"А зачем говорить, до сих пор всё нормально было"
И всё же мне крайне интересно, почему Степан до сих пор не говорит?
Постоянных слов в его лексиконе немного. "Мама", "папа", "кот", "киса", "пить", "кушать", "сесть", "поезд", "писать", "какать", звукоподражания "би-би", "игого", "пи-пи" и ещё некоторые. Короче, самые необходимые, чтобы выжить и ещё немного ). Причём всё это в виде одного слога. Обозначают разные слова в зависимости от обстоятельств ("па" - это "папа" и "спать", "ку" - "кушать" и "кузов", "дамм" - "дай" и "пойдём"). Да, есть две коронные фразы - кто-то спит ("ко-о-о ... пи-и-и" - "кот спит") и кто-то ест.
Интересно и непонятно мне, почему вдруг появившиеся слова так же вдруг и исчезают. В гостях у моих родителей Стёпа стал говорить "бабино" и "мамино". Вернулись домой - слова исчезли. Однажды сказал "..лё", держа телефон у уха, и всё.
Зато наловчился объясняться жестами. И ведь знает, хитрец, что в 99% случаев я прекрасно понимаю, что он имеет ввиду. И даю развёрнутый ответ, так что ему остаётся только поддакивать ). Так что можно не стараться и не учиться говорить - мама и так всё прекрасно знает. Нашёл ещё один хороший способ отвязаться от меня: всё на свете называет "а-а-а". Например, он показывает на машину, я ему - скажи сам. Стёпа серьёзно "а-а-а". И ведь не придерёшься, сказал же! Как смог, но сказал ).
Пробовала делать вид, что не понимаю - не прокатывает. Даже когда я за рулём и объясняю Стёпе, что я не могу отвлекаться, пусть он сам мне расскажет, что видит на дороге, предпочитает отмалчиваться.
Сегодня рисовали вместе. Вернее, Стёпа показывал и рассказывал мне (жестами, ясное дело), что и где рисовать. Хотел, чтобы я изобразила трактор. Я включила дурочку - не понимаю, мол, скажи словами. А он смотрит на меня несчастными глазами, руками тычет куда-то, но даже не пытается хоть как-то произнести слово. Бедный ребёнок в итоге расплакался.
Упражнения на развитие речи в их классическом виде у нас не идут. Например, стихи Стёпа заканчивает, тыча пальцем в картинку. Но тычет-то правильно! То есть понимает и запоминает. Одно упражнение только прокатывает под настроение - повторение слогов, в том числе новых, и звуков.
Вот мне уже просто любопытно - что это? Незрелость каких-нибудь центров в мозгу, отвечающих за речь? Лень? Страх? Недавно суёт мне книжку и тянет "па-а-а-а... се-е-е-е... та-а-а-ать..." Он несколько раз повторил, прежде чем я поняла, что это означает "почитать". Но эти раздельно произнесённые и сильно растянутые слоги так мало были похожи на слово...
Окружающие убеждают меня не загоняться по этому поводу. Мама регулярно напоминает, что я сама заговорила в три года (мантра такая). Но попрошу-ка я всё-таки брата-невролога направить нас к какому-нибудь хорошему специалисту. Лишним не будет, думаю.