Математика с рождения до 2 лет. Наш опыт
Когда начинается математика? Не буду далеко убегать от недавнего цитирования папы-математика Звонкина и повторю: с рождения! Мама прячется за шторкой, а потом с улыбкой выглядывает и говорит «Ку-ку». И снова прячется. Все счастливы от этой игры, но даже и не задумываются, что уже занимаются математикой! Да-да, в возрасте до 1,5 лет основная интеллектуальная задача ребенка заключается в том, чтобы открыть закон постоянства объектов. И это уже математика!!!
Все мы с самого рождения рассказываем ребенку сказки. Может быть, вы и не задумывались, но в большинстве из них есть «математическое зерно». Например, «Теремок». Расставьте персонажей по порядку появления в сюжете - вот Вам и последовательность «от меньшего к большему». А в «Репке» всё наоборот. Да и само повествование в «Теремке»: «…и стали они жить вдвоём…втроём…»и т.д. Ну а «Три поросенка», «Три медведя» и т.п. уже в самом названии содержат математику!
До года одним из способов интеллектуального развития ребенка был у нас просмотр карточек по методу Шичиды. И математические карточки мы тоже смотрели. Точки Ульяна сразу отказалась воспринимать, поэтому я сделала карточки с рисунками (кошки, шарики, мышки и т.д.). (Карточки в форме презентации будут высланы участникам ФМ)
Практически сразу после года мы с Ульяной стали осваивать более осмысленные математические игры, которые я условно бы разделила на несколько групп
1. Игры на изучение геометрических фигур. Их ООООООООООчень много, и ББ пестрит идеями. Обо всё рассказывать не буду. Расскажу о любимых.
Геометрический сортер (логический куб).
Играли не только по правилам, находя нужной фигурке нужное отверстие. Фигурки у нас выполняли роль формочек для лепки. Использовали фигурки в сенсорных коробках. Вот, например, вылавливаем их пальчиками из цветного риса и далее играем по принципу лото, заранее обведя и раскрасив фигурки на бумаге.
Геометрическая рамка-вкладыш из хозяйственной салфетки
Самодельная рамка-вкладыш
«Геометрические» заплатки.Я делаю самодельные наклейки из двустороннего скотча - просто накладывать менее интересно
«Геометрические» пазлы
Рисовали геометрические фигуры с помощью штампов из рулонов от туалетной бумаги. Придаём рулонам нужную форму, наносим краску и штампуем. Фото у меня почему-то не оказалось. Но проиллюстрирую фотографией, как мы таким образом «рисовали» листики
2. Игры на изучение понятий «большой - маленький»
Здесь в фаворитах матрёшки, пирамидки, стаканчики
Любимая игра - выкладывание последовательности «от меньшего к большему».
Но хочу дать совет: первые подобные игры не начинайте с карточек. Например, таких
Малышам труднее играть с плоскостным материалом. Начните с объёма.
Выстраивайте ряды матрёшек, например…
Или ракушек
А к плоскости перейти можно таким образом. На нашем весеннем ФМ было задание разложить птичек по гнёздам в соответствии с размером. Я знала, что Ульяна не будет этого делать…Тогда я сделала игру, которая актуальна у нас до сих пор. Взяла крышку от коробки, наклеила на неё гнёзда, а в них сделала прорези…Птички прилетют и садятся в гнёзда нужного размера…
Когда убедитесь, что малыш понял правило, можете давать раскладывать карточки
Можно еще попробовать поиграть с наклейками: например, раздать царевнам-лягушкам замок в соответствии с размером
Можно скачать на эту тему карточки у Лизы.
У неё еще на соотношение «один - много», «мало-много». Кстати, у нас понятия «один-много» выучились за 1 день, когда однажды Ульяна часа 1,5 подряд занималась выдуванием мыльных пузырей. Она всегда выдувала много, а я - один…Вечером я уже спрашивала её, сколько монеток у мамы в руке, и в зависимости от ситуации, она отвечала верно: один или много.
3. Игры на соотношение «часть-целое»
Самая хит-игра была такая. Я разрезала фрукты пополам. Задача Ульяны - найти половинку половинке.
Потом у нас появилась игра «разрежь фрукты». И Ульяна довольно быстро её освоила, в том числе и соединение нужных частей.
А вот игра посложнее. Делаем бутерброд. Подбираем нужные кусочки
Много есть вариантов лото на соотношение «часть-целое». Например, вот такое из крышек. Или подобрать хвостики животным. Или соотнести шкурки с животными…вариантов,действительно, много
Ну и самая популярная игра на соотнесение «часть-целое» - это, конечно, пазлы и разрезанные картинки
4. Танграм. Вынесу в отдельный пункт
Танграм - головоломка, которую часто называют «геометрическим конструктором». Состоит из 5 треугольников, квадрата и параллелограмма. Это одна из игр, которую традиционно предлагают детям, занимающимся по методике Шичида. Эта игра нацелена на развитие логики, пространственного мышления, комбинаторных способностей.
До 2 лет танграм классического вида сложен для ребенка, но правила можно объяснять уже сейчас. Хороший вариант - накладывание объёмных предметов на плоскую картинку. Например, так
Или можно делать геометрические аппликации
Или вот задание посложнее, сразу и на определение размера и цвета. Лото из пирамидки. Обводим контуры колечек от пирамидки, разукрашиваем в нужный цвет. Выдаем ребенку пирамидку и просим разложить колечки на нужные изображения.
Советую составлять фигурки из танграма и взрослым (по образцам-контурам, без деления на фигурки). Очень увлекательно и непросто! Кстати, это была одна из любимых головоломок Наполеона.
У нас пока танграма нет. Для начала планирую заказать такой
Сейчас мы иногда играем в танграм в неплохом планшетном приложении.
Можно сделать его и самим из картона или других материалов. Схем для составления фигурок в Интернете огромное множество. Кое-что отправлю участникам ФМ в рассылке.
Ну и в возрасте с года до двух мы часто считали: сколько ступенек прошли, сколько ложек съели, сколько пальчиков у нас на ручках…
До 2 лет навряд ли, даже если ребенок считает без ошибок, у него осмысленный счёт. Скорее, механический. Поэтому особо зацикливаться на этом не стоит
Я думаю, Ульяна безошибочно считает до 10 благодаря не этим подсчетам, а считалкам! Которые она обожает! Чтение считалок - один из лучших и занимательных способов знакомства со счётом! Вот наши любимые…
Эту знает полностью наизусть
А с этой книгой обожает считать пальчики
Ну и были пособия. Например, такие
В общем, это самое интересное «математическое» из того, что мы делали до 2 лет. Что удалось вспомнить) В следующем посте я расскажу, как мы занимаемся сейчас, после 2 лет. Игры, разумеется, стали сложнее и интереснее.
Все печатные материалы к описанным играм (шаблоны к геометрическим заплаткам, гометрические пазлы, шаблоны для создания самодельной рамки-вкладыша, математические карточки по Шичиде и некоторые другие дидактические игры и полезные ссылки) будут высланы участникам флешмоба "Математика для малышей" в общей рассылке.
Весёлых игр!