Лена
9 лет
Развитие музыкального мышления 0-2
О том, что дети очень музыкальны, не писал только ленивый. Остается только догадываться, куда девается эта музыкальность к тому времени, когда ребенку ставится диагноз " нет слуха." Я подозреваю, что никуда, и речь в таких случаях должна идти о чьей-то недоработке.
Когда Кирюха начал проявлять свойственную всем детям музыкальность, удивились все, кроме меня, поскольку все, кроме меня, точно знают, что быть музыкальным Кирюхе не в кого.
Мне, в свое время, тоже был поставлен диагноз "ни слуха, ни голоса." Причем, достаточно рано. Уже позже, когда мне было 20!, голос нашелся. Клеймо осталось.
Факт остается фактом. С рождения Кирюха увлеченно слушал игру на гитаре и "танцевал" под мелодии всеми доступными ему тогда способами, месяцев в пять уже пробовал играть сам, нежно, а иногда, и не очень, перебирая струны, к году Кирюха научился кружиться под звуки вальса, в год с небольшим - повторять простые ритмичные дорожки хлопков, в полтора - идеально попадать в тон гудения любой бытовой техники, ближе к двум - петь и подпевать, попадая в такт, а часто, и в ноты. Сейчас мы каждый день поем песни на русском и английском. Причем, поет Кирюха, а мы направляем.
Вскоре после того, как я ввела упражнения на дыхание, и моя блок флейта перекочевала в Кирюхино владение, снискав его горячую любовь, мне стало понятно, что я очень хочу заниматься с ним музыкой, но не знаю как.
Еще полтора года назад, я надеялась, что до нас (до Санкт-Петербурга) дойдет Шичида со своей скрипкой, потом рассчитывала на Сузуки (до сих пор рассчитываю=))). Потом взяла в руки книжку и заигралось...
Литературы на тему музыкальных занятий с детьми много, но большая часть из них написана профессионалами для профессионалов, а не для меня, которая не отличит фа диез от ля бемоль, ну, или только с третьего раза.
Тем не менее, пара книг, все-таки, запали мне в душу тем, что подсказали, как можно весело и ненавязчиво заниматься музыкой каждый день так, чтобы не спрашивать себя каждую секунду: "А не наношу ли я сию минуту глубочайшую травму его тонкому слуху???":-) :-) :-) :-) :-) Эти книги: методичка-монография Юлии Липес " Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях." Пусть вас не пугает, что эта небольшая книга - пособие для специалистов по коррекционной педагогике. Ее стоит прочесть.
Юлия Липес в Озоне.
и "Волшебная дудочка" Бина и Оулдфилда, представлящая собой сборник из 78 музыкальных игр. Не знаю, где купить. Обратите внимание, что на первой странице комментариев в моем дневнике мама Зоя готова поделиться электронной копией.
Есть много других (скажем так, более серьезных и объемных) книг, которые заставляют задуматься о самой природе детского музыкального восприятия в отсутствие опыта правильного-неправильного звучания, понимания формы, регистра и т.д. Но мне хочется сделать пост более прикладным, нежели теоретическим, так что, речь сегодня не о них, хотя, я, конечно, буду на них ссылаться в следующих постах.
Мне с самого начала не хотелось делать из Кирюхи просто слушателя, поэтому с удовольствием восприняла идеи Б. Асафьева, Б. Яворскогоко, О.Радыновой, которые настаивали на развитии музыкального мышления через живое исполнение и вовлеченное слушание. Восприятие музыки - это динамический процесс, в котором слушание является отправной точкой и средством для более сложных процессов СЛЫШАНИЯ - понимания, эмоционального отклика, активизации образного мышления. В отличие от слушания, для активизации которого нужно лишь сыграть мелодию или нажать на кнопку PLAY, запуск процесса СЛЫШАНИЯ невозможен сам по себе. Но, думаю, что мама для этого вполне подойдет, хотя позже, конечно, понадобится увлеченный педагог, знающий, почему пианино похоже на зебру...
Музыкой мы занимаемся, как, собственно, и всем, небольшими порциями.
В блок я стараюсь включить
слушание музыки со всеми вытекающими оттуда последствиями (это тема отдельного поста, поэтому, кому интересно, не теряйтесь=))
воспроизведение (пение, пропевание или отстукивание/отхлопывание)
игру на музыкальных инструментах
движение (свободный танец или ритмику)
Сегодня расскажу о нашем маленьком оркестре, в котором, больше всего самых нежеланных соседей в панельном доме - колористической перкуссии. Страшнее лишь "Реквием", сыгранный ножкой от табуретки на батарее...
На фотографии металлофон, румба, гуиро, кастаньеты, колокольчики, маракасы и самостоятельно затесавшийся звоночек. Есть еще флейты и свистульки, две гитары и триола, но речь сегодня не о них.
Далее в моей вольной интерпретации различные музыкальные игры с ними из вышеперечисленных книг.
Музыкальный диалог
Я беру в руки любой инструмент, на фото гуиро, но, чаще всего, это маракас. Маракасы Кирюха не так ревностно охраняет от посягательств (их много:-) ) и начинаю играть. Кирилл берет второй маракас или другой инструмент и отвечает мне. Можно играть быстро или медленно, потряхивать инструмент мягко или жестко, мелко трясти или делать плавный взмах. Когда Кирюха был помладше, я комментировала все свои действия и делала долгую паузу, чтобы он мог вписаться. Очень интересно рассказывать на пару какую-нибудь историю, например, о том, что один маракас зовет другого пойти на пляж, где галька шуршит вот так (дробные потряхивания), а второй отвечает: да-да-да (три резких потряхивания).
Слуховое внимание
Когда Кирюха наигрался и перестает хвататься за инструменты при первой возможности, играем в игру " Кто так звучит". Я прошу Кирюху закрыть глаза или повернуться спиной, что сложнее, беру инструмент и играю. После этого прошу показать, на чем я играла. Изначально мы перебирали звучание, чтобы найти правильный источник звука.
Я думала о том, чтобы сделать карточки к инструментам, но решила, что дидактического материала у нас и так слишком много. Обойдемся.
Или, например, посложнее.
Кладу два маракаса, трясу один из них и прошу отгадать, какой из них звучал. В одном рис, в другом, я подозреваю, фасоль, разница есть, но уловить ее ребенку непросто.
Развиваем чувство ритма
Для этого упражнения, на самом деле, инструменты не обязательны, хватит и двух ладошек, но с тамбурином или румбой, конечно, веселее.
Предлагаю Кирюхе повторить простые ритмичные рисунки - двудольные и трехдольные. Под второй можно и повальсировать:-)
Играем в зеркало
Беру один из инструментов и начинаю что-нибудь наигрывать, параллельно напевая. Задача Кирюхи - взять другой колористический инструмент и максимально синхронно повторять. Я, будто, выполняю роль метронома. Это сложно, пока ребенок не вошел в размер, как только он понимает, в каком размере мы играем, начинает безошибочно угадывать время следующего удара.
На фото происходит смена румбы на колокольчики. Здесь и игре конец=). С колокольцами тяжело попадать в ритм...
Вот так просто можно развлекаться каждый день. Мне кажется, что это дает результаты, в свои год и одиннадцать Кирюха чувствует размер и поет, попадая в ноты. Но главное, что это весело!!!
А как вы развиваете музыкальное мышление?