Аурика
9 лет
"Мать, про которую говорить запрещено"
СемейноеАвтор: Синевич Ольга Викторовна. Психолог, Гештальт-терапев супервизор. г. Минск (Беларусь)
Феномен "мертвой матери" был выделен, назван и изучен известным французским психоаналитиком Андре Грином. Статья Андре Грина первоначально была представлена в виде доклада в Парижском психоаналитическом обществе 20 мая 1980 года.
Хочу отметить, что комплекс мертвой матери возникает не из-за реальной потери матери, мёртвая мать - это мать, которая остаётся в живых, но она мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию (смерть ребёнка, родственника, близкого друга или любого другого объекта, сильно любимого матерью). Или это так называемая депрессия разочарования: это могут быть события, которые происходят в собственной семье или в семье родителей (измена мужа, переживание развода, унижение и т.п.).
В своем докладе А. Грин Рассматривает понятие комплекса "мертвой матери", его роль и влияние в формировании и развитии личности ребенка. Так же А. Грин говорит о том, что для таких клиентов не характерны депрессивные симптомы, "налицо ощущение бессилия: бессилия выйти из конфликтной ситуации, бессилия любить, воспользоваться своими дарованиями, преумножать свои достижения или, если таковые имели место, глубокая неудовлетворённость их результатами." [1]
Мое первое осознание мертвой матери сначало пришло ко мне в терапии задолго до прочтения Андре Грина. Я до сих пор помню эту бурю горя, горечи, душераздирающей боли, и наполненной душу страданиями, а так же ощущение Вселенской несправедливости. Затем я пошла дальше и узнала, что больнее и разрушительней мертвой матери, может быть мертвая убивающая мать (я так ее назвала). И вот о мертвой убивающей матери, я бы хотела рассказать.
На мой взгляд мертвая убивающая мать наносит более сильный ущерб ребенку, чем просто мертвая мать.
Мертвые убивающие матери это не только матери, которые проявляли жестокость по отношению к своему ребенку, эмоциональное отвержение, пренебрежение, унижали своих детей всеми известными способами. Но, это и матери, по внешним проявлениям которых создается впечатление заботы и любви о своем ребенке, но эта так называемая забота и любовь проявляются в потворствующей и доминирующей гиперпротекции, повышенной моральной ответственности. Таких матерей я называю сиренами, они очень манящие, прямо таки притягивают к себе, манят, зовут, а потом "сжирают". На самом деле суровая, жестокая и отвергающая мать может нанести меньше вреда, чем чересчур заботливая и оберегающая, и хронически тревожащаяся. Потому что жестокая мать не маскирует свои агрессивные и убивающие тенденции под заботу и любовь.
Кроме того, мертвые убивающие матери- это еще и матери, которые очень обеспокоены здоровьем своего ребенка. Таких матерей интересуют болезни ребенка, его неудачи (они очень участливы если что- то происходит плохое с ребенком, в этом очень много заботы и энергии), и они все время делают мрачные прогнозы насчет будущего своего ребенка. Они все время как бы переживают за своего ребенка, чтобы с ним что - нибудь не случилось. Чтобы ни дай Бог не заболел, не упал с горки, не сбила машина. "У меня растет дочка, как я боюсь, вдруг ее изнасилуют". "Ой, как я боюсь за своего ребенка, мне все время страшно, я боюсь, что с ним что-нибудь произойдет нехорошее".
Такая мать остается безразличной к благоприятным переменам и не реагирует на радость ребенка, или даже испытывает некое недовольство. Дети таких матерей во взрослом возрасте говорят, что подлинный интерес и заботу от матери, они чувствуют если у них что-то случилось, а когда все хорошо, то возникает ощущение как будто мама и не очень то довольна, а даже будто огорчена, что ничего не произошло плохого. В снах таких матерей много болезней, смерти, крови, трупов. В поведении она не наносит видимый ущерб ребенку, но постепенно и методично подавляет в нем радость жизни и веру в себя, в развитие, в жизнь и в конце концов заражает его своей смертоностностью, ребенок начинает бояться жизни и тянется к смерти.
