Невероятные годы. Часть 4. Система материальных поощрений. "Подводные камни"
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомВсе, о чем я сейчас напишу, я уже говорила в первом посте про систему поощрений. Но отдельно сейчас выделю некоторые моменты, потому что они действительно ОЧЕНЬ важны.
1. Будьте конкретны.
Когда вы хотите использовать программу с целью корректировки драчливого поведения, то подумайте о формулировке. Ведь если вы скажете: "каждый раз, когда ты будешь себя хорошо вести, ты получишь наклейку", ребенок вас не поймет. Ибо даже я не совсем понимаю, что значит "хорошо себя вести". Слишком емкое это слово: "хорошо". Будьте конкретны. Если вам нужна дружная игра, так и скажите: Каждый раз, когда вы сможете поиграть дружно 5 минут, я буду давать вам (если программа идет, то она идет у обоих!! или у троих - смотрите, сколько у вас детей!) наклейку. Или: "каждый раз, когда ты уберешь игрушки за 10 минут, я дам тебе наклейку". Заметьте, что лучше не использовать слово "быстро", т.к. это примерно как "хорошо": у всех свои понятия. Мой Саша, например, очень медлительный. И когда я его прошу сделать что-то быстро - он честно ускоряется, но настолько незаметно для меня, что я (сама себя загоняю ведь!) начинаю нервничать. А он недоумевает: он же быстро! :)))
Кстати, при помощи наклеек вы можете корректировать и поведение ребенка в общественных местах: "Если ты в магазине будешь ходить с нами рядом медленно, мы дадим тебе наклейку, когда выйдем." Только примите во внимание, что первый ваш поход в магазин должен быть очень, максимально быстрым. Буквально зашли-вышли, чтоб малыш смог получить свою похвалу и наклейку. Постепенно время пребывания можно увеличивать.
2. К цели - мелким шагом.
если вы ставите перед собой цель "научить быстро одеваться", то определите ребенку то время, за которое он ТОЧНО сможет одеться. Каждый раз, когда вы будете его хвалить за маленькие шажки (пусть даже за полчаса, но сам!), он будет стремиться сделать эти шаги больше. Например, Саше в первый раз я дала 40 минут на то, чтобы одеться. Он справился за 20. Удивлены были все! Я очень хвалила сына, а он радовался, что справился так быстро (используйте таймер в таких ситуациях, малыш будет видеть, сколько примерно прошло, а сколько осталось времени). В следующий раз я ему сказала, что мы можем сократить время до 25 минут. т.к. он очень быстро оделся. И Саша оделся за 15. А 15 - это уже очень хорошо! ))
3. Не облегчайте задачу.
Основная движущая сила системы наклеек - это мотивация ребенка. Если ему будет слишком легко - он не получит удовольствия от выполнения задания и потеряет увлеченность новой идеей. Сначала, конечно, детям нужны постоянные ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ успехи, чтоб заслужить поощрение, но дальше программу стоит усложнить. Здесь хорошей иллюстрацией будет служить сокращение времени, например, на одевание, как я писала выше.
Вполне возможно, что в какой-то раз ребенка будет ждать неудача. Как-то раз (и это было даже два или три раза) Саша не пошел в ванну по первому требованию Вити. Тогда Витя, в тот момент, когда сын все-таки пришел, похвалил его за появление в ванной комнате, но сказал: "К сожалению, сегодня ты не получаешь наклейку, потому что ты не пришел по моему первому требованию. Но завтра у тебя ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ И ТЫ ПОЛУЧИШЬ НАКЛЕЙКУ". Конечно, у Сани начались слезы и тут важно - проигнорировать это поведение и как только истерика прекратится переключить ребенка на что-то положительное. Но об игнорировании мы поговорим отдельно.
4. Один тип поведения - одна программа
Скорректируйте и закрепите сначала один тип поведения. Через некоторое время после получения результатов можно ввести систему еще раз - за другой тип поведения.
Однако, некоторые типы (чистка зубов, пристегнутый ремень в машине, уборка игрушек) - могут быть объединены (можно проводить две программы по по одному типу каждая). Но если вы беретесь за коррекцию визга, криков и т.д. - то лучше оставить такую программу одну, т.к. она требует очень большой родительской концентрации.
5. Говорите о хорошем
Проговаривайте и поощряйте за хорошее - то самое, которого вы добиваетесь - поведение. Обращайте внимание на детей, дружно играющих, интересуйтесь их игрой, хвалите за дружную игру. Поощряйте самостоятельное одевание малыша и его попытки сделать все самостоятельно. Будьте рядом и хвалите в то время, когда малыш старается заслужить наклейку.
