Светлана
10 лет
3 в 1: режим дня, развитие речи и мотивация на самостоятельность
Я уже рассказывала, что у нас есть Дерево Достижений. В предновогодний период его сменила Елочка Добрых Дел, а после Нового года захотелось чего-то нового.
Сын обожает получать наклейки в качестве поощрения (привет, садик! они практикуют эту систему: за успешно выполненную работу получают наклейку на майку в виде смайлика или сердечка). Я решила эту его любовь использовать в собственных целях и сделала табличку с режимом дня.
Дело в том, что в отношении сына я весьма парюсь вопросами самостоятельности: он прекрасно может сам кушать, одеваться и пр., но предпочитает, чтобы это за него делали родители. С одной стороны, не вижу в этом проблемы, с другой - иногда это подбешивает. Поэтому таблицу по режиму дня я делала прежде всего с расчетом на то, что она промотивирует его к большему проявлению самостоятельности.
В таблицу вошли все основные режимные моменты дня: гигиена, самостоятельность в бытовых вопросах, помощь по дому, кружки.
Те пункты, которые в течение дня выполнялись успешно, отмечаются наклейкой (мы используем смайлики).
Каждый вечер мы вспоминаем прошедший день и клеим наклейку только к тем делам, которые были сделаны качественно. Делаем мы это давно, с тех пор, как у нас появилось Дерево.
Не скажу, что такая позиция вызвала одобрение сына - сначала ему хотелось сделать все быстренько и тяп-ляп, взять, так сказать, количеством, а не качеством. И мне довольно много приходилось объяснять, почему я считаю, что наклейка еще не заслужена.
Обиды, конечно же, были, но я твердо и спокойно стояла на своем и каждый раз предлагала помочь доделать дело вместе и тогда уже прикрепить наклейку.
Это было полезным для на обоих - я училась конструктивной критике, он - эту критику принимать. Сейчас мое замечание, что дело еще не закончено, а потому наклейку выдать пока я не могу, встречается адекватно и с пониманием.
А вот те дела, которые он сделал супер отлично и полностью самостоятельно, отмечаются сразу двумя наклейками:)
Помимо такого подведения итогов дня, мы совместно планируем еще и следующий день.
Для этого изображение режимных моментов продублировано на отдельных карточках + есть несколько дополнительных, как то прогулка, время для свободных игр и встреча с друзьями (сделаны по аналогии с карточками для занятий). Каждый вечер я рассказываю о том, что нас ждет завтра, мы отбираем необходимые карточки и прикрепляем их к фланелеграфу.
Так, например, выглядели наши планы на сегодня. Три столбика: утро, день, вечер (чуть позже мы добавим еще карточки со временем).
Заметила, что ребенку такой план на день очень помогает - он с ним регулярно сверяется.
Ну и таки мотивирует его все это на большую самостоятельность, да. Не скажу, что работает всегда и на все 100%, но однозначно стоит затрачиваемых сил.
Мне кажется, что такой подход хорош для детей в возрасте 3 - 3+ лет. Он дает им ощущение владения ситуацией, предсказуемости событий, дает возможность заранее настроиться, пережить и принять ситуацию. Учит планировать время и силы. Этакий детский тайм-менеджмент. Да и для нас, взрослых, полезно.
Кроме всего прочего, это крайне полезно для развития речи (про память, внимание и логику уже молчу), поскольку практически вынуждает ребенка вспоминать, оценивать, озвучивать события его жизни.
В обсуждении прошедшего дня или планов на завтра используется множество глаголов во всех временах и формах (развитие фразовой речи), все это дело можно от души так сдобрить и разбавить обилием прилагательных, наречий, предлогов и пр. Всеми теми вещами, которые у детей с проблемами в развитии речи вызывают особенные затруднения.