Таким образом, суть мертвой убивающей матери не столько в ее поведении, а сколько в ее подсознательном отношении к ребенку, которое может проявляться как в разрушительном поведении, так и в виде заботы.
Для меня нет сомнений, что между матерью и младенцем происходит обмен информацией. Предполагаю, что обмен происходит посредством слияния, интериоризации и идентификации ребенком матери.
Spiegel говорит, что "младенец способен эмпатически воспринимать чувства матери задолго до того, как его развитие позволяет ему понять их значение, и этот опыт оказывает на него серьезное влияние. Любые нарушения связи вызывают тревогу и даже панику". [3] Он говорит, что к пятимесячному возрасту, ребенок демонстрирует симптомы страха, адресованные матери.
Из своего материнского опыта, я могу сказать, что это происходит намного раньше, уже в месяц ребенок может демонстрировать эти симптомы. Кроме того уже в возрасте одной недели ребенок чувствует тревогу своей матери и реагирует на нее сильным плачем, например, когда мать берет спокойного ребенка на руки или просто склоняется и смотрит на него.
Далее он предполагает, что "возможно ребенок получает от своей матери импульсы неосознанной враждебности, нервного напряжения, благодаря эмпатическому восприятию, оказывается захлестнутым ее эмоциями депрессии, тревоги и гнева". [3]
Здесь я могу добавить, что не возможно получает, а точно получает. Кроме того, депрессия матери, ее тревога и гнев, могут и осознаваться самой матерью, а ребенок все равно их получает. Осознавание матерью своей разрушительности не спасает ребенка от эмпатического восприятия ее смертоностности. Но благодаря этому осознаванию, ребенок может не подвергаться бессознательным агрессивным импульсам матери, в виде "случайных" недоразумений, таких как: свалился с кроватки или пеленального столика, случайно ударила или стукнула обо что - нибудь (совсем не хотела) или "ой, как то извернулся и выпал из рук".
Итак, младенец полностью принимает, впитывает образ матери, включая ее враждебность и разрушительность. Этот смертоносный импульс интегрируется в структуру личности ребенка, его растущего Эго. Ребенок с этими импульсами справляется с помощью подавления.
Подавление, как ответная реакция на разрушительность матери и защита от нее. В поведении детей, у которых была убивающая мать, можно видеть мазохистическое поведение, которое сохраняется на протяжении всей их жизни.
Bromberg говорит, "что мазохизм поощряется матерями, в чей душе ребенок идентифицируется с родителем, по отношению к которому испытывалась враждебность. Этих матерей характеризует высокий уровень нарциссизма, сильное несоответствие между их идеалом эго и поведением и слабо развитое чувство вины. Они преподносят себя как жертвующих собой, заботливых и добрых, но под их претензиями кроется враждебная установка. Они пропагандируют и навязывают подавление сексуальных импульсов, но ведут себя сексуально вызывающе по отношению к ребенку.
Даже если они обнаруживают у себя какой-либо порок, у них появляется не настоящее чувство вины, а страх перед тем, что могут подумать другие. Ребенок испытывает на себе их жажду контролировать его. Так как отвергающие и враждебные установки очевидны, ребенок начинает чувствовать, что он живет во враждебном мире. Устремление его инстинктов интенсивно стимулируется, но их выражение запрещено. Он вынужден осуществлять контроль над своими импульсами задолго до того, как приобретет способность к этому. Неизбежная неудача ведет к наказанию и потере чувства собственного достоинства. Развитие эго затрудняется, у эго появляется тенденция к тому, чтобы остаться слабым, пугливым и покорным. Ребенок приходит к убеждению, что наиболее приемлемым поведением для него будет то, которое заканчивается неудачей и страданиями. Так страдание благодаря его матери ассоциируется у него с концепцией любви, ребенок со временем начинает воспринимать его как любовь". [2]
Но даже эта мать менее травмирующая, чем следующая.
