2 года

Что влияет на развитие речи в раннем возрасте

Лучший ответ

Мы тут с мамой недавно разговаривали на эту тему, мы с сестрой заговорили до 2 лет (в 1,7 и 1,9 года), пришли к выводу что это отчасти и из-за того что моя бабушка сутки напролёт говорила с нами потешками, короткие стишки привлекают внимание ребёнка и заставляют слушать)
04.08.2022
Женя, да, я тут в другой теме общалась, что раньше дети начинали говорить в более раннем возрасте, чем сейчас. Почему так? Не было никакой логоритмикой или артикуляционной гимнастики. Занимались с дети в целом вообще меньше, не до того было. Сейчас много развивающих карточек, книжек, игрушек. Дети реже смотрят в лицо матери и бабушки, а чаще сморят на яркие картинки в книжке, новые игрушки или даже в экран. Речь людей тоже была проще. Взрослые люди сами говорили меньше слов, медленнее, спокойнее. Много разных предметов бытовых вокруг. Раньше плита да холодильник, и стиралка, если повезет. Теперь мой ребенок знает слова: микроволновка, мультиварка, вытяжка, отпариватель, увлажнитель душевая кабинка и робот-пылесос и т.д. Или вот я купила дешевенький набор игрушечных овощей-фруктов ребенку, а там такая экзотика, авокадо, карамбола... блин. А все это озвучь, объясни.
04.08.2022
Арина С, я не знаю что влияет на речевое развитие больше всего, мне казалось гаджеты и чтение, но это очень скользкий вопрос, каждому свое, но сад точно должен быть толчком в развитии. Я сама с этим мучаюсь, но мои не сильно то и слушают когда я читаю, поэтому говорю стихи наизусть, тогда слушают
04.08.2022
Женя, гаджеты и чтение негативно, ты имеешь в виду, или позитивно влияют? Мой обожает книги, я много читаю, но сын именно в книгу пялится, я заметила. Мне трудно привлечь внимание к своему лицу. Мультики редко смотрим, очень очень редко, он залипает в них, не люблю такое. На сад надеюсь очень, но пока еще мы в него пойдем, а уж скоро 2 года, а речи всё нет. Потешки, стишки мы читаем и я рассказываю тоже реально много. И сама сочиняю, даже хотела тут на форуме чего опубликовать, уже могу свой сборник выпустить. Слов то он знает много, понимание речи хорошее, но почему нет желания имитировать, повторять? У моей подруги дочка книги вообще не любит, какие там потешки, сидят мультики смотрят. Не занимаются особо. Но дочка говорит без умолка. И еще интересный момент: она еще до года смогла обучить дочку сморкаться. Просто посморкалась перед ней и та, давай повторять. А я своего не могу обучить этому. Не имитирует ничего за мной, именно в плане лица. Вот почему так. Тут как будто есть какая то связь. Домашние дела, действия любит имитировать, но не это, мелко лицевое. Еще чуть чуть и я тоже впаду в панику РАС 🤦‍♀️
04.08.2022
Арина С, пока не паникуй, ребёнок маленький, после 2 лет все изменится, главное понимание есть. Я дочке речь запустила когда отдала на месяц в частный сад, даже 2 недель бы хватило) Я заметила что у детей возрастом с 1 до 2 лет разная отдача, кому-то показал один раз и он повторяет, а кому-то надо 100 раз повторить, вот мои относятся ко второму типу)))
04.08.2022
Женя, да, я жду пока. С садиком посмотрим как пойдет, добраться бы еще до него. Вот мне и интересно, почему одному показал, и он сразу повторяет, а другой нет? Знаешь, вот можно в зоопарке обезьянке рожу скорчить, и она повторит. У них сильные механизмы подражания, какие должны быть и у детей.
05.08.2022
Арина С, гаджеты у ребёнка и мамы влияют негативно, чтение всегда позитивно
04.08.2022
Женя, насчет книг я пока не знаю, вот написала, чт есть возможность и вреда от них. А почему гаджеты, мультики вред? По идее, они могут пополнять словарный запас ребенка. Хотя тут, думаю, это помогает старшим детям.
