причинно-следственное
От суммы слагаемых сумма не меняется... только с определенного возраста.
Я понимала это очень интуитивно на нескольких примерах. Например, я намеренно не давала Соньке лего, пока она не освоит кубики. Потому что когда ребенок строит башню из кубиков и толкает ее, она должна рассыпаться. Это закон физики, который я хочу, чтобы мой ребенок увидел своими глазами. Кроме того, чтобы башня из кубиков была выстроена, над ней нужно думать, искать местоположение очередного кубика, - а мне нравится, когда ребенок изучает свойства вещей и думает над этим, потому что это и есть развитие в действии. А над лего или мега, простите, особо думать не надо, как приложил- так и застряло. Ну, максимум- свалится, но не сломается же.
К слову сказать, я думаю сегодня, что и кубики со своей геометрической правильностью не являются началом. НУжны скорее, вальдорфские брусочки неправильной формы.
По той же причине у нас не было тарелок на присосках, чашек-непроливаек и прочих "облегчающих жизнь" предметов. Потому что если тарелку смахнуть со стола, то она упадет и скорее всего разобьется, а если перевернуть стакан, то из него должна вылиться вода! Зачем уверять ребенка в обратном?
Из той же серии, - если пописать в штанишки, там должно быть мокро. Или как минимум- влажно, но никак не сухо!
Я думала, я отслеживаю причинно-следственные связи в Сонькином сознании и предоставляла ей этакое натуральное изучение физики сколько ее душе угодно, и если честно, мы как-то не особо пострадали))) Посуда цела, штаны постираны.
Сейчас мне кажется, что в любом навыке, который приобретает ребенок, есть некое базовое действо с базовыми, очень простыми предметами. Это словно бы учиться музыке- любой учитель вам скажет, что если вы хотите стать музыкантом, то вам нужно начать с классического инструмента и репертуара. Без наворотов и электроники. Чтобы пианино было с молоточками и отвечало на силу нажатия ваших пальцев. В процессе приобретения навыка игры на пианино, нужен живой звук. "тот который не включают", как сказала Мэри Поппинс. Пересесть с пианино на синтезатор, имея классическую музыкальную базу, гораздо, несравнимо легче, чем наоборот. Начиная со вспомогательных средств, которые "облегчают" нам процесс обучения, мы отсекаем себе большую часть будущих возможностей.
Мне кажется, что тоже самое происходит в детском развитии. Я еще не уверена, насколько принципиально здесь задействовать те или иные предметы. И дело даже не в том, научится ли деть в конце концов строить башни из кубиков. Я уверена, что дети, которые играли сначала в лего, тоже способны в адекватном возрасте это сделать. Но где-то в пути было упущено нечто важное. Пожалуй, что сегодня я еще не готова сформулировать- что именно. Но уверена, что это можно частично компенсировать, если предоставить ребенку такое занятие, которое увлечет его и продемонстрирует именно те свойства вещей, от которых его ранее оградили. Например, вместо очередного лего набора- любой интересный конструктор из тех, что не присасывается, не приклеивается, не залипает. Я писала о нескольких таких ранее, сама бы играла :)
Какие еще игровые навыки младенчества идут в эту же категорию?
К примеру, вкладывать один предмет в другой, шнуровка, нанизывать кольца или бусины, игры с песком и водой. Это не значит, что этим специально надо заниматься, поймите меня правильно. Я думаю, что любой малыш в возрасте года-двух любит эти игры, и это вовсе неспроста, зачем-то они ему нужны. Наблюдайте! Если ребенок запихивает огромный мяч в пробку от бутылки и сердится оттого что это нельзя сделать, переключите его на саму бутылку и подходящую бусину, например.
И вовсе не обязательно покупать какие-то игрушки, которые эти навыки развивают. Можно просто сделать что-то самим, это не будет долговечной игрушкой, но- своевременной помощью.
Когда я помогаю Соньке в чем-то подобном, то стараюсь не облегчать ей задачу, но идти от простого к сложному. Например, нанизывать бусины проще и легче, если веревочка не гнется, например, пластиковый шнурок. Но я не дам ей пластик, а дам нормальный тканый шнурок с наконечником. И да, никаких узлов внизу- пусть скатится наша бусина с другого конца, это тоже нужно знать... Таких примеров миллион, по-моему, все не описать, поэтому важно понять принцип.
Мне кажется, что такой подход - исходить из потребности ребенка овладеть тем или иным навыком как-то здоровее, чем танцевать от предмета, -зачастую от рекламной игрушки. Вроде, есть сортер?- надо купить и научить пользоваться, пирамидка?- купить и научить складывать по размеру, рамки-вкладыши? - надо чтоб вкладывал. И тд.
Это словно бы поменяться местами с ребенком и учиться у него. Он -отважный путешественник, по проторенным дорожкам не идет, он придумывает себе и навыки, и способы ими овладеть, и когда он делает это сам, а не повторяет по шаблону, то он горд и рад. Он делает это потому, что ему они нужны для дальнейшего пути, а не за наши взрослые машинальные похвалы. Это кажется, называется, уверенность в своих силах.
Не знаю даже, в какую категорию все эти мысли складывать. Пусть будет про игрушки.