Наглядное моделирование для малышей. Методика Венгера
С недавних пор мы с дочкой стали осваивать новый для нас вид игрового досуга - наглядное моделирование. Если вам интересно, что это такое и как мы играем, добро пожаловать под кат
Я стараюсь много времени уделять развитию образного мышления Ульяны. Способов для этого существует превеликое множество. А один из них - овладение способностями к замещению и наглядному моделированию.
С наглядным моделированием сталкивался каждый из нас, например, прокладывая себе маршрут по карте местности или собирая мясорубку по схеме, или анализирую какие-нибудь графики. То есть мы обращаемся к наглядному моделированию, когда имеем дело со схемами, в которых происходит замещение одних объектов другими (реальные-условными).
С ребенком очень полезно играть в игры посредством наглядного моделирования. Как это делать? Рассказывая сказки и обыгрывая житейские сюжеты!
Для начала нужно сформировать у ребенка представление о замещении и научить его правильно использовать заместители. Замещаемыми объектами будут в наших играх люди, герои сказок и предметы, с которыми они действуют. Лучше всего в качестве заместителей использовать геометрические фигуры, различные по цвету, форме и размеру. Интереснее всего разыгрывать известные малышу сказки, но начать лучше с простейшей бытовой зарисовки. Вот с чего начали мы с Ульяной. Я вырезала 3 кружка: маленький розовый (дочка), средний розовый (мама) и большой голубой (папа). И еще зеленый прямоугольник - сосед.
На листочке нарисовала прямоугольник (кровать) и квадрат (стол)
Наша история:
Рис. 1. В одном доме жили маленькая дочка мама. Они очень любили играть. Их звали…И т.п.
Рис 2. После обеда мама укладывала дочку спать, и садилась за столик отдохнуть, выпить чаю и т.п…
Рис 3.После полдника они шли гулять на улицу.
Рис 4. Вечером с работы приходил папа, и они все вместе ужинали
Рис 5. Однажды к ним в дверь кто-то постучал. Оказалось, что это новый сосед, пришел познакомиться…
Мы играем довольно долго, придумываю кучу историй о том, что делают на листке бумаги 3 кружка и прямоугольник))))
На этой истории я объяснила Ульяне правила игры. Теперь можем приступать к сказкам.
Мы уже обыграли несколько. Покажу нашу любимую.
«Три медведя». Ну, надеюсь, Вы поняли, какая фигурка кого (что) замещает))) Здесь мебель и тарелки у нас тоже представлены фигурками. Ульяна сама занимается «дизайном интерьера», решая, что куда поставить)))
Я нарисовала на «кроватях» подушки и одеяла, но правильнее и лучше этого не делать,а оставить прямоугольниками однотонного цвета.
В идеале, вы должны рассказывать ребёнку сказку, а он обыгрывать её, используя заместители.
Подобным образом можно моделировать очень многие сказки.
Как видите, наглядное моделирование способствует не только развитию образного и пространственного мышления, но и помогает малышу закрепить познания о форме, цвете и размере.
Мысли, которые я изложила в посте, принадлежат не мне, а детскому психологу Л.А. Венгеру. Именно он в своих трудах предложил использовать в играх с ребенком наглядное моделирование. Кстати, любая ролевая игра суть тоже наглядное моделирование. Например, если малыш играет в больницу, то он представляет собой заместителя врача, а плюшевый мишка, которого он лечит, - это заместитель пациента.
Я узнала о наглядном моделировании, когда делала заказ книг для Ульяны в Интернет-магазине. И мне попалась вот такая книга.
Меня заинтересовало название. И я решила ее заказать. Но её нигде не оказалось. Тогда я наша в Интернете сканированный вариант и загорелась идеей играть так с Ульяной. Вот парочка разворотов книжечки.
Потом мне стало интересно, кто такой Венгер и что ещё интересненького он предлагает для малышей.
И я нашла его книгу «Домашняя школа мышления». Это одна из самых лучших книг об организации игровой деятельности с ребенком из тех, что я прочитала. Даже, наверное, самая лучшая! Потому что теория в книге преподнесена не посредством «заумной» терминологии, а очень доступно. А практических советов в виде идей конкретных игр столько, что я в них утонула)))) Хотя свои труды Венгер (детский психолог и доктор психологических наук) писал еще в советское время, в книге очень много игр, которые предлагают своим малышам самые продвинутые супер-мамы на Бэбиблоге. И много вариантов игр, которые для меня оказались новыми.
Книга очень удачно структурирована: в ней каждая отдельная глава посвящена организации деятельности с 3, 4 и 5-летним ребенком. В каждой главе приводятся возрастные нормы; оговаривается, что стоит знать и уметь ребёнку в этом возрасте и предлагаются варианты игр для конкретной игровой категории. Причем, что очень важно, подготовка для практически всех игр минимальна.
Автор (и я с ним соглашусь) предостерегает родителей от занятий с детьми посредством обучения, преподования в упрощенном виде школьной программы, а ратует за игровую организацию познания.
Процитирую: «Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в которой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребенок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь - использование тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту…такими видами деятельности являются игра, слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование…»
В каждой «возрастной» главе книге как раз и даются рекомендации по конкретным занятиям каждого из вышеперечисленных видов деятельности. Главной автор считает сюжетно-ролевую игру и предлагает все остальные занятия концентрировать вокруг неё и по возможности проводить комплексно.