05.08.2022
Арина С, гаджеты у мамы = меньше проведенного времени с ребёнком, гаджеты у ребёнка = информационный и шумовой мусор. Да, ты права что дети могут учить цвета, формы, буквы из мультиков, но не все это делают, мои например из мультиков это никогда не учили, но читала что у кого-то дети запоминают. Я не полностью против мультиков, мама сама решает когда их включать, но думаю большей частью у них негативное влияние на развитие. Мы же сейчас обсуждаем почему у современных детей проблемы с ранней речью, поэтому первое препятствие которое приходит на ум- гаджеты
05.08.2022
Женя, да, ты права, это первое, что приходит в голову. Но гаджеты, телевидение, интернет сами по себе сильно изменили мир и мышление. Даже если мама выкинет телевизор, ноутбук и телефон, все равно эта мама уже будет отличаться от тех, что были раньше. Да и гаджеты все равно вылезут. Говорят, в садике уже мультики включают.
10.08.2022
Арина С, возможно ты права, мы эту тему дома много раз поднимали, но к единому мнению не пришли. Многие неврологи считают что поздняя речь из-за плохой экологии и не натуральных продуктов, но я так не склона думать, я честно не знаю что чем проблема и почему мои дети не начинают разговаривать до 2 лет)
10.08.2022
Женя, а генетика как? Когда ты заговорила и муж? Я уже в год много слов говорила, насчет мужа не знаю. Так что, может, у нас генетика слишком большой вклад вносит, как ни учи 🤔
13.08.2022
Арина С, я об этом тоже думала. Я заговорила в 1,9 года, моя сестра в 1,7 года, мой брат в 2 года, причём он рос в Тбилиси, по-русски говорила только моя мама, вся семья на армянском, он заговорил по-русски, а потом на обоих языках (это про то, что мне говорят что у меня дети билингвы поэтому не говорят рано), когда заговорил мой муж я не знаю, спрашивала свекровь, не ответила. Но генетика это не только мы с мужем, это намного обширнее. Насчёт много слов в год, мой старший с ЗРР говорил 7 слов в год (мама, папа, дядя, дай, де - деда, бабуля, не), а заговорил в 3,6 года после занятий дефектологом, у сестры дочь в год говорила сыр, качи, часы, сейчас ей 1,5 года и замолчала. В том то вся и проблемы что у наших детей развитие речи тормозит после 1,4 года и до 1,8 года, а у нас с сестрой развитие шло все время и новые слова постоянно появлялись поэтому и речь ранняя
13.08.2022
Женя, ох уж эти свекрови, все то они скрывают)) А твои билингвы? Ого, я не знала. Тогда да, может, и поэтому еще. Да, вот по разному может быть. У кого то поздний прорыв, но сразу много и сложно, предложениями. А у кого то ранние слова, а потом надолго замолкают или нет развития. И еще вопрос, что лучше. Мой почему то застрял на одном слове. Не понимаю, что за глюк такой 😶 Я уже боюсь отметки "2 года". Жду ее, а ничего и не изменится ( На даче общалась с кучей бабушек соседок, они все в один голос твердят, что их внуки тоже поздно заговорили.
13.08.2022
Арина С, вот у моих есть слова в год,потом развитие стоит на месте и дальше постепенно движется вперёд после 1,8 года. У дочки тоже в 2 года было без изменений, а вот позже пошёл процесс. Мои билингвы, но это сейчас на них не влияет, сейчас я с ними одна и вокруг только русская речь, но все же дочке 2,5 года, а она сложные предложения не говорит, говорит в основном предложения из 2-3 слов с глаголами,начала в 2,2 года, но развитие прямо черепашьими шагами идёт, надеюсь на прогресс из сада
13.08.2022
Женя, а лепет, детская речь была? Может, это просто медленный прогресс такой, скачками? Меня напрягает, что нет детской речи. Молчит, мычит. И этот "ав". Всё.
