Пишу план развития и систематизирую свои знания.
Много букв.
Кончается год, да еще и дочка вступила в последний триместр утипусечного возраста Ей исполнилось 1 год 9 месяцев. В 2 года это будет уже совсем взрослый ребенок. В своей минигруппе в контакте я начала цикл постов Создаем_систему_развития. Он еще будет пополняться, но уже есть чем поделиться и на ББ. Буду рада если информация окажется полезной, а еще больше если присоединитесь к нам в группе, т.к. на ББ захожу со скрипом из-за медленного интернета. http://vk.com/mamykamchatki
Физическое развитие.
Контрольные упражнения оценки двигательной активности детей. Если ребенок выполняет меньше 4х упражнений, то ему необходима помощь.
от 6 месяцев до 1 года
1. Ползать по пластунски
2. Переворачиваться с живота на спину.
3.Вставать на четвереньки
4.Пытаться сесть через бочок из положения на четвереньках
5.Перекладывать предметы из одной руки в другую
6.При поддержке под мышки давать хорошую опору на ножки на секунд 30-40
7. При пассивной посадке он уверенно сидит с ровной спинкой около 2х минуток
от 1 года до 1,5 лет
1. Катать мяч, сидя на полу в определенном заданном направлении
2.Бросать мяч вниз из положения стоя
3.Подбрасывать мяч вверх
4.Пролезать в обруч с дальнейшим выпрямлением.
5.Ходить по доске,лежащей на полу
6.Перешагивать через палку,лежащую на полу
7.Приседать,держась 2мя руками за палку
От 1,5 до 2х лет
1.Бросать мяч в цель 2мя руками. Цель ставим на уровне глаз ребенка, например тазик.Ребенок стоит при этом на расстоянии 20 см
2.Проползать под веревкой, натянутой между 2мя предметами на высоте 40 см
3.Влезать на лестницу
4.Ходить по наклонной доске шириной около 20 см, длиной 1 м и высотой 20 см. Допускается поддерживать за одну ручку
5.По команде должен уметь поднять, опустить руки. В положении сидя на стуле поднимать и опускать ноги. Из положения стоя наклониться вперед и выпрямиться
6. Приседать держась одной рукой за палку
В этом возрасте показывать маме уже не обязательно, но допустимо. Можно показать на любимой игрушке.
от 2х до 2,5 лет
1. Проходить по наклонной доске и вниз и вверх, размер и наклон тот же.
2.Перешагивать через веревку натянутую на высоте около 10-12 см
3.Влезать на лестницу высотой около 1,5 метров и слезать с нее
4.Бросать мяч в цель одной рукой. Расстояние до цели 40 см
5. Ребенок может по команде ходить по кругу.
6.Выполняет команды :беги ко мне; из положения стоя наклоны в сторону и назад; приседать не держась за опору
от 2,5 до 3х лет.
1. Ходить по кругу и по команде переходить на бег, возвращаясь к ходьбе
2.Влезать на стул высотой 30-40 см и спускаться с него сам
3. Кружиться на месте не падая
4. Проходить по наклонной доске вверх и вниз, наклон увеличиваем до 30 см
5.Ловить мяч на расстоянии до метра
6.Бросать мяч в цель одной рукой на расстоянии около метра, цель уже можно расположить не на уровне глаз, а на полу.
7. Подпрыгивать на месте на 2х ногах
от 3х до 3,5 лет
1.Может пройти по доске поднятой над поверхностью со страховкой за одну руку
2.Ловить мяч на расстоянии 1,5 м
3.Бросать мяч в цель одной рукой на расстоянии 1,5м
4. Подпрыгивать на месте на одной ножке
5.Ходить по кругу и чередовать различные команды
6.Влезать на стул высотой 45 см
7.Проходить по наклонной доске вверх и вниз, наклон 35 см
4 года
1. Умеет прыгать на одной ножке
2. Легко подниматься и спускаться по лестнице
3.Хорошо прыгать через предметы вперед и назад
4.Много и уверенно бегать
5.Кувырки вперед на мягкой поверхности
6.Без страха раскачиваться на канате и пытаются подниматься по канату вверх
7.Может пройти по доске поднятой над поверхностью без страховки
Выписывайте себе в план те умения, которые не получаются по возрасту и прорабатывайте их. Или берите упражнения из следующей возрастной категории.
Упражнения:
1. Так называемая - строевая подготовка. Учим ребенка по команде менять темп ходьбы, поворачиваться на месте, идти с вами в ногу, делать шаги в сторону и т.п. Развивает чувтсво темпа, ритма и координацию.
2.Перекаты.Или лежа на спине перекатываться на живот, ноги и руки прямые - "колбаска", или перекаты вперед как в кувырке, не делая полный кувырок, а туда -обратно.
Необходимо развивать:
Ловкость - способность человека быстро осваивать новые движения и перестраивать свои движения в соответствии с новой ситуацией.Как развивать:систематически осваивать новые упражнения. Чем больше упражнений мы освоили, тем легче осваивать новое.Подвижные игры, упражнения с подручными материалами, полоса препятствий.
Гибкость. Главная задача-сохранять естественную гибкость.Как развивать: Различные динамические упражнения в которых мы отрабатываем движения с махами руками, ногами и т.д. и статичные расстяжки (например йога). Никаких резких рывков и насильных растяжек!
