Полезная литература для родителей. Часть 2. Книги о воспитании.
В первой части я делала обзор книг о психологии мальчиков, об особенностях их воспитания.. В этой части хочу рассказать о книгах про воспитание детей, общение с ними, которые были для меня полезны и интересны.
На самом деле, книг , впечатливших и вдохновивших меня не так уж и много (конечно, я еще не так много прочитала), но из прочитанного выделю следующие книги:
1.Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым".
Эта книга американского психотерапевта, которая провела 2,5 года в племенах южноамериканских индейцев, наблюдая и изучая их гармоничное взаимоотношение с детьми. Гармоничные отношения - то есть заложенные природой.
Эту книгу я бы хотела прочитать до рождения сына, тогда бы он больше времени проводил у меня на руках, в слинге, вообщем , в непосредственном контакте со мной и моим телом.
Прочитав эту книгу, каждая мама найдет для себя ответ на вопрос, спать вместе с ребенком в одной кровати или раздельно, приучать ли ребенка засыпать самостоятельно и с какого возраста, что ответить любимым бабушкам, когда они твердят: "Не бери его на руки часто , иначе привыкнет..." и т.д.
Основная мысль автора заключается в том, что именно в младенчестве ребенку необходимо больше всего быть у мамы на руках, получать тепло и ласку, чувствовать маму рядом. Она говорит о невероятно важном значении получения опыта ребенка на руках у матери, ведь это заложено природой. Жан Ледлофф подробно описывает, к чему приводит недостаток такого опыта.
Интересно читать эту книгу, еще и потому, что автор проводит сравнение , а как происходит это в племени, живущем по законам природы и не устает напоминать, что природа все продумала за нас до мелочей, просто нужно помнить об этом.
2.Масару Ибука "После трех уже поздно".
Многим известная книга, поэтому подробно о ней писать не буду. Скажу только, что эту книгу необходимо прочитать еще во время беременности. Она очень хорошо вдохновляет и мотивирует на раннее развитие ребенка. В ней нет конкретных планов занятий или методик, но она дает родителям главное- правильную установку на воспитание и развитие ребенка.
3. Росс Кэмпбелл "Как на самом деле любить детей".
Книга поразила меня, она заставила меня задуматься о многих вещах. Я поняла, что на самом деле я не умею выражать свою любовь и не только ребенку, но и любимым и родным людям. Часто мы считаем, что они и так это знают.
Хотя любовь и переполняет родителей, задача их заключается в том, как выразить эту любовь ребенку. Автор детально описывает 4 способа выражения любви к ребенку:
- контакт глаз
- физический контакт
- пристальное внимание
- дисциплина
Мне очень понравилась мысль автора : "Мы должны любить своего ребенка так, чтобы он смог выполнить Божественный план своей жизни, а не наши тщеславные мечты."
И еще , что навсегда осталось у меня в памяти, что необходимо каждый день наполнять эмоциональный резервуар ребенка любовью, чтобы он рос эмоционально здоровым.( а для воспитания мальчиков это особенно актуально).
В списке к прочтению еще одна книга этого автора - "Как справится с гневом ребенка".
4. Гиппенрейтер Ю.Б. " Общаться с ребенком. Как?"
Наверное, уже классика. Это практически тренинг по теме общения с ребенком. Невероятно полезная книга, просто must have. Очень много примеров и диалогов, позволяющих лучше понять материал.
Очень понятно и подробно написано о том , как правильно слушать и слышать ребенка, как воспитать, а вернее, не загубить в нем самостоятельность, как вести себя, чтобы дети делились своими проблемами.
Запомнила очень важную мысль: " Психологический закон: личности и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом."
5. Елизавета Филоненко "Воспитание ребенка от 1 года до 3ех лет".
Замечательная книга об особенностях в поведении детей этого возраста. Написано очень понятно, затронуты все основные вопросы воспитания.
Очень много полезной информации о кризисе 3ех лет. Основной и главный вывод по этой теме для меня: " Кризис не может просто пройти , его результатом должны стать изменившиеся отношения между взрослым и ребенком".
Подробно написано об истериках, агрессивном поведении детей этого возраста, их причины, как их избежать, как с ним справляться.
Приведу примеры нескольких важных для меня мыслей:
- чаще одобряйте хорошее поведение ребенка , закрепляя такое поведение вниманием, например, спокойную или самостоятельную игру. Чаще всего мы критикуем плохое поведение, а на хорошее не обращаем внимание.
- не следует с ребенком разговаривать вопросами, как мы привыкли в большинстве своем, например, " Пойдем мыть ручки? Ну, что пойдем спать?" В результате дети , привыкшие к массе пустых вопросов, замыкаются и учатся пропускать вопросы взрослых мимо ушей.
- до 3ех лет ребенок совершенно не может владеть своими эмоциями, отсутствует система регуляции эмоций, поэтому требование к ребенку , чтобы он успокоился, перестал злиться или плакать абсурдны.
Понравилось, как автор описала вопрос приучения к горшку и отлучения от груди.
Вообще эта книга должна стать настольной, ее необходимо периодически перечитывать. Я ее читаю с закладками и карандашом в руках.
6. Ирина Млодик "Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему".
Не менее полезная книга, чем остальные. Заставила меня задуматься о последствиях перехваливания ребенка и вообще об оценке ребенка, как правильно хвалить ребенка.Меня очень впечатлили ее рассуждения об этом.
Еще очень полезным материалом стало ее описание эмоций ребенка, их особенностей, как с ним обращаться.
Отношу труд этого автора к книгам об эмоциональном воспитании детей.
Вот небольшая библиотека важных книг для меня. Я надеюсь она пополниться новыми не менее интересными книгами.
В списке к прочтению следующие книги: (буду благодарна, если оставите отзывы о них, стоит ли читать или посоветуете, свои книги):
1. Джон Грей "Дети с небес"
2.Фабель Адель, Мазлиш Элейн "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
3. Васютины Александр и Надежда "Самая лучшая книга по воспитанию детей".
4. Ошо "О детях"
Следующий пост планирую посвятить книгам о детском творчестве и развитии.