24.08.2022
Арина С, у всех моих детей был лепет, простые слова после 1-1,3 года, звукоподражания. Я после года активно обучаю детей простым словам и звукоподражаниям, могу месяца 3 говорить каждый день собака гав гав, пока не повторит, дальше перехожу к другому звукоподражанию, т.е. обучение идёт медленно, но идёт. А ты не хочешь с ребёнком обратиться куда-то? Типа психо-неврологического отделения в больнице св.Ольги на Удельной, куда я сейчас с младшим ходила, там 3 недели ребёнка ведёт невролог, логопед посмотрит, лечение назначат, может прогресс двинется.
24.08.2022
Арина С, мы мультики включаем без проблем, вот правда, но сидим рядом и все объясняем, это как живые книги, на мой взгляд. Сын очень рано начал делать жест "разведение рук" с подтекстом 'нету', потом увидели, что он научился из мультика про гусей, которые спрятались от бабуси, она там разводила руками. И он тоже абсолютно к месту начал делать этот жест - задолго до года. Отвечал так на наши вопросы соответствующие. И вообще многому научился из познавательных мультиков. Книжки пока не особо любит, но может немного посидеть. Чем лучше говорит - тем больше интересуют его книги. Но не наоборот. До 2 говорил слов 50, но с 1.9-1.10 умел составлять простые предложения: "мама, дай пить", "папа, ди (иди) ням-ням" и т.д. Зато пресловутый прорыв произошел в 2 года и неделю - начал повторять за нами много слов и вспоминать самостоятельно то, что слышал и видел давно)
06.08.2022
Катерина Ру, о интересно как, значит, мультики столько пользы могут принести) А у нас наоборот, книги это замена мультикам, поэтому отчасти, думаю, сын так их любит. Я читаю с выражением, на разные голоса и со звуками)) сама веселюсь с этого. Но не только в этом причина, сын и один может вытащить книгу и сидеть листать ее, если я не могу почитать. Но если предложить мультики, то он, конечно, сразу бросит книгу. Рано у вас заговорил. Уже в 1,9 предложения и 50 слов это круто очень. Мой то ничего не говорит. Даже детской речи нет. Тоже надеюсь на прорыв, но уже совсем скоро два, и становится беспокойно.
10.08.2022
Я на своем микроопыте могу согласиться с тем,что большие объемы чтения слегка тормозят речь. В свое время я много думала об этом,пыталась читать меньше,выбирать книги попроще. Но в свою очередь-это потребность ребенка. Дочь до сих пор читает "не по возрасту". Заговорила она в 2.1,сразу предложениями. В 2,2-2,3 это уже была речь взрослого человека, с различными "я полагаю","мама,давай подумаем","я решила" ну и т.д. Всё это всегда было к месту. И вот к такому ребенку применять методику "делай вид,что не понимаешь,она и заговорит" считаю неправильной. Она не говорила не потому что ленилась,а потому что не могла. Она мне пантомимой могла целый рассказ показать. Слов 30-40 у нее получалось,остальное жестами. Когда я ее не понимала, дочку бесило. Мне кажется,если зачатки речи есть, ребенок заговорит. Хотя разделяю ваше беспокойство. Младшему тоже 1,8, он пытается говорить предложениями,но это могу понять только я. (Гудюгудю вжжж-мотоцикл едет, авав галягаля- собака гуляет). А так у него даже "папа" и "баба" через раз получаются, все старшие члены семьи - мама.
09.08.2022
Nadejda, о, вы это заметили, интересно! Я пыталась найти какие то статьи на эту тему: объемы и сложность чтения детям и речь, но пока не нашла ничего. Но вот вы это заметили, и еще встречала такое же мнение на форуме, значит, что-то в этом есть. Я вот так жду, что сын тоже заговорит сразу много, как ваша дочка, но пока ничего, и немного боюсь. Он тоже жестами пантомимы устраивает, но не все жесты я понимаю, некоторые интуитивно понятные, а некоторые замысловатые. Уже словарь жестов надо составлять. Причем именно что кажется, что он пытается говорить, но не может. Спасибо, что поделились вашим опытом! Это очень интересно.