Равновесие - это способность человека сохранять устойчивое положение в пространстве во время выполнения упражнений на уменьшенной или приподнятой опоре.Тренируется:Стойки на одной ноге, стойки на
руках, Метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др. Катание на коньках, велосипеде, лыжах, при ходьбе, беге по скамейке и т.п. Вращениях. Первое упражнение : удерживать маленький мячик на раскрытой ладони или тыльной стороне руки, сначала мячик достаточно тяжелый, а потом все легче и легче. Следующий этап: держим на каждой руке по мячику. Далее: повороты, наклоны, махи, ножницы руками, приседания с этими мячами.Далее: удерживаем мячик на ракетке или на картонке. Удерживаем шарик на линейке. Еще хорошее упражнение: 10 вращений с закрытыми глазами в одну сторону, остановились, ноги вместе и стоим не шевелясь.
Глазомер - способность определять расстояние только с помощью зрения."Как ты думаешь сколько шагов тебе надо сделать?"Шаги могут быть разные : гигантские, лилипутские, верблюдики и т.п. все что из детства вспомните.
Прыгучесть. Прыгаем только на мягких пружинистых поверхностях! Не приземляемся на прямые твердые ноги! Учить прыгать нужно обязательно за 2 руки. Когда ребенок научился прыгать на 2х ногах, начинаем учить его прыгать из глубокого присяда, прыжки в стороны, прыжки с поворотами, прыжки с выкидыванием ног, перепрыгивать через что-либо и т.д.
Быстрота - это умение переключиться с одной скорости на другую.
Сила. Большинство авторов советует не торопится с силовыми нагрузками до младшего школьного возраста. Можно тренировать силу с использованием собственного веса, как в йоге.
Выносливость. Самое главное отвлекать ребенка от монотонности, например сказкой.
Все вышеперечисленное есть в гимнастике, если вы хотите отдать ребенка на занятия спортом.
Теперь необходимо распределить нагрузку в течении дня.
Начинаем мы наш день с зарядки. Можно использовать зарядки в стихотворной форме, включать видео с детьми делающими упражнения,зарядку с канала Игро-утро, использовать готовые комплексы или спортивную сказку. Например у нас зарядка проходит под сказку на спорткомплексе, но можно использовать табурет, а уголок выполнять на маминых руках:
Маленький мышонок проснулся и сладко сладко потянулся. -тянемся руками вверх
Потом вылез из норки, увидел кошку и спрятался обратно. -проползает под нижней перекладиной туда и обратно несколько раз.
Кошка ушла и мышонок пошел качаться на качели - висы на перекладине и подтягивание ног к животу.
Мышонок проголодался и полез на стол, где виднелась корочка хлеба. -лезем по шведской стенке
Наелся мышонок, спустился и на радостях начал прыгать
А потом сел на лошадку и поехал! - садится мне на спину и я ее катаю, использую вариацию лошадки из ИГРО-УТРО. https://www.youtube.com/watch?v=8JT51oewU9Q
Естественно физическую нагрузку необходимо включать в прогулки, например поиграть в подвижные игры.
Следующий блог можно поставить после дневного сна. В него можно вставить упражнения посерьезней. Сюда же можно включить массажную дорожку.
Перед обедом или ужином можно вставить занятия на фитболе. Они тоже есть в обсужденияхhttp://vk.cc/4t24AT .
А вечером лучшей нагрузкой станет бесильные игры с папой.
Перед сном можно провести сеанс массажа, если ребенок не против. Моя отказалась после года, надеюсь еще вернемся.
Творчество.
Закончили с физическим развитием и переходим к творчеству! Надеюсь не у кого нет вопросов зачем им заниматься малышом?
У ребенка развивается нестандартное мышление -
креативность.
Ребенок не боится экспериментировать и воплощать
идеи в жизнь - предприимчивость, раскованность,
уверенность и открытость новому.
Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие влияет
на интеллект, речь.
Такой ребенок всегда найдет, чем себя занять.
Богатый опыт различных видов деятельности - «жить
интересно», «я многое могу».
Начинать рисовать с ребенком можно уже с 2х месяцев, рисуя ладошкой малыша, с 8ми месяцев включить лепку, с 9ти месяцев - конструирование, с года - аппликацию. Это примерные цифры. Например, конструирование из кубиков можно включить гораздо раньше.
Использовать разнообразные материалы. Например, рисовать можно: акварелью, гуашью, пальчиковыми красками, карандашами обычными и восковыми, фломастерами, мелками и т.д. Лепить: пластилином, пластикой, глиной, солёным тестом, папье-маше, холодным фарфором. Конструировать: конструктором, кубиками, губками, картонными коробками, магнитным конструктором, мозаикой. Аппликацию: бумагой, нитками, крупой, скорлупой, ценниками, ватой и т.п.
Идей в интернете море! Наверное больше чем в любой другой сфере развития.
Творчеством заниматься желательно ежедневно, а для этого его нужно включить в режим. Удобнее всего это сделать после приёма пищи (завтрака или обеда), ребенок как раз сидит за столом, да и материалы тянуть в рот не будет. Можно распределить занятия и по дням недели, например:
пн. Аппликация
вт. Лепка
ср. Рисование
чт. Конструирование
пт. Нетрадиционные виды творчества
сб. Подделки
вс. Масштабное рисование
Условия эстетического развития:
1.Эстетика обстановки: приятный, красивый, уютный вид того, что окружает ребенка.
2.Эстетика речи
3.Наблюдения за природой
4. Знакомство с искусством:
Музыка-активное прослушивание аудио
Изобразительная деятельность - посещение музеев, выставок,просмотр репродукций, презентаций, тематических альбомом, плакатов, карточек
Театр-посещение театра и домашние театрализованные представления
Литература-используйте разные литературные формы и стили: потешки, сказки, поэзия, рассказы
Игры на развитие творческих способностей:
1. Превращения - рисуете или лепите несколько одинаковых, однотипных форм. Задача
ребенка - превратить эти объекты в узнаваемые предметы добавив несколько элементов.