Есть тип убивающих матерей, которые включают не только характеристики выше описанные, т.е. жертвующие собой, добрые и заботливые, "заботящиеся о целомудрии", но в тоже время у них прорываются деструктивные убивающие импульсы в виде непредсказуемых вспышек гнева и ярости, и жестокости по отношению к своему ребенку. Затем эти вспышки и жестокое обращение "подаются" как глубокая забота и любовь. "Я так с тобой поступила, потому что я очень сильно люблю тебя и забочусь о тебе, очень испугалась или переживаю за тебя". В моей практике были дети таких матерей. Это глубоко страдающие люди, они практически не получают удовольствия от жизни. Их внутренний мир наполнен сильнейшими страданиями, они чувствуют свою никчемность, ощущают себя презренными, хуже всех. Им очень сложно найти в себе что- то хорошее. Убивают себя токсическим стыдом. Внутри себя часто описывают какую-то пожирающую, убивающую дыру, пустоту. Им все время страшно стыдно что-то делать. Может присутствовать отвращение к своему телу, особенно к груди (если это женщина). Одна моя клиентка говорит, что с радостью бы отрезала свою грудь, совершенно никчемный орган, а кормление грудью это вообще отвратительный процесс.
В анамнезе клиентов с синдромом мертвой убивающей матери могут быть депрессивные состояния или депрессия, панические атаки, и паранойя преследования. Говорят, что весь мир враждебно настроен против них, все хотят причинить им вред. Этот вред часто связан с фантазиями о жестоком физическом или сексуальном насилии, или говорят, что их посто убьют из-за телефона, планшета или просто так, потому что их окружают одни придурки. Параллельно они проецируют свою внутреннюю реальность во вне, тогда люди которые их окружают это "быдло, которое только и думает как нажраться и натрахаться, или кого-то ограбить, избить или изнасиловать", и конечно в это кто-то они обязательно попадут. Все им завидуют и только думают о том, как бы им навредить.
Например, моя клиентка говорила мне, что я все время встречаю ее с ненавистью, на терапии я просто ее терплю, если я не услышала ее звонка по телефону, то я сделала это специально, потому что она мне противна, и я знаю как она переживает и злится и впадает в тревогу, когда я сразу же не отвечаю на звонок, и делаю это специально, только для того, чтобы навредить ей, поиздеваться над ней. А когда я действительно сердилась на нее, то лицо клиентки становилось мягче и возникало ощущение, как будто она питается и наслаждается злостью. После того, как я обратила на это внимание, клиентка сказала, что это действительно так, моя злость это как проявление любви, заботы о ней, только тогда она чувствует, что я к ней не безразлична и испытываю теплые чувства.Кроме того, женщины для нее- это "сучки похотливые" (в большинстве своем), а мужчины или "альфа - самцы" (говорит с презрением и отвращением), или просто презренные существа, валяющиеся на диване и ничего не стоящие, но и у тех и тех в жизни ведущий только один орган- это пенис.Агрессия ее направлена в большей степени во внутрь, она не скандалит на работе и в семье, она методично разрушает себя. Единственное место в ее жизни, где она выказывает свое неудовольствие не скрывая ненависти, презрения, отвращения к себе и другим это психотерапия. И сразу же снова себя убивает за это токсическим сыдом, что она ненормальная, ничтожество, "я какой-то урод".
Мое собственное осознавание материнской разрушительности развивалось в психотерапии еще до моей беременности и расцвело во время нее. И абсолютно новый виток начался сразу после рождения ребенка. Это был самый сложный виток из всех предыдущих.Из своего опыта и опыта своих клиентов могу сказать, что первичным в убийственной враждебности матери против своего ребенка является конфликт матери с ее матерью. Это межпоколенный конфликт, и в каждом последующем поколении он становится сильнее и патогеннее. Т.е. если бабушка была просто мертвой матерью, то ее дочь не просто мертвая, а убивающая мертвая мать, а внучка уже с более выраженным убийственным импульсом, а следующее поколение уже может и физически убить ребенка. Это когда выбрасывают новорожденных в мусорные баки, рожают в туалете (деревенском), убивают себя и ребенка или одного ребенка, потому что не знала куда его деть, боялась, что мама выгонит и тому подобное. Предполагаю, что такое усиление смертоностности в следующем поколении связано с тем, что страх ребенка перед жестоким уничтожением своей матерью, требует для своего высвобождения еще более сильного жестокого уничтожения. Кроме того, такое усиление между поколениями присутствует только тогда, когда ребенку обсолютно негде было "погреться".Часто желание убить своего ребенка не осознается. Мертвые убивающие матери очень сложно подходят к осознаванию своей разрушительности, они очень пугаются что сходят сума, стыдятся и вытесняют свою смертоностность. И только при установлении прочных доверительных отношений можно потихоньку подходить к их страху как к желанию навредить, убить.
