Что мне делать, когда ребенок не слушается?
Перед Вами небольшой фрагмент из онлайн-урока, но мы надеемся, Вы почерпнете важное для себя. И напомним: запись встречи доступна для бесплатного прослушивания в любое удобное время.
Самый распространенный вопрос среди родителей: «Скажите, что мне делать, когда ребенок кричит, не слушается, дерется, обижает младших, врет, кусается, ворует…» |
|
Само поведение стоит рассматривать, как вершину айсберга. А вот причины проблемного поведения заложены глубоко в психике ребенка. И подавляющее большинство проблем возникает всего из-за двух факторов:
Если мы научимся компенсировать Вам не придется лихорадочно искать «кнопки», на которые нужно «давить» в тот момент, когда ребенок уже не слушается, уже кричит, уже не делает то, что нужно. Как дисциплинировать психологически незрелого ребенка, не нарушая отношений? Невозможно управлять человеком, ребенком, который сам не может управлять собой… Поэтому дисциплина и обозначение границ по отношению к психологически незрелому ребенку (а все дети, по умолчанию, обладают психологической незрелостью) должны проводиться как бы в обход, чтобы не влиять негативно на отношения. Минимизируйте применение санкций и наказаний Человек должен быть достаточно зрелым, чтобы увидеть заранее, что его действия приведут к конкретным результатам. У ребенка этого понимания нет. Жизнь просто «случается» с ним. Просто так случилось, что ребенок разбил чашку, а потом вдруг мама начинает кричать и наказывает его. Понимание последствий (я сделаю что-то, и за этим последует то-то) у ребенка отсутствует. Поэтому мы стараемся минимизировать применение санкций, т.к. это отражается на отношениях. Следите за обстоятельствами, режиссируйте их Если вы знаете, что ваш ребенок начинает «выходить из берегов» через полчаса после начала общения с конкретным мальчиком на детской площадке, то пусть они поиграют хорошо 25 минут, а потом вы как взрослый, компенсирующий незрелость ребенка, отвлекаете его и уводите в сторону… Ребенок не может собой управлять, и мы не можем им управлять в «пиковой» ситуации… Смотрите на ребенка, знайте своего ребенка, предугадывайте. Старайтесь обозначать обстоятельства... Мы же не даем 6-месячному ребенок нож в руки, а убираем его подальше, мы прячем спички, горючее от детей, химические препараты ставим на полку повыше, а не просто ходим за ребенком и говорим, что это пить нельзя, потому что будет больно. Этот принцип действует везде… Следите за обстоятельствами, режиссируйте, обозначайте их так, чтобы ребенок не попадал в проблемную ситуацию, чтобы у вас не было нужны лишний раз говорить ребенку «нет» или срочно призывать к порядку. Задействуйте структуры, рутины, ритуалы С маленькими детьми это особенно важно… Структура помогает ребенку не спорить. Так же, как мы не спорим с восходом или заходом солнца. Рутины и ритуалы помогают ребенку не решать, а просто принять, что так заведено. Прежде чем давать указания - завладевайте Убедитесь, что ребенок вас видит, слышит и настроен на вас. У детей канал восприятия очень узкий, а до 5-7 лет мозговые структуры в принципе не готовы к тому, чтобы обрабатывать два сигнала одновременно. Либо ребенок играет с машинкой, либо слушает вас… Тем более, нет смысла кричать из соседней комнаты. Если вам нужно дать какое-то указание ребенку, убедитесь, что вас слышат и видят. Вместо того, чтобы показывать, что НЕ работает, показывайте, что работает «Котенка мы гладим вот так и носим его вот так». Мы показываем, что правильно, что работает. Поддерживайте ощущение успеха Ребенку важно ощущать, что он старался и у него получилось. Поддерживайте благие намерения ребенка (например, его решение делать вовремя уроки). Он часто не может сам их соблюсти, но с этими намерениями можно и нужно «работать»: встать на сторону ребенка и вместе преодолевать трудности. Задействуйте игру Дети не в состоянии «работать». Работа - это действие ради результата. В игре тоже может быть важен результат, но процесс важнее… Ребенок не может держать в голове перспективу. Он всегда погружен в ту ситуацию, в которой сейчас находится. |