2. Волшебные кляксы - берем лист бумаги, калякаем на нем красками. Складываем
пополам, разглаживаем, открываем. Получается симметричное изображение. Суть игры -
пытаетесь с ребенком разглядеть в этом изображении какие-то образы.
3. Что перепутал художник? - полезна для развития внимания. Берем картинки, которые
содержат логические ошибки (обезьяна в снегу, яблоки растут на грядке, морковка растет
на дереве, перепутаны цвета у фруктов). Для начала берите простые логические ошибки,
потом можно усложнять, делать в одной картинке несколько ошибок.
Музыкальное развитие
Стоит проводить игры на развитие умения прислушиваться, вслушиваться, различать разные звуки по источнику, силе, высоте, громкости, скорости, направленные на развитие чувства ритма.. Такие игры можно применять с рождения. Когда вы покупаете ребенку погремушки, то выбирайте разные по громкости, тембру. А также много петь самойи по возможности играть хотя бы простые песенки на музыкальном инструменте.
Как встроить в режим? Мне удобно заниматься по Железновым после завтрака, слушать музыку и танцевать после дневного сна, играю песенки на детском синтезаторе после утренней прогулки, музыкальные игры проводим вечером.
Развитие речи
Золотые правила развития речи:
1. Разговаривая с ребенком, смотрите
ему в глаза
2. Почаще давайте возможность видеть
вашу артикуляцию
3. Ваша речь должна быть достаточно
краткой, доступной для восприятия и
понимания малыша
4. Речь должна быть доброжелательной и
выразительной по интонации.
5. Ваша речь в повседневной жизни - речевой
образец, пример для подражания (следите за
правильностью речи, избегайте слов-
"сорняков", нецензурной лексики,
жаргонизмов)
Успешные стратегии по развитию речи:
-самые новые предметы ставим в недоступное новое место (стимулируем ребенка просить)
-комментировать свои действия простыми словами топ-топ, би-би
-говорим взрослую фразу и детскую. "Бежит собачка, ав-ав"
-сопровождать речь указательным жестом
-переклички
-говорить о том на что ребенок обратил внимание
-пропевать несколько раз те слова, которые хотите ввести в активную речь
-ребенок ответил, мы повторяем
-задавать вопросы и делать паузу в 3 секунды, делая вопросительное выражение лица
-не мучать словами скажи и повтори
-вводить ритуалы: кушай ам-ам
чтение стихотворений с договариванием
-твердая пища
Развитие речи начинается с рождения.
-использовать много разных слов и повторять их регулярно
-читать
-утрированно артикулировать и интонировать
-игры по типу "Где мишка?", "Дай кубик"
-стимуляция звукоподражания
-эмоциональные игры на развитие привязанности (ку-ку, прятки)
-логопедический массаж
-игры на мелкую моторику
От года до 3х появляется активная речь.
Виды занятий-игр на развитие речи:
1. Игры на общее подражание
• Начинать следует с отдельных простых движений
(поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-
побежали и т. п.)
• Затем можно учить ребенка выполнять несколько
движений (например, одновременно махать
«крылышками» и бегать.
• После этого - выполнение действий с предметами и
игрушками, т. е. серии логически вытекающих друг из
друга движений (например, в игре с куклой мы учим
ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее
в кроватку и накрыть одеялом и т. д.
2. Слух
-Неречевой (физический) слух
• Звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев,
журчание воды и др.)
• Звуки, которые издают животные и птицы (лай собаки,
мяуканье кошки, мычание коровы, чириканье воробьев,
жужжание мухи и т.п.)
• Звуки, которые издают предметы и материалы (стук
молотка, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета
• Транспортные шумы (сигнал автомобиля, стук колес
поезда, гудение самолета и т.д.)
• Звуки, которые издают различные звучащие игрушки
(погремушки, пищалки, неваляшки и т.п.)
• Звуки музыкальных инструментов - игрушечных и
настоящих (барабан, бубен, гитара, пианино, гармошка и т.д.)
-Речевой (фонематический) слух
• Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название
предмета (или издаваемый звук) и видит сам предмет или картинку.
• Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но
видит лицо и губы говорящего.
• Только слуховое восприятие: ребенок не видит губ говорящего, а
также предмета (живого существа, явления и т.п.), о котором
говорят, а только слышит голос.
3. Ритм
Отбиваем ритм стихов, песен, марша. Руками, ложками и т.п.
4. Дыхание
-неречевое. Учим делать глубокий вдох и длительный выдох. Губы трубочкой, щеки не надуваем.
-речевое
•тянем гласные
•согласные
5. Артикуляция
6. Мелкая моторика
7.Словарный запас
-активный
Основной способ развития активной речи ребенка -
подражание.
• Многократное повторение речевого материала, паузы в речи взрослого, которые
дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами.
• Вопросы к ребенку.
• Использование стихотворных текстов.
• Использование текстов с повторяющимися стихотворными и нестихотворными
элементами.
• Договаривание последних слов, в знакомых фразах, стихотворениях, сказках.
• Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);
• Ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);
• Договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;
• Использование иллюстраций к текстам, обыгрывание текста.
• Вопросы-«обманки».
-пассивный
• Многократного проговаривания ситуации. Взрослый используя моменты
режимных ситуаций (прогулки и др) называет предметы, которые берет
ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим
предметом. Называет те ощущения, которые испытывает ребенок (холодно,
тепло, вкусно и т.д.).
• Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы.
• Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования
слов по слогам, но с обязательным несколько нарочитым выделением ударного
гласного, для чего ударный гласный немного растягивается.
• Вся ваша речь должна быть насыщенна вопросами, обращенными к ребенку. У
ребенка должна создаваться потребность общаться со взрослым с помощью тех
речевых средств, которые имеются в его активном словаре (восклицаний,
отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).
• После того, как ребенок слышал много раз название предметов, которые он
брал, ощупывал и рассматривал или слышал названия действий, которые
совершал сам (ел, пил, вставал и т.д) можно попросить принести знакомый
предмет или выполнить какое-то поручение, связанное с этим предметом.
Если ребенок не понимает о том, о чем его просят, взрослому надо самому
взять этот предмет и еще раз его назвать. А затем назвать совершающееся с
этим предметом действие.
• В занятиях с неговорящим ребенком не рекомендуется перегружать его
пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими
словами.
• Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы
домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
Уух сколько всего получилось... Как же все это ввести в план?
Сначала определяем по какому направлению у нас большее отставание. Можно начертить колесо баланса и ставить за каждое направление оценку от 1 до 5. Допустим вы поставили по артикуляции 3, это значит что вам нужно проводить минимум 6 занятий в неделю на это направление, а если по мелкой моторике у вас 4, то достаточно 3 игр. Эти занятия тоже удобнее всего привязать к режимным моментам.Например, проснулись и сразу сделали артикуляционную гимнастику, а пока греете обед пусть ребенок развивает мелкую моторику, засовывая фасоль в бутылку.
Сенсорное развитие
Направления сенсорного развития (созвучны с органами чувств):
1) Развитие осязания (сюда как раз входит развитие мелкой моторики).
2) Развитие зрения.
3) Развитие слуха.
4) Развитие обоняния.
5) Развитие вкуса.
Во время сенсорных занятий так же приобретаются знания о
•цвете;
•форме;
•величине;
•расположение в пространстве;
Также нам необходимо обратить внимание на освоение сенсорных эталонов-общепринятых образцов свойств предметов, таких как 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер.
Самое основное и самое для меня сложное в этом направлении - это проговаривать все ощущения ребенка. Если не забывать это делать, то можно специальные занятия не проводить. Птица-говорун из меня никакая, так что приходится этому направлению выделять время :)
Примеры игр:
Игры для изучения цветов:
-дай предмет определенного цвета
-дай желтого цвета как солнышко, красного как ягодка
-такого же цвета
-подобрать пары предметов по цвету
-выбрать не желтый и не синий
Зрение:
· Для малышей: наблюдение за человеческим лицом (мамы или другого близкого человека), контрастные игрушки (по форме, цвету, размеру), зеркало.
· Для детей постарше: игры с кубиками, стаканчиками-вкладышами, рамками-вкладышами, матрешкой, пирамидкой.
· Слежение за движущимся объектом (погремушка, трек для шариков или машинок).
· Занятия с цветными карточками или предметами (последовательности, «найди пару», «найди другой предмет того же цвета»).
Слух:
-угадай какой предмет издавал звук
-Сенсорные(звуковые)бутылки. Немного вариантов того, чем можно заполнить бутылочки:
~бобами, крупой, макаронами ими же, но разноцветными, солью, мукой
~пуговицами ассорти, одним цветом, одним размеров, одной формы, бисером, тесемками, помпонами, нитками, мишурой,
~палочками, зубочистками, песком, ракушками, шишками
~ водой, шампунем
~ и так далее и тому подобное, включаем воображение и фантазию)
*Угадай, какая издавала звук? возьмите пару бутылочек, сначала встряхните одну и послушайте, как она бренчит, затем возьмите другую, заметьте и опишите звук, который она создает. Ну, а теперь спрячьте за спину, встряхните одну, поставьте перед ребенком и спросите, какая бутылочка только что звучала. Эту игру можно провести с ребенком, которому нет и года, попробуйте в восемь месяцев.
*Какая громче всех? Какая тише? Можно с двух бутылочек начать, а можно и с трех, поочередно встряхните каждую, а потом поинтересуйтесь у ребенка.
* Какая шуршит, а какая звенит, бречит, булькает и т.д.? Такую игру проводите, когда ребенок уже ознакомился со звуками, когда вы ему уже все описали, проиграли. Не начинайте с первого дня знакомства, а может и не со второго. Ребенку необходимо поиграть, а потом уже спрашивать.
-повторялки
-пропеть задание, потом шепотом прочитать
-просить повторить так же как вы шепотом, прокричать и т.п.
-когда игрушки прячутся то шепчут, когда играют кричат
Вкус:
-определить на вкус фрукты,специи
-давать попробовать воду подслащенную, подсоленную и т.п.
Обоняние
-во время готовки давать все понюхать
-добавлять масла в сенсорную коробку
-добавлять в тесто эфирные масла, кофе, какао. Можно приготовить картинки и показать то что ребенок вдыхает
-обонятельные баночки (кладем в контейнер от киндер сюрприза что-нибудь сильнопахнущее, закрываем, проделываем с одной стороны иголкой несколько отверстий). Найди пару.
Осязание на примере сенсорных карт:
Сенсорные карточки (с 1,5 лет постепенно, играя самой)
-Лото
-Разложить карты, озвучить, перевернуть и просить найти по памяти
-Мемори с 2,5 лет
-Угадай какая карта пропала
*разложить карты, ребенок отворачивается и одну убираем
*пропавших может быть больше чем одна
*с закрытыми глазами определяет карточку на ощупь
-Обращать внимание на последовательность и просим собрать ряд в той же последовательности
-Раскладываем карточки в ряд, считаем их не озвучивая предметы на них наклеенные, перемешиваем. Просим взять в руки карточки в той очереди как они лежали
-Находим предметы наклеенные на карту
Дополнительные возможности для развития осязания:
ü Используйте разнофактурные материалы в занятиях творчеством, во время прогулок, физкультминуток, совместного приготовления пищи и т.п. и давайте малышу все это трогать, ощупывать.