Мне повезло, когда я забеременела, я уже была в психотерапии, но все равно пугалась не сошла ли я сума, и очень было страшно стыдно говорить на терапии о том, какие ужасные мысли у меня по отношению к своему ребенку, а осознавание своей мертвенной убийственности причиняло едва выносимую боль.
Комплекс, синдром мертвой убивающей матери начинает расцветать во время беременности в виде угрозы выкидыша, сильных токсикозов, может быть обвитие пуповины плода и всякие разные сложности, которые возникают во время беременности и самих родов. Далее после рождения ребенка у матери начинает еще сильнее и быстрее оживать ее травматизация, оживает мертвая мать или мертвая убивающая мать. Это может проявляется в виде послеродовой депрессии, сильной тревоге, невозможности ухаживать за ребенком (не знаю что с ним делать, нет сил), убийственных фантазиях по отношению к своему ребенку, чувстве ненависти к нему, желании чтобы ребенок заболел или страхах вдруг ребенок умрет. Чаще всего весь этот прекрасный набор не осознается.
Я просто спала целыми сутками, а когда моя дочь просыпалась, тупо держала ее на руках, ухаживала на автоматизме, знала, что нужно делать и выполняли действия как робот, параллельно осознавая весь ужас своих фантазий и желаний. Так я продержалась месяц, затем побежала на терапию. Кроме того, убийственность матери прорывается во снах. Это наполненные тревогой, ужасом и болью сны. Сны про то, как ребенка забирают, или мать сама его покидает, или сны про убийство своего ребенка, некоторым матерям сниться как они разрывают своего ребенка, перегрызают ему горло или разрубают топором, душат или вешают свое дитя, или ребенок умирает в больнице от какой- то болезни.Агрессивные импульсы матери могут быть направлены на убийство и увечье одновременно. Например, из практики, женщина очень ярко описывала как бы она убивала своего ребенка, или как ей хочется ударить его головой о косяк двери, или чем нибудь тяжелым по голове, или разрубить топором, или придавить подушкой, или утопить во время купания. Ребенок младенец. Разрушающие, убийственные тенденции матери проявляются всю ее жизнь, если вдруг она не приходит в терапию. Когда женщина находится в терапии, ее синдром немного смягчается. Но даже вне зависимости от того, осознает ли мать эти тенденции или нет, справляется она с ними или нет, проявляются они в заботе или нет, все равно эти тенденции передаются ребенку. Предполагаю, чтобы до конца избавиться от него, понадобиться поколения три, с учетом того, что каждое поколение будет находиться в терапии, и чем раньше, чем лучше.Находясь в терапии и осознавая свою мертвенность и убийственность, осознавая как она проявляется в отношениях с моим ребенком, только благодаря этому моя дочь никогда не падала с кровати, не ударялась головой, болела очень редко, никогда ничего не засовывала себе в носик, не обжигалась, не падала с горки и т.п. Но я все равно вижу в проявлениях своей дочери мою мертвенность и разрушительность (конечно это выражено не так сильно как у меня, но все же есть). Она заразилась, несмотря на всю мою осознанность еще до ее рождения. В этом месте душа моя болит, но я все еще не теряю надежды на то, что я смогу компенсировать в ней свою и теперь уже и ее мертвую мать.Пару слов, я бы хотела еще и сказать про отца. Я не придерживаюсь мнения, что отец не играет никакой роли в формировании, синдрома мертвой убивающей матери. Я считаю, что бессознательно мужчины и женщины выбирают друг друга примерно с одинаковой степенью психологического благополучия и неблагополучия. Т. е. если у одного из партнеров есть мертвенность, то она есть и у другого. А вот ее проявления могут быть разными. Из своего опыта и опыта своих клиентов у меня сложилось такое представление о роли отца.