Немножко расскажу о содержании главы про трёхлеток. Ульяне 2, но нам по плечу большинство игр, предложенных автором здесь . Что-то и из других глав даже пробуем.
Про ролевые игры.
Венгер советует обязательно участвовать в этих играх вместе с ребенком, беря на себя определенные роли. Только необходимо учитывать, что дети не любят играть детей, поэтому игра, например, в «дочки-матери» должна быть «перевёрнутой», то есть мама должна превратиться в дочку, а дочка - в маму.
Ни в коем случае нельзя объяснять правила игры ребенку (тогда это будет уже не игра, а обучение). Включаться в игру взрослому нужно как бы невзначай. Ребёнок начинает играть, а вы как бы случайно к нему присоединяетесь. Например, ребенок играет в доктора. Вы: «Ой, доктор, здравствуйте. Можно зайти в вашу палату. Я подружка этой куколки, пришла её навестить. Как у неё дела? Сегодня Вы уже измеряли ей температуру?»…Ну и начинаются «врачебные игры, где у каждого своя роль. Ведущая, разумеется, у вашего ребенка!
Венгер даёт советы и относительно того, как объединять детей в совместной игре. Вы, наверное, замечали, что дети хотя бы в той же песочнице играют каждый сам по себе, не взаимодействуя…а научить совместной игре вполне возможно!
Очень важно учитывать значение игрового материала. В первую очередь ребенку нужны куклы, мягкие игрушки и другие фигурки. Это - заместители людей, партнеры по игре. К ним главные требования, чтобы они были симпатичными и узнаваемыми (то есть заяц должен быть зайцем, а не оранжевым гипертрофированным непонятным существом). С другими игрушками: посудой, мебелью и проч., - на первый план должна выступать функциональность, то есть реальная возможность использования игровых свойств. Если вы играете в ресторан, то игрушки должны реально помещаться в ваши стульчики, а чашечки, которые вы ставите перед ними на стол, не должны быть такого размера, чтобы можно было имитировать чаепитие.
Игрушек и игрового материала не должно быть много. С точки зрения умственного развития ребенка более важен неоформленный игровой материал. То есть важно умение увидеть в одном непримечательном предмете множество других. Например, палочка от мороженого может быть и термометром, и расчёской, и отверткой, и ложкой, и скрипкой, и трубой и даже пароходом))
На первых порах нужно помогать ребенку видеть в простом предмете самые необычные. Научившись, ребенок будет с удовольствием фантазировать сам и его игры станут богаче и интереснее.
О дидактических играх
То есть об играх на цветовосприятие, определение форм, размера, положения в пространстве и проч.
Венгер пишет, что в этих играх руководство взрослого осуществляется значительно более прямо, нежели в ролевой игре. В дидактической игре ролей нет, но она не должна превращаться в скучное упражнение.
Игровой характер действий обеспечивается введением элементов сюжета.
И очень большое значение имеет сама форма, в которой ребенку преподносится задание. Например...
Папа решил учить Наташу определять пространственное расположение предметов.
- Наташа, иди сюда. Сейчас мы будем заниматься. Смотри. Вот у меня кукла и мишка. Я посадил куклу впереди, а мишку сзади. Повтори, где сидит кукла? А где мишка? Теперь сама посади мишку впереди, а куклу сзади.
Наташа берет куклу и говорит:
- Она не хочет сидеть. Ей уже пора кушать...
Ребенку не нтересно, потому что папа хочет научить, обучая!
Тут вмешивается мама. И начинается не обучение, а игра (как это происходит, можно узнать, прочитав книжку. Да, таким образом я провоцирую вас на её прочтение)))))
Ну и далее Венгер описывает, какие именно дидактические игры нужно проводить с трехлетним малышом.
Например, полезны игры на формирование представлений о пространстве. Венгер предлагает замечательную идею - игру с планом. Вариантов этих игр много. Один из них такой. На нарисованном плане комнаты отмечайте предмет, под которым «спряталась куколка». Пусть ребенок ее найдет в реальной комнате, спрячет куколку в другое место и заставит вас угадывать, где она, указав это место на плане.
Девочки,пожалуй, на этом я остановлюсь. Пост и так получился огромным. Не знаю, дочитает ли кто до конца. Хотела написать про все пункты из главы про трёхлеток, но кратко не получается. Хотя я очень-очень сокращаю, привожу по 1 примеру, а Венгер дает их десятками. Там еще много идей по аппликациям, рисованию, конструированию и другим видам деятельности. А еще там главы для четырехлеток и пятилеток)))) В принципе, все игры тем или иным способом подводятся к наглядному моделированию, которое, как я поняла, и является главной отправной точкой методики Венгера. Кстати, мнемотаблицы, о которых я писала здесь, тоже представляют собой вариант наглядного моделирования
Мы с Ульяной однозначно будем играть «по Венгеру»!
Если вас заинтересовала книга, могу выслать вам её вместе со сканами книги «Про трёх котят» (наглядное моделирование).
Позволю завершить пост цитатой из Венгера: «…не стесняйтесь сами становится детьми. Играйте всерьёз - тогда игра будет интересной и вам, и вашему ребенку, она станет не только средством формирования его умственных способностей, но и средством формирования ваших с ним отношений»!