ü Отдавайте предпочтение игрушкам из разных материалов.
ü Разрешите ребенку трогать все, что его заинтересовало, и заинтересуйте его тем,
что можно потрогать.
Высшие психические функции
Необходимо развивать:
•Внимание
-игры типа: что изменилось, найди и покажи, я вижу то, что ты не видишь (I spy),
-«зашумованные картинки».
-настольные игры с правилами, лото, домино, паззлы.
-рисование, лепка, конструирование по образцу.
-игры с мячами: «съедобное-несъедобное», жонглирование, любые
-командные игры (распределение внимания!).
-игры типа «когда я скажу … , ты делай так»
•Память
-чтение с последующим обсуждением и пересказом, рассказом по картинкам.
-заучивание наизусть текстов (стихов, песенок, прозы).
-пальчиковая гимнастика, зарядка со стихами и т.п. (задействует сразу несколько видов памяти -образная, двигательная, эмоциональная, вербальная)
-игры -что изменилось (с предметами или изображениями), мемори, закрой глаза и расскажи, вспомни и расскажи
•Логика;
•Воображение;
•Ориентирование;
•Абстрактное мышление;
•Сообразительность.
Мыслительные операции:
Сравнение. Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д. Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий - пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
Обобщение. Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Анализ. Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Синтез. Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов - слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация.Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
Типы занятий на развитие мышления:
Сравнение предметов: найди одинаковые, найди похожие, на что
похоже, найди отличия, что изменилось, сходства и различия,
сериационные ряды (от маленького к большому и т.п.)
Обобщение (классификация): четвертый лишний, сортировка по цвету,форме, размеру, принадлежности к определенной группе и любым существенным (и не очень) признакам.
Анализ и выявление закономерностей: продолжи последовательность,что пропущено, что лишнее (найди ошибки), сложи в правильной последовательности, что сначала-что потом, паззлы и разрезные картинки, угадай по описанию, «волшебный мешок».
Способность к умозаключениям: загадки, логические задачки
(словесные и в картинках), что перепутал художник, что будет дальше,задачи на сопоставление (кто что ест, где чья мама, где чей домик, чьей мамы не хватает на картинке).
Некоторые игры : https://vk.com/topic-95761809_32668568
Привязка к режиму:
пазлы, разрезные картинки - после завтрака перед творчеством
лото, домино, классификация, игры с карточками или предметами (четвертый лишний, что изменилось, найди отличия, найти пару, «кто что ест?», «чей это голос?», «кто где живет?», «где чья
мама» и т.п.) - после прогулки
соединялки - перед ужином, пока греется
последовательности, противоположности, "найди пару"; игры Никитиных (дроби, сложи узор, сложи квадрат, кирпичики), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; - после ужина
План максимум:
ü опыты, наблюдения, измерения;
ü счет предметов, чтение математических сказок (простейшие математические
понятия); игры по методике Тепляковой
ü геометрический планшет.
Где брать идеи?
Сейчас можно скачать бесплатно кучу пособий по типу Земцовой. Открываем такое пособие для своего возраста, выбираем задание и придумываем, как его обыграть на реальных предметах.
Например: строим для жирафа высокий домик, а для крокодила низкий. На шею жирафу повязываем длинную ленточку, а крокодилу короткую, что бы не замерзли. Жирафу положить конфеты в тазик, а крокодилу рядом с тазиком и т.п.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
От рождения до 3‐х лет. Наша задача НЕ МЕШАТЬ - это
минимум. Лучше - помогать. Создаем среду для глаза, уха и рук.
Лица, руки, голоса близких людей. Хорошая музыка. Картинки, карточки. Создаем среду для трогания - погремушки, мягкие игрушки, мячики, шарики, кастрюли - много разнообразных
тактильных ощущений. А далее - накопление опыта и впечатлений.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Лет с двух начинает проклевываться наглядно‐образное мышление. Только оно не вытесняет наглядно‐действенное. Оно накладывается и дополняет. Задача родителей - поддержание гармонии между двумя этапами развития мышления. В этот период на помощь приходят игры и сказки, однако очень хорошо, если они будут сочетаться и с просто познавательной деятельностью, когда ребенок делает действие ради действия и получает от них знания.
Большим подспорьем в этот период являются материалы Монтессори.
‐ пересыпание круп
‐ игра с песком
‐ переливание воды
‐ шумелки и гремелки
‐ весовые дощечки
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Начиная с 3х лет активнее занимаемся наглядно -образным мышлением.
С 5-6 лет начинает формироваться абстрактно-логическое мышление.
Своевременны будут задания на развитие анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения и сравнения. Примеры этих заданий легко найти в любом магазине. Книги на развитие логики при подготовке к школе. Их очень много. Параллельно можно вводить серьезные опыты и наталкивать ребенка на выводы. Почему произошло так, а не иначе.