Он участвует в синдроме мертвой убивающей матери или своей бездейственностью, т.е. ничего не предпринимает, не защищает своего ребенка от материнской агрессии, строгости, не подвергает сомнению ее методы ухаживания за ребенком и таким образом поддерживает разрушительные импульсы матери, или потом они меняются ролями: отец выполняет роль корающего эго, проявляется это в жестоком обращении к детям, а мать вроде бы и ничего плохого не делает. А на самом деле уже она его поддерживает в этом тем, что не защищает своих детей от жестокого обращения. Не обязательно партнеры могут меняться ролями. Еще патогеннее вариант, когда мать маскирует агрессивное и жестокое отношение отца под заботу и любовь. Приходит к ребенку и говорит о том, что папа их очень любит, "он не со зла избил тебя, он очень переживает, заботится о тебе" и в конце наносит контрольный выстрел - "иди пожалей папу, он так расстроен".
Наиболее сильно синдром мертвой матери, мертвой убивающей матери присутствует в химической зависимости, созависимости, депрессиях.
Во всех хронических смертельных заболеваниях такие как рак, туберкулез, ВИЧ, бронхиальная астма, сахарный диабет и т.п. В пограничных расстройствах, в сильно выраженном нарциссическом расстройстве.
Работа с клиентами у которых есть синдром мертвой матери, мертвой убивающей матери очень долгая и кропотливая, включает в себя специфику, например, если это химически зависимые люди, то нужно знать специфику зависимости. Но то, что объединяет, это материнское дружелюбие со стороны терапевта. А клиент всеми ему известными способами сопротивляется этому.
И если вы терапевт у которого самого есть синдром мертвой матери или мертвой убивающей матери, ваше наблюдающее эго должно быть всегда на чеку. В ваш контрперенос может легко вплестись ваш личный перенос. В контрпереносе с клиентами с синдромом мертвой матери можно чувствовать холодность, замороженность, безразличие, отстраненность. А в синдроме мертвой убивающей матери контрперенос более сильный, кроме выше перечисленного, хочется еще и убить, унизить, ударить, может присутствовать отвращение, презрение. В работе с такими клиентами я перестраховываюсь и всякий раз спрашиваю себя "для чего сейчас я это буду говорить из какого чувства я это говорю, для чего, что сейчас я делаю с клиентом?" Пока это все, что я хотела рассказать про мертвую убивающую мать. И еще раз хочу отметить, что мертвая убивающая мать - это живая мать на самом деле. Смертоностность и убийственность матери проявляется не столько в ее поведении, а сколько в ее бессознательном отношении к ребенку, эта убивающая энергия матери, которая направлена на ребенка, и может проявляться как в разрушительном поведении, так и в виде заботы.
Источник: (via)
Аленка
Написала большой комментарий, стерла... Больно очень, и хочется оправдаться. Но с другой стороны это одна из теорий... Которых много, очень много... И в каждой теории видение только одного конкретного человека. Кто сказал, что это истина? Да, возможно это те самые оправдания, но если взять эту теорию за истину, мне жить не хочется(((
05.01.2015
Ответить
Аурика
Знаешь ли,"не жить"-это слишком просто и легко,работать над собой куда труднее.Так что хватит,мать,себя жалеть и сопли жевать)Все у тебя хорошо,все идет,двигается,меняется в жизни.Ты взрослеешь,мудреешь и матереешь)
05.01.2015
Ответить
Аленка
Да, конечно, ты права)))) опять я в депресняк ухожу, а надо жить, надо что-то делать, двигаться.... Надо... Буду пытаться)))
05.01.2015
Ответить
Allo4ka
Мне иногда становится страшно от такой ответственности. Стать мамой достаточно просто, а вот быть ей каждый день и постараться хотябы не навредить...Религиозные мужчины- евреи каждый день произносят благодарность Б-гу, за то, что он не создал их женщиной. Самые умные из них признаютсяь что женщина сильнее и совершеннее, и именно от ее поведения многое зависит.