10.08.2022
Арина С, думаю,большие объемы информации не могут не тормозить речь, у детей же не все сразу развивается. Я еще заметила,что дочь не могла некоторые звуки говорить ("дад" вместо "дед", т.е. "е" у нее не получалась). Делали простейшую логогимнастику (язычок выглянул из домика, посмотрел налево-направо-вниз-вверх и "слоник-лягушка"(губы в трубочку-в улыбку). И через месяц примерно ее прорвало.
10.08.2022
Nadejda, за восприятие информации и воспроизводство речи отвечают разные области коры, и по идее их развитие не должно тормозить друг друга (по идее, но...). Не факт, что развитие одной области стимулирует развитие другой, но и не тормозить вроде не должны друг друга. В отличие от моторики, например, ведь за речь отвечают отчасти те же области, что и за движения, тут явно есть связь (я про премоторную кору). Поэтому и логогимнастика полезна, и развитие мелкой моторики. Вот я заметила, что сын совсем не повторяет за мной эти движения, я просто не могу его уговорить делать упражнения. Он редко смотрит на мое лицо. Недавно с трудом обучила его вытаскивать язычок хотя бы, он немного побаловался и бросил. Вот тут какая то интересная связь прослеживается. В этом мне видится и опасность избыточного количества книг - ребенок смотрит преимущественно на картинки, а не на лицо мамы.
10.08.2022
Арина С, кстати,с моторикой у дочери было все в порядке, она любила и гимнастику пальчиковую,и рисовали мы с ней с года,и лепили,и крупы перебирали,а она не говорила. Повторять движения стала после развивашки,они там кучкой друг за другом повторяли,а потом дома тоже показывали,чему научились. Еще проверяйте зрение, когда ребенок долго сиотрит близко на картинки это тоже вред. Я не знала. Возможно, так мы испортили зрение. Возможно,генетика.
10.08.2022
Nadejda, моторику это да, важно. Но еще важнее лицевая моторика. Мой тоже обожает в крупах повозиться и ягоды с куста только так собирает, мелкой моторики завались. Но лицевой мало. Все эти упражнения на мимику губ: высунуть язык, вытянуть губы в трубочку и т.п. - не повторяет. Вот тут у меня и возникают подозрения. Зрение мы проверяли, нам уже с 6 месяцев сказали, что плоховатое (недостаточная дальнозоркость, которая у младенцев должна быть), запретили телефон и телик, хотя мы их никогда и не смотрели. Думаете, реально картинками можно испортить? Не знала про такое 🤔😯
13.08.2022
Арина С, если не пробовали,то попробуйте лицевую моторику в виде сказки. В интернете есть сказки про язычок. У нас книжка была,но я сейчас не дома,не помню автора. По поводу зрения,нам тоже самое говорили. Недостаточная дальнозоркость,глаз напряжен,уберите гаджеты. А дочь у меня не смотрела мультики лет до трех, да и потом не каждый день,и даже не каждую неделю. И никто не сказал мне,что можно книжками навредить. Она читать обожала,несколько часов в день (не подряд) мы читали. Получается ребенок близко смотрел все время на картинки. А надо то вблизи,то вдаль. Мне это объяснили,когда дочь очки надела уже(
13.08.2022
Nadejda, Ого, вот как, буду знать. У меня сын очень любит книги смотреть. Нам тоже запретили только гаджеты близко. С лицевой моторикой не выходит, я уж и так и этак, и по книжкам и сама, не повторяет. Был эпизод, начал показывать язычок, я обрадовалась. Но перестал почему-то. Ни в какую теперь. Только смотрит внимательно.
24.08.2022
Арина С, смотрит-тоже хорошо, запоминает. Может,потом повторяет,пока никто не видит. А может,просто позже выдаст все умения.
24.08.2022
Nadejda, запоминает он отлично, у него супер память, слова с 1 раза запоминает, даже я так не могу. Но повторяет, это вряд ли. Он и улыбается то редко, на улице все говорят, что он такой серьезный 😆 как профессор
24.08.2022
А ещё генетика. Со мной так много не читали как я читаю с сыном. Но оба мы заговорили рано (в полтора уже и я и сын говорили простыми предложениями). Это генетика.