Одновременно развивать речь. Умение облекать мысль в слово. Происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета и перенос ситуации в «как будто»
Уже не обязательно с предметом что-то делать, чтобы сделать вывод
Варианты заданий для тренировки конкретного вида мышления:
Наглядно-действенное:
Даем в руки листик и просим найти такой же
От полутора лет до 1 года и 9 месяцев
* обобщать по существенным признакам,
*группировать предметы по форме, цвету, величине,
*выполнять задания на подбор картинок с идентичным изображением, но отличающиеся одним существенным
признаком («Дай картинку, на которой нарисована красная лопаточка, а теперь тн, на которой - зеленая»)
*сравнивать разные по величине предметы, соотнося их «большой‐поменьше‐маленький»
* повторять и выполнять самостоятельно не сложные постройки из кубиков - стол, стул, башня, дом, диван,
кровать)
К двум годам
* Учим «работать» с картинкой, подбирая ее по просьбе взрослого в соответствии с определенной тематикой:
«Что наденем на куклу? (платье, туфельки, шапочку ..) Чем угостим куклу ( Яблоком, огурцом, апельсином…)
* В работе с картинками и дидактическими игрушками подводим к умению выполнять задания: отыскать предмет по цвету, выбрать нужный из двух.
Наглядно образно:
Даем фотографию листика и просим найти такой же
«Найди тень»
«Наложенные картинки» несколько рисунков наложено друг на друга и
необходимо увидеть, что же нарисовано
«Волшебный мешочек»
«Что забыл художник» нарисовн стол без одной ноги, или цветок без
стебелька. Нужно, чтобы ребенок увидел, чего не хватает
Абстрактно логическое:
Либо говорим устно, либо рисуем схематически листок
Антонимы. Детям называют любое слово, а они говорят совершенно
противоположное (мокрый - сухой, умный - глупый)
Объединение. Ребенку предлагают назвать не только противоположные
свойства, но и придумать такие предметы, объекты или являения, которые
бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Например, что
может быть холодным и горячим? (термос, печка, холодильник, чашка с
чаем); черным и белым (зебра, телевизор, лист книги)
Математика
Изучать математику нужно не с цифр, а с количества. Считаем ручки, ножки, пальчики малыша. Научитесь оперировать с количеством: пересчитывать предметы устно и сопоставлять их с количеством, складывать и вычитать в пределах десяти, не пользуясь цифрами. Этот первый этап самый важный и он может длиться очень долго. Обычно, чем дольше ребенок играет с количеством, тем глубже он понимает сам счет и все последующие операции сложения, вычитания, умножения. Пересчитывайте все предметы вокруг, ищите заданное количество вокруг (например все предметы у которых есть 4 ножки), сравнивайте визуально что два ореха, это меньше чем четыре. Желательно, чтобы для ребенка было абсолютно очевидным, что количество не зависит от типа или размера предмета, что может быть один огурец, один помидор, одна машина и один стол.
Второй этап это знакомство с цифрами. Покажите ребенку цифры, научите ребенка сопоставлять количество с цифрой, которая его обозначает. Делайте акцент не на запоминании названий символов 1, 2, 3, 4,... А на понимание их связи с количеством.
Третий этап это умение оперировать уже абстрактными числами, представляя реальное количество которое стоит за цифрой или числом. То есть, когда ребенок слышит сколько будет 2 плюс 3, он совершенно четко представляет себе НЕ цифру, а два предмета и еще три каких-то предмета. Когда он видит задачку: 2+3, он также способен представить количество предметов в уме, пересчитать их в уме, сопоставить количество с закорючкой, которая обозначает это число.
Примеры математических игр:
Игра "По грибы". Возьмите две любимые игрушки малыша, например зайка и мишка. Разыграйте сценку: пошли зайка и мишка в лес по грибы. Зайка нашел только один гриб (посадите зайку и дайте ему в лапы один гриб), а мишка много нашел грибов (посадите мишку рядом с кучей грибов). Это могут быть ягоды, яблоки - все, что угодно. Все что есть у вас. Начал мишка из грибов суп варить, а зайка стал плакать, что из оного гриба суп не сваришь, но мишка был добрый, он поделился с зайкой грибами, и у Зайки тоже стало много грибов. Зайка смог сварить тоже вкусный суп.
На прогулке. Играя с ребенком в песочнице, попросите малыша положить в одно ведерко много песка, а в другое - мало, и объясните крохе эти понятия. Затем, помогите малышу, чтобы одно ведерко стало полным, а другое пустым и объясните малышу эти понятия. Вместо песка можно использовать камушки.
Скатайте два листа бумаги (большой А3 и маленький А4). Получатся два тоннеля - для широкой машины и узкой машины. Закрепите "тоннели" на полу с помощью скотча. Постройте вместе с малышом дорожки, ведущие в тоннели и из них. Покатайте разные машинки в оба тоннеля. Покажите ребенку. что большие машинки не проезжают через узкий тоннель, только маленькие. А вот через широкий тоннель могут проехать как большие, так и маленькие машинки, потому что он широкий.
Постройте из кубиков два гаража и попросите ребенка поставить в каждый гараж по две машинки. Объясните крохе, что в одном гараже столько же машинок, сколько и в другом.
Девочка испекла два пирожка с вареньем и два пирожка с капустой, потом сложила все эти четыре пирожка в корзинку и отправилась в лес к знакомому дровосеку (всё это вы изображаете игрушками, а ещё лучше, если вы это делаете вместе, по ролям). Дровосек был как раз дома, да ещё в гостях у него сидели два охотника. Девочка приготовила чай и они все стали пить его с пирожками. И получилось так, что всем досталось по одному пирожку. Так как и людей и пирожков было по четыре, то есть поровну ( и раздайте всем по пирожку)
Поиграйте с ребенком в игру «Гости»: жил был ежик, пришел к нему в гости мишка, и стало их двое, потом пришел зайка, стало их трое. Мишка погостил, поиграл и ушел, и зверушек снова стало двое и т.д.