6. Банкротству-нет!
если вы используете систему с обменом, обратите внимание, что стоимость поощрений должна быть разумной. Может, ваш малыш попросит велосипед? Наверно, это будет слишком дорого. В первом посте о материальных поощрениях я писала, что вы можете использовать для обмена:
-поездку в лес, парк
-покататься вместе на роликах
-сходить на аттракционы (например, не чаще раза в неделю или две, оговорите это сразу)
-разрешить подружке/другу ночевать у вас
-недорогие игрушки (мячики прыгунки, маленькие машинки и т.д.)
-канцелярия и т.д.
Обратите внимание, что список поощрения должен быть разнообразным: тут и лакомства и игрушки и полезные предметы и время с родителями. В конце-концов дополнительная сказка может стать самой большой наградой для малыша.
7. Трезвый рассчет
Правильно рассчитайте количество наклеек, необходимых для обмена, если используете систему с обменом. Ведь если Ване надо будет набрать 400 наклеек, то вряд ли его мотивация сохранится на должном уровне. Но с другой стороны, если заслужить наклейки будет очень легко - это тоже шаг в сторону неудачи. Маленькие дети (3-4 года) должны "зарабатывать" что-то каждый день. Дети старше (6-8) - как минимум, каждую неделю.
8. Формируем программу вместе
Если ребенок достаточно большой: 5-6 и старше, привлеките его к работе над программой. пусть он поможет придумать вам поощрения. Можно это сделать и с ребенком помладше, почему бы и нет, все зависит от малыша. Мы с Сашей не использовали систему с обменом.
9. Не подкупаем, а поощряем!
Что такое подкуп? Это сначала обещание чего-то особенного, а потом формулирование запроса: "Я куплю тебе шоколадку, только перестань орать". Шоколадка появилась ДО того, как поведение стало спокойным. В нашей программе мы сначала добиваемся требуемого поведения, а потом поощряем ребенка. Это принципиальное отличие. Ведь в первом случае малыш все равно получит шоколадку, а в нашей программе, если требуемого результата мы не получим, то "шоколадка" останется у нас.
10. Поощряйте!
Используйте поощрения и в обычной жизни. Например, в дальней поездке на машине. Припасите мешок сюрпризов и вручайте детям каждые 50-80 км спокойной езды. обратите внимание, что похвала, объятия и поцелуи - это тоже поощрения. Используйте эти виды поощрения при ежедневном поведении, которое вас устраивает: самостоятельно оделся, убрал за собой посуду, помогал сестре и т.д.
11. Не смешивайте!
Система наклеек работает "без потерь". Например, ребенок заработал наклейки за то, что делится игрушками, но потом подрался... Ни в коем случае не отбирайте наклейку. Драка - это другой тип поведения, а ваш малыш все сделал правильно - поделился игрушкой и вполне заслуженно получил наклейку. Используйте для пресечения драк другие системы или проведите систему материальных поощрений после того, как закрепите поведение, интересующие вас сейчас.
12. Контроль над собой и программой.
Не "оплачивайте" достижения, в которых чуть-чуть не хватает очков. Это будет нарушением контракта. Если вы определили, что идете в парк при достижении 15 наклеек, то если у ребенка их 14 - вы в парк не идете. Он сможет обменять свои наклейки на что-то менее "дорогое".
Убирайте наклейки. Они хранятся только у вас. Ведь соблазн приклеить себе на листик пару таких нужных наклеек очень велик. Лишите детей этого соблазна. Уберите наклейки так, чтобы дети не могли их достать.
Всегда отмечайте, когда дети ведут себя в соответствии с условиями программы. Помните, последовательность - это основа системы.
Если проблема, над которой вы работаете, актуальна и для школы - поговорите с учителей. Возможно, он поддержит вас и будет отмечать хорошее поведение ребенка в школе и отдавать потом карточку домой. А дома вы сможете учитывать и те наклейки, которые ребенок получил в школе.
Итак, обобщим тезисно:
-четко определите критерии хорошего поведения ребенка
-делайте маленькие шаги
-повышайте сложность заданий
-не делайте программы слишком сложными, сначала возьмите одну или две проблемы
-сосредоточьтесь на позитивном поведении
-выберите недорогие поощрения
-выдавайте поощрения ежедневно
-привлекайте ребенка к выбору поощрений
-правило: сначала нужное поведение, потом поощрение.
-отмечайте успехи в повседневных делах
-постепенно заменяйте поощрения на похвалу
-пусть список наград будет разнообразным
-не смешивайте поощрение и наказание.
-контролируйте программу
----------
На фото: Сашины наклейки за приход в ванную по первому требованию.