31.12.2014
Ответить
Darja
Частично полезная статья для меня. Я сейчас разрываюсь между новой жизнью, разводом, депрессивными состояними и тем, что надо быть при этом мамой. Это просто невероятно сложно, трудно и болезненно. И детям, конечно, достается по полной. Но думаю о том, что это период, это не навсегда
31.12.2014
Ответить
Ольга
Аурика, спасибо Вам за такие вот статьи. Что скажешь — это страшно, да. Но осознав это проще контролировать. И пытаться исправиться. В моей семье очень похожая ситуация. Мама была первым нежеланным ребенком, нелюбимым, лишним — с ней жестоко обращались. С нами (нас четверо сестер) мама была жесткой. Когда умер папа (я была подростком), она именно "захлопнулась" — я как бы умерла для нее, стала мешающим элементом в жизни. Хотя она была уже не молоденькой девушкой — старше 50. И из детства я помню некоторые сцены, которые совершенно неправильные по отношению к ребенку — когда гнев, усталость, злость срывали на мне. А потом, принеся домой из РД дочь, я стала сходить с ума. Это еще называется "приложениями" в Православии. Когда я открывала морозилку и вдруг приходила мысль — "да ведь она [дочь] как раз в отсеке морозилки поместится". Или мою попку ей над раковиной и "если она упадет отсюда, то ..." Или на прогулке в стопицотый раз укачивая ее после короткого сна "если забросить ее в этот сугроб..."Короче, ужас. При всем при том, что я ее люблю, забочусь. Обострение всех семейных проблем пришло после экс по прихоти врача. Долго не могла вырвать это из себя — и больше года была той самой ММ. Да и сейчас, конечно, рано говорить, что все в прошлом.
31.12.2014
Ответить
Naranja
Это очень жестко, очень. Страшно, беспросветно и жестко. И сразу видишь себя — потому как какие-то проявления совпадают. И от этого совсем беспросветно. Хоть вообще ничего по таким темам не читай.
30.12.2014
Ответить
Лилия
Жуткое, тягостное ощущение от статьи, особенно видимо от часто повторяющегося сочетания слов ММ и МУМ(Не верится, что такие мамы есть и очень страшно поймать такую в себе(
30.12.2014
Ответить
polina
В этих теориях меня всегда смущает, что их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. И, в итоге, на женщин опять ложится груз вины. В нос себе что-то сунул, заболел — все мама виновата.
30.12.2014
Ответить
Аурика
Хорошо,кто виноват? Кто нанес травму тем,кто виноват?Где начало?Мужчина?Его родила женщина....Я не вижу вообще причин искать кто виноват.В этой статье точно.Почему так пугает понятие "вина"?Да,если ты ударил ребенка,то ты виноват.Виновата.Можно найти того,кто довел женщину до этого состояние и считать и ее жертвой.Но виноватый все равно есть.И? Статья-то о том,как разорвать этот круг.Для начала понять как это работает.
30.12.2014
Ответить
polina
А почему банан не может быть просто бананом? Да, есть рак, есть СПИД, да, дети падают и ломают себе руки. Почему это нужно объяснять убийственной энергетикой матери?
30.12.2014
Ответить
Аурика
Потому что матери убивают своих детей.Бьют,унижают,отталкивают.И физическое воздействие-убить,начинается где-то раньше,с оскорбить.С "не любить".Я думаю,это именно "банан"-найти помощь и предотвратить скатывание в "убить".Я видела семьи,где дети все время получают травмы.Это....очень специфические семьи,с очень тяжелой семейной историей.У сестры моей мамы умерло от несчастных случаев ШЕСТЬ детей.......ЕЕ мать,наша бабушка выкинула мою маму в 3 месяца на крыльцо сельсовета и уехала на 20 лет....Через 10 лет она родила младших сестер-теток.Знаешь,как прожили жизнь их выжившие дети,трое?Ну,двое вроде живы к 40 годам....
30.12.2014
Ответить
Аурика
Нет,я с 7 лет жила с соседями,бабушками-дедушками-сестрой.Она не рвется общаться ни с нами,ни с внуками.
30.12.2014
Ответить
Marika
я тоже покрикиваю, особенно, когда учимся :(((( она так тупит капитально :( Вот сейчас школы нет, у нас мирдружбажвачка...
