Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ
Именно так называется книга Тамберга. Прочитать ее можно здесь.
Я ее прочитала. Основные тезисы под катом. Я продолжаю нести ТРИЗ в массы)
Первый мой пост по методике был тут.
Что мне понравилось: мои хаотичные знания легли в систему. А систему я люблю, без нее мой мозг не существует. Эту систему я постаралась кратенько изложить. Если освоить хотя бы то, что я написала, то это будет МЕГА прорыв в занятиях с ребенком.
Система ТРИЗ выделяет четыре уровня мышления (или базируется на них): системный, функциональный, диалектический и синергетический. Один без другого не существует, мы развиваем их последовательно, а с определенного возраста - параллельно. Для развития каждого типа мышления действует своя система игр, решаются определенные задачи.
Развивать системное мышление можно с ребенком уже лет с 2-х. Основная функция "системных" игр - научить видеть мир системно. Я уже писала о таких играх, когда предмет или явление рассматриваются в системе. В принципе мы играем в рамках такого подхода на тематических занятиях, когда изучаем какие-то явления. Ведь когда мы говорим о лягушке, например, мы расскажем, что у нее есть лапки, глазки, что она прыгает, а живет в пруду. Это и есть система и подсистема. Какие-то элементы этого подхода имеют место быть в различных методиках.
Игры в рамках системного подхода:
1. Собери предмет из частей. Сюда относят паззлы, конструкторы, где собирают заданный предмет из деталей.
2. Составь иерархию. По сути - цепочка от большего к меньшему. Например, Африка - пустыня - песок - верблюд - голова верблюда. Дерево - ствол - ветка - листок. Делают картинки и раскладывают перед ребенком в хаотичном порядке.
3. Что система, а что часть системы. Играют парными карточками. Например, листок и дерево. Лист - часть дерева, не наоборот. Вода и суп, машина и колесо.
4. Любой предмет состоит из частей. Например, дом - стены, окна, двери и т.д. Любой предмет (картинка) разложить на части.
5. Найди целое по части. Дается долька яблока, нужно найти яблоко. Играется как лото.
6. Найди, что посередине (что-то среднее, как продолжи ряд). Колесо - ...- транспорт (машина).
Функциональное мышление целесообразно развивать лет с 3-х. Функциональное мышление нужно нам, чтобы определять, для чего существует тот или иной предмет. У всего есть своя функция. Важно понимать, что любой предмет может выполнять, кроме главной, неограниченное количество различных функций.
И обратное: любая функция (цель) может быть выполнена большим количеством различных способов.
Например, главная функция карандаша - оставлять след на бумаге, но кроме этого он может выполнять другие функции. И обратное: также оставлять след на бумаге могут ручка, фломастер и т.д.
Игры в рамках функционального подхода.
1. Назови функцию одним словом. Важно задавать вопрос "Зачем".
Зачем машина? Чтобы ездить. Ездилка.
2. Обратная задача - расшифровка. Что такое ездилка? Машина, велосипед, самокат, трактор и т.д.
3. Назови главную функцию. Продолжать задавать вопрос "зачем". Зачем автомобиль? Возить людей и грузы. А зачем еще? Давить, гудеть, тормозить и т.д. А главное? Возить людей и грузы.
Назвать второстепенные функции.
4. Находчивость. Ситуация проблема: что-то нужно сделать. Например, забить гвоздь. Чем это можно сделать. Эту функцию выполняет несколько предметов.
5. Что общее из функций - назови чем предметы похожи. Например, нож, вилка, тарелка - прием пищи.
И диалектическое мышление - умение посмотреть на одну и ту же вещь с разных сторон. Это мышление нужно развивать не раньше 5-6 лет, когда картина мира уже сложилась. Иначе можно только запутать ребенка.
Самая первая игра, в которую можно играть в рамках развития этого мышления, "хорошо-плохо". Каждое явления смотрится через призму положительных, отрицательных эффектов. Играть со словами "зачем", "когда", " почему".
Игры в рамках диалектического подхода.
1. Я - оптимист. Найди хорошее в явлении. Например, чем хорошо болеть.
2. Я - пессимист. Обратное упражнение. Например, чем плохо гулять.
3. Кому хорошо, а кому плохо. Кому хорошо от выпавшего снега, а кому плохо.
4.Когда хорошо, а когда плохо. Когда хорошо, если идет дождь. Когда плохо.
5. Почему хорошо, а почему плохо.
Синергетическое мышление.
Синергетика ищет универсальные законы развития систем любой природы. Для детей тут важен лишь один аспект: когда что-то заканчивается, что-то другое обязательно начинается. Хорошо бы знать, что и когда. И не только детям)
Например, забыли выключить чайник и ушли на работу. Когда вода выкипит (процесс завершен), начнутся разные процессы с разной степенью вероятности: от нейтральных до плохих. Хозяин может вспомнить о чайнике и вернуться (успел вовремя), начаться пожар и т.д.
В любой сказке хорошо находить такие судьбоносные события, раскладывать сказку по частям и проводить анализ.
Из всего этого мы строим ТРИЗ мышление. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Основные ТРИЗ вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).
Важное понятие для детей "Противоречие". Обычно ТРИЗ пытается его решить, важно научиться их видеть.
Противоречие - это предъявление противоположных требований к одному и тому же элементу.
Например, человек понимает, что надо учиться, но лень, надо идти к зубному врачу, но страшно...
Игры для детей по ТРИЗ для малышей.
1. Назови наоборот. Мягкое - твердое, живое - не живое и т.д.
Назови предметы с противоположными свойствами: противоположное по форме "мячик - кубик - звезда", по весу "перышко- трактор".
2. Назови противоположную функцию: увеличить - уменьшить, приблизить - удалить..
Назови предметы с противоположными функциями.
3 Назвать героев с противоположными свойствами: волк - козлята, волк - красная шапочка, золушка - мачеха. Разрешать противоречия в сказках: как герои выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства.
Кто прочитал до конца, поздравляю! Осталось применить знания на практике.