Предложите крохе выбрать три любимые игрушки, например, зайку, мишку и куклу. Затем сделайте каждой игрушке по домику из кубиков, и у каждого домика положите по дорожке (её можно сделать из бумаги одного цвета и одной ширины, но разной длины). Пусть малыш попробует отгадать, у кого из зверей путь к домику короче, а у кого длиннее.
Затем предложите малышу взять две игрушки, например зайку (небольшого размера) и мишку (побольше). Скажите малышу, что полоски, это мостики, и объясните, что зайка сможет пройти по узкому мостику, а мишка - только по широкому.
Сравните ваши руки и руки малыша. Объясните ребенку, что у вас руки больше, а у него меньше.
Поиграйте в самолетик, пусть он летает то выше, то ниже.
Игра "Клубок". Держите клубок в руке, а малышу дайте конец ниточки, пусть он попытается размотать клубок. Скажите ребенку: "Давай проверим, длинная ли нитка?" По мере разматывания все время произносите: "длинная, длинная, какая длинная нитка!" Попросите ребенка сбегать с ниткой в другую комнату, сам оставайтесь на месте, а потом попросите его вернуться к вам вместе в ниткой. Походите вместе с малышом по квартире, опутайте нитками все на своем пути, не забывайте все время повторять: "длинная нитка, длинная". Затем из того же клубка нарежьте несколько коротких ниточек и смотайте их снова в клубок, дайте ребенку конец такой ниточки и скажите: "Давай проверим, длинная ли теперь нитка?" Малыш начнем разматывать, но скоро ниточка оборвется. Покажите ребенку маленькую ниточку еще раз и скажите: "короткая нитка, короткая". Проделайте опыт с короткой ниткой еще пару-тройку раз.
Одевать матрешкам вместо шляп стаканчики вкладыши по размеру
Математические игры для самых маленьких:
-игры с множеством (высыпаем кубики из ведра, складываем обратно по одному)
-много и один
-больше-меньше
-счет без пересчета (один, один, еще один)
-счет от 0 до 4
-нулевое(пустое) множество
-состав числа (два пирожка - один Маше, другой Пете)
-сложение,вычитание (съели одну ягодку)
-убывающий и возрастающий ряд (длинная дорожка, короче,короче)
-прямой и обратный счет (собирание и разбирание пирамидки)
-тождества(одна кружка мишке, одна - зайке)
-большой-маленький
-высокий-низкий
-длинный-короткий
-целое и части (режем яблоко)
-эталоны геометрических форм
-закон сохранения количества (переливаем воду)
-измеряем объем (сколько кружек в кастрюле)
-независимость числа и качеств объекта (колечки большие и маленькие)
-звуки и математика
-числа и цифры
-математика в творчестве
-математика в сказках и театрализации ("Три медведя", "Репка", "Теремок")
-математика в подвижных играх и танцах ("Каравай-каравай")
-одинаковость, симметрия и парность
-лево-право
-математика времени (вчера, сегодня, после того,скоро)
Для самых маленьких будет полезно посмотреть бесплатные игры у Галки Игралки galka-igralka.ru
Еще у Даниловой есть очень хороший вебинар на эту темуhttp://danilova.ru/project/interesnaya_matematika/
Для деток постарше есть замечательный сайт Несютиной Ксении, пробную недельку в Любопытной математике можно пройти с года http://ideas4parents.ru/WebinarPages/math2/main.html , основные проекты рассчитаны на детей старше 3х лет. Есть много бесплатной информации и замечательный журнал http://ideas4parents.ru/WebinarPages/magazine/main.html
Игровая деятельность
Мы с дочкой гуляли у школы, а рядом играли детки младшеклассники. Я с умилением незаметно за ними наблюдала, но чем дольше прислушивалась, тем грустнее мне становилось. Играло 3 мальчика (имена героев я не запомнила, привожу примерно):
-Я Эссэндер
-Я Кукундер
- А я самый крутой, который в башне стоит
-А я занял эту горку
-А я вас предал
И все игра зависла и дети стали просто обсуждать компьютерную игру. И такое я наблюдаю постоянно, только один раз встретила на детской площадке девочку развивающую сюжет....
Если вы не будете учить ребенка считать, читать, различать животных и т.п., он этому рано или поздно все равно научится. Если вы не научите ребенка играть, то играть он не будет. Раньше игре учил двор и если вы живете там, где сохранилась играющая дворовая компания, то вам крупно повезло.
Вводим игровой сюжет в предметную деятельность. Пример:Ребенок возится в песочнице, пересыпает и т.д. Тут прибегает зайка и просит спрятать его от лисы. Р. закапывает зайку, прибегает лиса, всё обнюхивает и уходит. Откапываем зайку, он радуется. Можно его куличиками покормить и т.д.
Отобразительная игра. С 1 года до 2х лет знакомим малыша с игрушками. Где ручки-глазки, как ходит, как спит. Показываем простые действия с игрушкой: спит, ест, умывается. Затем показываем эти действия в ситуации: кукла проснулась, потянулась, умылась, оделась, сделала зарядку, сварила кашу, позавтракала, убрала посуду, посмотрела в окно, пошла гулять и т.д.
С 2х до 2,5 лет.
Взрослый выстраивает небольшое игровое пространство. Сначала в контейнере, на столе. Потом плавно перемещаемся на пол. Сюжетом могут быть сказки или бытовые.
Ребенок:
-просто наблюдает за игрой взрослого
-включается в игровое взаимодействие со взрослым
-взаимодействует со взрослым на равных (развивает сюжет)
Предметная-Режиссерская игра осуществляется с помощью мелких игрушек.