04.08.2022
Кетрин, да, генетика очень влияет. Надо было отметить это в теме, так же как и проблемы при полрз, беременности и вообще со здоровьем ребенка. Ну не стала про это писать, потому что интересно то, на что хоть как то можно повлиять. Я сама тоже в год уже много слов говорила, а вот мой сын ничего.
05.08.2022
Привет! Со всем согласна, хороший пост. Про книжки, думаю, имеется ввиду, что книжки не по возрасту или сложные для неговорящего ребенка, хотя слышала другое мнение - что ребенок усваивает фонему даже из сложного текста. В целом, не думаю, что были какие-то исследования на тему книг, но мне интуитивно кажется, что книги это благо для речи. Дочка целыми предложениями их цитирует, это же здорово. А мультики и мелкая моторика всегда требуют раскрытия темы, а то до сих пор многие не верят😈 Я ещё читала интересный момент для запуска речи. Лучше для ребенка не просто все называть, а наоборот, ребенок чем-то заинтересовался, сам проявил внимание, и тогда мы озвучиваем название. Это мне показалось любопытным
04.08.2022
ПижамаМама, спасибо за такое мнение) Насчет книжек я это отметила, чтобы не забыть мысль, Я как раз искала такие исследования, но не нашла пока. Я вообще сначала хотела создать тему именно про то, есть ли вред от сложных книг и сложной речи родителей для развития речи ребенка. Но пока искала инфу на эту тему, наткнулась на другое интересное и записала. Я с вами интуитивно тоже согласна, т.к. за восприятие и усвоение информации отвечают одни зоны мозга, а за моторику и речь совсем другие, вряд ли так уж развитие одной области мешает другой. Да, интересный момент вы описали, нет сомнений, что это важно. Для сознательного восприятия очень важно активное внимание, хотя мозг способен воспринимать даже на подсознательном уровне. Поэтому всегда важно сначала заинтересовать ребенка, а потом обучать или обучать преимущественно тому, что ему самому интересно. Жаль, этому принципу редко следуют в школе. Про мелкую моторику и мультики, мне кажется, везде ну очень много инфы. Хотя эта тема очень интересная, т.к. речь эволюционно как раз и возникла из моторики, речь это моторный акт. А также речь важна для формирования мышления, внутреннего монолога, внутренней речи. Мышление это своего рода заторможенная речь, а речь это заторможенное действие. Интересная тема, в общем. Но не для форума, наверно.
05.08.2022
я думаю из за темперамента. Сын очень разговорчив с рождения, рано научился говорить, в 1,9 года. Мама еще раньше по словам бабушки, в год. У той вообще рот не когда не молчит ))) Оба, бабушка и внук, разговаривают, дума компании.
04.08.2022
Еленка, да, кстати, точно, думаю, темперамент вносит свой вклад. Также как и склонность к интроверсии и экстраверсии. По сути, это и есть генетическая предрасположенность. И кто же самые болтливые по темпераменту?)
05.08.2022
Арина С, сангвиник и холерик, я думаю.
05.08.2022
Еленка, да, согласна. В общем то определение типов темперамента включает описание особенностей речи. А значит, и развитие, становление, речи имеет связь с темпераментом тоже.
10.08.2022
У нас в семье чистая генетика. Папа заговорил после 3, брат заговорил после 3, старший сын заговорил после 3. В 5 правда все уже бегло читали 🤣
04.08.2022
Юлия, да, неоспоримый факт. Генетика вносит большой вклад в развитие речи. Не упомянула об этом в теме. Так же как и влияние на нарушение речи родовых травм и болезней ребенка. Лично я в год говорила уже больше 10 слов. От свекрови не смогла добиться информации) Но в целом, генетика и раньше влияла, также как и родовые травмы с болезнями, а статистика по развитию детей говорит о том, что теперь речевых нарушений стало прилично больше, чем раньше. Это заставляет задуматься.
04.08.2022
Про речь малышей... А что если... Горшок и мальчик