на все. То есть не надо за него складывать пазл, или "вкладыши" - ему должно быть интересно. И если он из пазлов сложит башню, то это надо поддержать, а не исправить: "ты не так делаешь"
-хвалим и поощряем ребенка. его идеи и творчество, не критикуем
-участвуем в ролевой игре с ребенком и действиях "понарошку"
-родитель внимателен и отзывчив
-используем не вопросы, а описательный комментарий: ты взял зеленую деталь и совместил ее с синей ну и т.д.
--сдерживаем свое желание помочь, побуждаем ребенка самого искать проблемы ("попробуй еще раз", "ты сам решил проблему")
-поощряем спокойные игры своим вниманием (то есть: ребенок играет, а ты подходишь к нему: ты играешь с машинками (например). у тебя ездят синяя и красная машины. Мне нравится,что ты играешь с машинками. У тебя интересно получается.
-смеемся и развлекаемся
в общем, мама и папа не играют ВМЕСТО ребенка, а играет ребенок, а мама и/или папа поддерживают его игру. . Иногда даже важно просто быть с ребенком в комнате, только не сидя за ноутбуком или телефоном, а просто сидеть, смотреть что он делает и комментировать. Главное - НЕ указывать, а поддерживать его игру. Не вовлечься с головой в игру и забыть, кто главный. Главный - ребенок, а вы на вторых ролях. Тогда малыш поймет, что вы рядом, что готовы поддержать любую его идею. Придет время и он научится правильно складывать пирамидку, а пока ему хочется, чтоб у пирамидки были колеса или это шляпа, или как у моего сына - меч, то пусть это будет именно то, что он нафантазировал. Это то, что касается ролевых игр.
Что касается лепки, рисования, конструкторов: тут вовсю включается описательное комментирование. "Ты подбираешь интересные цвета", "какие у тебя ловкие пальчики", "ты используешь красный цвет", МОжно задать вопрос: "что это? что ты строишь?", но лучше обходиться без вопросов, а просто описывать действия ребенка.
что это дает:
1. ребенок понимает, что вы с ним
2. если ему надо помочь, он попросит вас об этом или в критичный момент можно самим спросить, нужна ли помощь, т.о. учится самостоятельности
3.у малыша расширяется словарный запас, т.к. вы комментируете его действия, вводя новые слова и словосочетания.
--------
На что следует обратить особое внимание:
1. Отрицательное поведение во время игры.
Например, строил дом и вдруг разозлился и все раскидал. Игнорируем это поведение, а потом предлагаем построить что-то новое и интересное. Или, если пролил воду, когда рисовал, воду убираем, внимание ребенка переключаем.
2. Если у вас нет времени играть, необходимо выделить ребенку время на игру. Например, полчаса вечером, перед купанием. Расскажите это малышу, можно использовать таймер. Если игра будет все время в одно и то же время, то проблема с висящим на маминых/папиных ногах карапузом решится, т.к. он будет знать, что вы все равно с ним поиграете. На привыкание у вас уйдет около недели. Важно проговаривать все спокойно, на уровне малыша и касаясь его. Опыт нашей группы показал, что достаточно недели для того, чтоб малыш запомнил условие и перестал ходить за вами хвостом. Первое время при окончании игры ребенок может сопротивляться и даже кричать. Тут важно быть уверенным в своей правоте, сказать, что мы обязательно поиграем завтра, и что мы уже договорились и дальше - проигнорировать плохое поведение. Отдельно об игнорировании я напишу позже.
3. Не забывайте хвалить во время игры за идеи и умения и обязательно произносите, ЗА ЧТО вы хвалите.
если есть вопросы - задавайте.