31.12.2014
Ответить
Аурика
У нас другая проблема-просто не делает,обманывает,скрывает(Без школы да,почти идилия)Еще проблема-гигиена((Потеет,пахнет адски и не моется,блин(ГОняю,но пока...Понимаю,через пару лет будет наоборот,но пока весело и "ароматно" в доме))
31.12.2014
Ответить
Marika
ну они еще маленькие, не могут в голове перестроится в голове, что все поменялось в их организме... Я себя подготавливаю, что и мои так будут себя вести. Душ не даю сачкануть ни дня. Они ноют, что я их каждый день заставляю мыться, но может прибьются полезные навыки...
31.12.2014
Ответить
Аурика
Что именно? Быть другой? Я думаю, мама сама старалась, как могла.Она выросла среди большой семьи, ее забрали , на Кавказе не принято отдавать в детдом, если есть то естьхоть кто-то кровный.И она очень хотела свою дружную семью.У нас было много семейных традиций, просто в какой-то момент как будто все выключилось и мы с сестрой остались без опеки и ощкщения любви.Мы реально жили месяцами с соседями (Мама выбрала приоритетом не детей, а мужа.Я сейчас, как мать более старших детей, чем мы тогда, этого понять и принять не могу.И стараюсь изменить этоот "сценарий", так о том и статья)
31.12.2014
Ответить
Эвелина
Понятно. Просто (т.е., думаю, совсем не просто) тебе удалось изменить этот "сценарий" таким коренным образом, что это не может не удивлять и не восхищать).Про выбрать мужа, а не детей трудно понять. Каким бы любимым муж не был, дети на первом месте.
31.12.2014
Ответить
polina
Бросить ребенка на ступенях сельсовета — тоже конкретное действие. С детьми, которые погибли, — возможно, о них не очень заботились?
30.12.2014
Ответить
polina
Я, наверное, плохо сформулировала. Вот с чем я не согласна в статье: рак, ВИЧ, сахарный диабет, астма, травмы происходят из-за энергетики матери. Травмы могут быть, если ребенку не обеспечивают должную безопасность.Или, наоборот, слишком кутают в вату. Но могут быть и у детей совершенно нормальных вменяемых родителей. Есть люди с психическими расстройствами, ненавидящие своих детей. Есть люди с расстройствами привязанности. С этим нужно работать — тут я нисколько не спорю.
31.12.2014
Ответить
Аурика
У моей заведущей в кабинете был учебник 60-х годов-"Психосоматика".....Там до 60% заболеваний относились именно к психосоматическим, по причине возникновения.Но это крайне сложно лечить и не выгодно лечить, в отличии от таблеток и высокотехнологичнской хирургии.Я уверена, что часто травмирующ еся дети, которые гиперактивны себе во вред-это аутоагрессия, сахарный диабет стартует так же не на ровном месте и тд.И да, я уверена, что младенцы чувствуют энергию матери и окружающих.Вопрос, насколько они готовы сохранять себя, как взаимодействовать с этим.У меня нет противоречия с этими идеями.Мы несем ответственность за свое здоровье.Я не вижу уважения к личности в отрицании вообще какого-либо участия человека в воей жизни.
31.12.2014
Ответить
polina
Я не отрицаю. Но психосоматическую природу болезни в каждом конкретном случае доказать очень трудно, как и опровергнуть. А если матери начнут биться головой об стенку и винить себя в каждых соплях ребенка, легче не будет никому. Так действительно крышей можно двинуться.Я согласна с Сашей: у каждой из нас есть травмы, так или иначе. И мы их так или иначе транслируем.
31.12.2014
Ответить
Аурика
Если матери дочитают статью до конца(а мы ведь подозреваем,что матери вменяемы и могут читать и даже понимать смысл прочитанного:)),то поймут посыл статьи-все корректируется при желании)И даже травма от прочтения этой статьи-матери вполне способны пережить ее)
31.12.2014
Ответить
Ксюша
Точь-в-точь такие мысли возникли. Похоже на того Некрасова, который матерей в войнах обвинял. Не придерёшься
05.01.2015
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.