Бабайки для малышей
ДетиВдогонку к посту Шоколад для малышей. Примерно так через недельку нашего гостевания мне еще высказали, что с моими детьми невозможно договориться, они "не боятся ни волка, ни бабая". Я даже задумалась. Слово "бабай" я не произношу вообще, а "волк" только в книжках читаю. Ну как-то не нужны они мне были. И вот в августе попалась мне книжка Екатерины Мурашовой, и там я нашла ответ. (Это я молчу, сколько мне хочется процитировать из Джона Медины).
Сама я боюсь бабаев ужас как. Если одна дома ночью, то руку или ногу из-под одеяла ни за что не высуну. А если не одна, то всё равно десять раз подумаю. Видимо, всё-таки это из детства. Признаюсь даже, пока читала книгу, обнаружила, откуда ноги растут у кучи моих недостатков.
Решила записать некоторые выдержки, касающиеся детских страхов, связанных именно с запугиванием, из книги "Ваш непонятный ребенок", автора Екатерины Мурашовой.
*****************************************************************
На научном языке страхи называются тревожно-фобическими расстройствами или просто фобиями. По данным различных авторов, от 3 до 5 детей из каждых десяти в том или ином возрасте испытывают те или иные страхи. Наиболее часто боятся дети от двух до семи-девяти лет. Это вполне понятно. В этом возрасте ребенок уже многое видит, многое знает, но еще не все понимает. Именно в этом возрасте необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями и знаниями о мире.
Чего дети боятся? Чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом для страха.
Каковы причины возникновения детских страхов? Причины разнообразны и иногда с трудом отличимы от поводов. Автор рассматривает их «от поверхности к глубине» и уточняет, что, несмотря на все попытки типизации, каждый отдельный случай детских страхов всё же по-своему уникален.
Причина первая - самая понятная. Ею может быть некое экстремальное событие, реально произошедшее с ребенком. Причина вторая - особенности характера, провоцирующие развитие страхов. Причина третья - запугивающее воспитание. Причина четвертая - тревожное воспитание. Причина пятая - удивление перед миром или гипертрофированная фантазия. Причина шестая - страхи, как часть другого, более серьезного расстройства.
Рассмотрим именно третью причину.
- Не будешь спать - тебя бабка-ёжка заберет.
- Если ты сейчас же не прекратишь орать, отдам тебя дяде-милицинеру!
- А за детьми, которые кашу не кушают, приходит медведь с бааальшим мешком и их в лес уносит!
Кто из нас не слышал чего-нибудь подобного в детстве или в знакомых семьях. Кто не удержался и хотя бы иногда, изредка сам не произносил чего-то похожего в адрес несносного упрямца или упрямицы!
Но наказание страхом - не только действительно «страшное», сколько вредное наказание. И вред его - двоякий.
Во-первых, смышленый ребенок с сильной нервной системой, с устойчивым, не подавленным воспитанием темпераментом довольно быстро разберется в том, что стучащая за стенкой баба-яга - это всего лишь ремонтирующий квартиру сосед, а милиционерам нет никакого дела до капризничающих мальчиков и девочек. И тогда он не только перестанет реагировать на ваши запугивания, но и сделает для себя потрясающее открытие: мама или папа лгут ему для того, чтобы он стал более «удобным», послушным. Он не станет сообщать вам об этом открытии. Более того, маленький хитрец может по-прежнему делать вид, что верит в бабу-ягу за стенкой. Знание - сила, и маленький ребенок, никогда не державший в руках известного журнала, тем не менее отлично это понимает. В его руках - оружие против вас. Он знает, что вы врете, а вы не знаете, что он знает. И еще: отныне он понял, что своей цели можно добиваться ложью. Ведь если даже родители так поступают… И сколько бы вы ни говорили такому ребенку, что врать нехорошо и всегда нужно говорить только правду, он вам уже не поверит. Кто знает, какие ядовитые цветы произрастут из этого в дальнейшем!
Во-вторых, ребенок может действительно поверить и испугаться. Тем более, если особенности его личности в чем-то совпадают со списком, приведенным для второй причины. Ребенок испуганно замолчал, давясь, доел ненавистную кашку, послушно закрыл глаза и накрылся с головой одеялом. То есть ваш сын или дочь действительно поверили в то, что при случае вы отдадите их милиционеру, чтобы он посадил их в тюрьму. В то, что вы не станете отбивать их от медведя с мешком, если их аппетит чем-то отличается от того, какой, по-вашему мнению, должен быть. В то, что баба-яга может войти в ваш дом и беспрепятственно забрать ребенка, несмотря на то, что в доме находятся его близкие. Это то, чего вы хотели? Чувство безопасности ребенка нарушено, отныне он знает, что какие-то нелепые, не всегда управляемые моменты в его жизни могут привести к поистине апокалиптическим последствиям. Ведь иногда ребенок просто не может немедленно уснуть, поесть или перестать плакать. Особенно, если это ребенок возбудимый, с невропатией или с минимальной мозговой дисфункцией - а именно такие дети как раз и реагируют на родительское запугивание. Именно у таких детей возникают страхи, которые в этом случае еще и скрываются ото всех, отчего принимают особенно злокачественное и упорное течение. Здесь ребенок один на один со своим страхом и, в отличие от ситуации первого пункта, у него нет защитников. Еще раз: это именно то, чего вы хотели?
Так не лучше ли в воспитательных целях сообщить ребенку, что вы, именно вы, а не неведомая баба-яга, недовольны его поведением? В этом нет лжи. Ребенком недоволен самый значимый в его мире человек - мать или отец. Это достаточно сильно. Недостаточно? Тогда поразмышляйте над своим стилем воспитания, постарайтесь что-то изменить. Ведь вечно запугивать не удастся, а поведение ребенка должно быть в той или иной степени управляемым до достижения им личностной и социальной зрелости. Что же вы будете делать дальше, когда ребенку исполнится семь, десять, тринадцать лет?
*****************************************************************
Далее хотела привести пару ссылок на статьи Марины Аромштам о переживании детских страхов путем чтения сказок, но не помню, куда их записала.