С 2,5 до 3,3. Вводим предметы заместители. Сюжеты берем бытовые и из книг.
Начать игру можно так: «Привет! Давай знакомиться. Я серый зайка. А ты кто?»
Потом построить дом для персонажа.
Можно отправиться в лес, горы, на море.
Ввести в игру бытовой сюжет
Закончить все обедом
В игре используем кубики, пластилин, ткань (зеленая-лес, синяя-река), посудку
Не рассказываем сюжет, а говорим от лица игрушки
С 2,5 до 4,5 лет Образная игра
1)образы животных 2-3 года. Взрослый должен заметить образ, почесать кошечку за ушком, налить молочка в блюдечко. Собачку гулять позвать и повязать «ошейник» на животик.
(Ребенок -животное, мама - хозяйка, путешественник, родитель животного, враг животного)
2)потом неодушевленных предметов
3)сказочных героев с 3х лет
4)людей (профессии) к 5ти годам
Задача взрослого:
Поддержать!
Вести сюжет
Дать информацию о проигрываемом образе (энциклопедии, презентации, фильмы BBC)
Задать образец игрового поведения (самому побыть кошечкой)
Создать предметно-игровую среду
Научить ребенка выходить из игры (кодовые слова «Стоп игра»)
Очень важна атрибутика: мечи, короны, ткань для создания одежды
Сюжетно-ролевая игра - ребенок по настоящему проживает все эмоции
Игры по правилам
Режиссерская игра высокого уровня
Игры-путешествия.
Выбираем куда, зачем, как туда добраться. Проблема в дороге. По прибытии можно попробовать местное блюдо, обозначить местную особенность.
Персонажи для введения в игру
На корабле: капитан, матрос, кок, рулевой, юнга, пассажиры
На машине: водитель, пассажир
На поезде: машинист, пассажир, проводник, начальник станции, носильщик
На самолете: пилот, второй пилот, стюардесса, пассажир, стойка регистрации
Темы для сюжетов:
Магазин
Больница
Вокзал
Почта
Парикмахерская
Пожарная станция
Путешествие
Детский сад
Автосервис
Кузница
Стройка
Аэропорт
Автопарк
Зоопарк
Школа
Цирк
Театр
Кафе
Библиотека
Милиция
Моей дочке еще нет 2х лет и основная игра должна быть отобразительная...Это вгоняет меня в тоску, кормить и качать кукол дело скучное. Но из этой ситуации есть выход. Игры-путешествия!
Для таких игр нам необходимо подготовить атрибуты. Для маленьких деток можно накрыть стол одеялом и представить, что это вагон поезда; нарисовать на билетах те игрушки, которым они достанутся: для детей постарше сделать термос из тубы от полотенец, из тряпок сообразить костюм. Для совсем взрослых деток отлично подойдут и настоящие вещи, например компас.
Также лучше распечатать картинки с изображением различных ландшафтов, природных зон, города, деревни и использовать их в игре, например как вид из окна.
Подготавливаем песни в дорогу.
с 1 до 3х лет
Сюжет:сели, поехали, приехали, погуляли, вернулись
Включаем звукоподражания и простые слова: ту-ту, иди-иди, чух-чух,топ-топ,прыг-прыг, би-би, уф-устали, ой, ах, на, дай, тук, там, тут, где, ау,ууу-ветер.
Пример для детей с года: Накрываем стол одеялом. Едем в вагоне. Стучится кто-то.
-Тук-тук-пи-пи.
-Ой кто это? Медведь? Нет.Бегемот?Нет. А кто это? Мышка.
-Пустите я хочу в теплые края поехать.
-Пустим мышку?
-Иди-иди. (сюжет теремка)
С 2,5 лет В лесу собираем в лесу ягодки. Проговаривать название варенья которое получится из этих ягод.
На остановке поезда животные могут разбежаться мышка за колоском, лягушка за комарами, мишка за малиной, лисичка зайчиков пугать. Используем сюжеты из сказок и простых мультиков. (Один из наших любимых сюжетов " Идем ловить медведя".)
с 3х лет
Куда: лес, деревня, город, цирк, зоопарк, гости
За чем: за ягодами, погулять, зверей посмотреть
Атрибуты: корзина для грибов, термос с чаем, билеты
Нестандартные ситуации: встреча, поломка, дождь
С 5ти лет
Задаем вопросы, которые требуют от ребенка подумать, вводим в игру социальные нормы и правила безопасного поведения, знакомим с животным миром и т.п.
Суша.
На чем:пешком, машина, автобус, троллейбус, поезд
Где:лес, пустыня, вдоль озера или реки, болото, город, деревня (раскраска)
Зачем:в гости, мир посмотреть, за кладом, на помощь кому-то, просто гуляем, туристы, спасатели, врачи, геологи
Атрибуты: компас,веревка, спички, карта, котелок. Чем младше ребенок, тем более явным должен быть атрибут. Песни
Нестандартные ситуации:встреча зверя, человека; сложный ландшафт, заблудились, повредили ногу, сказочный персонаж.
Примеры вопросов: Птенчик из гнезда выпал, как же его подсадить? Ведь дотрагиваться до птенчика нельзя, иначе его мама назад не пустит. Как спастись от холода в лесу? Как определить стороны света без компаса?
Ролевые диалоги, туристические песни
Вода.
На чем: лодка, катер, плот, бревно, теплоход,яхта
Задавать вопросы от лица пассажира или развивать сюжет. Пример: «а будет остановка у той деревни? Я слышала, что там сейчас проходит ярмарка.», «Человек за бортом!»
Воздух:
На чем:самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан, парашют
Куда: в другую страну, на необитаемый остров