"Малыши и математика". Домашний кружок Звонкина
Начинаю серию математических постов)))
Сегодня я хочу рассказать о невероятно интересной книге «Малыши и математика», которая и подтолкнула меня к проведению флешмоба «Математика для малышей».
Автор книги - А.К. Звонкин - профессиональный математик, который рассказывает о своих занятиях математикой с собственными детишками-дошкольниками и их друзьями. А знаете, почему книга будет интересна всем ББ-мамам? Потому что написана в жанре родительского дневника, в том самом жанре, посредством которого общаемся мы с вами на этой Интернет-площадке.
Один папа двух детей: сына Димы и дочки Жени - решил организованно заниматься математикой со старшим сыном возраста 3 лет 10 месяцев….решил, но «вчера было некогда, сегодня нет настроения…успеется, время еще есть…как-нибудь на днях…». В общем, в итоге ничего не происходило! И тогда он нашёл способ самодисциплины в этом вопросе - он организовал математический кружок! Собрал четверых ребят примерно того же возраста, что и его сын, - его приятелей по площадке, назначил время для занятий…и сработало!!! 4 года он занимался с мальчиками, а потом еще 2 года с младшей дочкой и её подругами. Всё это время он вёл дневник, записывая идеи для математических игр, реакции детей и результаты занятий.
Идеи потрясающие!!! Да, они сложны для двухлетнего ребенка. Поэтому с Ульяной пока я почти ничего практиковать не буду, но года через 1,5 однозначно начну. Но в книге море интересных мыслей. А написан он в такой форме, с таким юмором, что читается на одном дыхании. Я прочитала за 2 вечера.
Кстати, известный детский поэт и педагог Вадим Левин (автор сборника «Глупая лошадь») назвал дневники Звонкина классикой педагогической литературы.
Ну а теперь немного о размышлениях Звонкина. В цитатах и моём пересказе.
«Когда начинается математика?» - Ответ Звонкина: с рождения! Мама прячется за шторкой, а потом с улыбкой выглядывает и говорит «Ку-ку». И снова прячется. Все счастливы от этой игры, но даже и не задумываются, что уже занимаются математикой! Да-да, в возрасте до 1,5 лет основная интеллектуальная задача ребенка заключается в том, чтобы открыть закон постоянства объектов. То есть, что вещи не исчезают, когда мы перестаем их видеть.
Ребенок чуть подрос, и его начинают уже сознательно «обучать математике» - учат считать. Это, конечно, важно и полезно. Однако что означает это умение?
Давайте встанем на место ребенка и попробуем сами учиться арифметике... но только по-японски! Итак, вот вам первые десять чисел: ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Интересно, сколько времени вам потребуется, чтобы хотя бы только выучить эту последовательность наизусть? Когда это наконец удастся, попробуйте считать в обратном направлении, от дзю до ити. Если же и это удается, давайте начнем вычислять. Отвечайте, желательно без запинки и по возможности не переводя, даже в уме, на русский язык: сколько будет к року прибавить сан? А от сити отнять го? А хати поделить на си? А теперь давайте решим задачу: мама купила на базаре ку яблок и дала по ни яблок каждому из си детей; сколько яблок у нее осталось?
Все ответы тоже следует давать по-японски. Если после месяца активных тренировок вы освоите всю эту нелегкую науку и научитесь беглому счету в пределах дзю, вас можно поздравить: у вас превосходная механическая память.
И, разумеется, все это очень мало связано с вашими интеллектуальными способностями. Содержательные, собственно математические трудности в счете тоже присутствуют. Но они чаще всего остаются где-то за кадром - невидимые, незаметные. И, может быть, это к лучшему. Иначе энтузиасты раннего обучения тут же бросились бы изо всех сил объяснять малышу то, чего он пока еще понять не может, желая поскорее втащить его за шиворот на верхнюю ступеньку лестницы. А он мог бы сам…»
Вторая тема, которую считают важной в детсадовской математике, связана с изучением геометрических фигур. «Считается, что детям нужно сообщить довольно скромный набор сведений, касающихся геометрических фигур...Но давайте вдумаемся: если ребенок легко отличает вилку от ложки, почему же ему трудно отличить квадрат от треугольника? Да ему и не трудно вовсе!»
Очень интересно Звонкин спорит с распространенными мнениями по поводу раннего развития, в частности с мнением «зачем забивать ребенку голову такой ерундой! Пусть у ребенка будет нормальное детство!»
Звонкин пишет: «Я занимался с детьми тем, что люблю сам, и именно этот аспект наших занятий кажется мне очень важным!...Ни в коем случае не занимайтесь математикой с детьми, если не любите её…Занимайтесь только тем, что вам доставляет удовольствие; только в этом случае занятия станут радостью для вас обоих. Например, если вы любите печь пироги, пеките их вместе…»
МЫСЛЬ! Согласитесь?
«Если я чему-то и учил детей, так это тому, чтобы воспринимать окружающий мир с интересом»
Игры Звонкина настолько многообразны, что охватывают и арифметику, и геометрию, и информатику, и программирование, и теорию вероятности, и комбинаторику, и даже фонетику!!! И это всё в игровой форме для детишек дошкольного возраста!!!!
А еще интересно, что все дети, которые занимались в кружке Звонкина, получили блестящее образование, стали творческими личностями и достигли неплохих высот в карьере. Некоторые из них стали математиками, некоторые нашли себя в других сферах.
Мы же, в силу раннего возраста, пока отложим игровые материалы Звонкина «в наш чемоданчик будущего», но математикой я решила заниматься уже сейчас. В связи с этим я воспользуюсь идеей Звонкина и организую математический кружок здесь, на Бэбиблоге. Мы будем проводить математические занятия с Ульяной и делиться идеями с вами. Для начала я решила вспомнить, в какие математические игры мы уже играли. И их оказалось достаточно много! Идеями этих игр и материалами я и поделюсь с вами в рамках этого флешмоба. Ну а дальше…дальше будет еще больше математических игр!
Вы с нами?))
Книга Звонкина в электронном виде будет выслана всем участникам флешмоба в общей рассылке.
Записаться на ФМ "Математика для малышей" можно в моём дневнике или здесь.