Грамматика фантазии Джанни Родари
Я думаю, что многие наслышаны об этой книге. Меня она заинтересовала тем, что там вроде как даются рецепты для сочинения сказочных историй. Это оказалось действительно так. Книга меня достаточно впечатлила, не скажу, что прямо так все и применяю на практике, но, думаю, такой багаж знаний будет совсем не лишним для родителя. Поэтому в порыве вдохновения я сделала для себя конспект основных положений. Я не буду вдаваться в подробности, конспект, он и есть конспект.
-
Расшифровка слова по буквам. Из слов складывается история. Вот мой пример:
Р - ручной
У - угорь
Ч - черпаком
К - качает
А - апельсин
-
Бином фантазии (слово+слово, которое отстоит далеко от первого слова и его как бы провоцирует и вырывает из обычной реальности). В основе рассказа получается это словосочетание. Пример автора: пёс+шкаф (пес на шкафу, пес со шкафом, шкаф пса, пес в шкафу).
-
Что было бы, если…
- исчезла морковка во всем мире, у города Молодечно выросла гора.
- использование подлежащего и сказуемого для истории: «Милан» и «окружен морем».
-
Произвольный префикс. Деформирование слова. Приставка не = отрицание (непушка, некарандаш, немиска), анти, двойной (дуосумка-двойная сумка), тройной и т.д.
-
Творческая ошибка (рассказ из ляпсуса, ошибка в слове = новое слово). Как пример в сказке Золушка ошибка переводчика превратила туфельку из меха в туфельку из стекла.
-
Старые игры.
- Вырезать заголовки из газет, потом их перетасовать и читать сообщения о немыслимых фактах и нелепейших случаях.
- Игра в вопросы: Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Потом из ответов на вопросы получается история.
- Рисовать рисунок в несколько рук. Один начинает, другой дорисовывает и так по кругу.
- Вырезать 50 картинок из журналов, выбирать картинку укладывать в ряд и сочинять историю. Теперь это называется цепочка памяти, так что практикуем и знаем)
-
Создание лимерика (английский вариант организованного и узаконенного нонсенса, нелепицы):
- указание на героя;
- его характеристика;
- что он делал, реакция окружающих;
- конечный экстравагантный эпитет или суровые репрессии.
-
Конструирование загадки
- отстранение (написать определение чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни);
- ассоциация и сравнение;
- завершающая метафора;
- облечение таинственного определения в максимально привлекательную форму, например стих.
Вот мой пример, может не по всем пунктам. Если покруить и так и эдак, то можно и стишок подходящий придумать. Ответ на загадку в конце поста)
Сама не ест, а других кормит.
-
Лжезагадка (загадка, в которой уже содержится ответ)
А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, кто остался на трубе?
Народные сказки как строительный материал (п. 10-16)
-
Перевирание сказки. Желтая Шапочка пошла гулять и встретила леопарда…
-
Красная шапочка на вертолете. Игра: дается несколько слов и нужно уложить их в историю. Вот пример автора: лес, девочка, цветы, волк, бабушка и … вертолет! Попробуйте сложить из этого новую историю, наверняка получится интересно)
-
Сказка наизнанку. КШ злая, а волк добрый.
-
Сильное перевирание: Белоснежка встретила 7 великанов.
-
А что было потом? После любой сказки придумать послеконец.
-
Салат из сказок. Перемешать героев разных сказок и составить новую сказку.
-
Сказка- калька (из старой новая). Схема сказки сводится к основной сюжетной линии. А выкатился из дома и встретил З, В, М. Всех обхитрил, а вот Л его съела. Как-то так.
-
Карты Проппа, который считал, что элементы сказок это основные функции их действующих лиц. Функций 31, привожу сокращенный вариант (у автора тоже есть).
1) Предписание или запрет 2) нарушение 3) вредительство или недостача 4) отъезд героя 5) задача 6) встреча с дарителем 7) волшебные дары 8) появление героя 9) сверхестественные свойства антагониста 10) борьба 11) победа 12) возвращение 13) прибытие домой 14) ложный герой 15) трудные испытания 16) беда ликвидируется 17) узнавание героя 18) ложный герой изобличается 19) наказание антагониста 20) свадьба.
18. Сказки в заданном ключе. Сказка та же, но с другим местом или временем например. Почему-то этот способ мне оказался ближе всего. Дочка полюбила слушать сказки про гномиков моего сочинительства, и когда она требует новых, я просто вспоминаю место, где была дочка и ставлю туда гномов, а потом придумываю, чем бы они могли там заниматься.
19.Анализ образа. Например Бефана: ботинки, метла и мешок. И про каждый их этих предметов можно придумать историю. (Мой пример: Дед Мороз: борода, мешок, посох; Пират: повязка, крюк и карта; Кот в сапогах: сапоги, шляпа и усы)
20. Истории про человечков из разных материалов: стеклянного, деревянного, железного, травичного, тряпичного и т.д.
21. Билл - рояль. Отличная вещь персонажа. Вот Билл, это ковбой, но его отличная вещь не шляпа и не лассо, как у других, а рояль, который он возит с собой…
22. Рассказы за столом. Про ложки, вилки, кружки и прочую кухонную утварь.
23. Путешествия по собственному дому (истории про мебель).
24. Игрушка как персонаж (истории с участием игрушек)
25.Ребенок как главное действующее лицо (выдуманные истории с его участием или просто персонажа с именем таким как у ребенка).
26. История-табу (про какашки всякие).
27. Смешные истории (строятся на ошибках, смешные имена персонажей)
28. Математика историй (А, Б, игра в Кто я?, синий треугольник, большое и маленькое, тонкое и толстое)
29. Истории для игр (допридумывание конца истории, которую рассказал взрослый).
Ответ на загадку: ЛОЖКА
(Я честно ее только что придумала, не исключаю возможности, что придумана она была и до меня).