ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ у детей 2-3 лет.
ЧТО ГОВОРИТ РЕБЕНОК.
2 г. — 2 г. 6 мес.
- инициирует короткие диалоги;
- употребляет личные местоимения: я, ты, он, она, мы и др.
- использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а);
- употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов (иди-идем; сядьсиди; мой руки - моем руки и т.д);
- использует предлоги (в, на, с, у);
- в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, п, б, в, к, г,) но сохраняется смешение звуков.
ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК.
2 г. — 2 г. 6 мес.
- различает значения предлогов (впереди, около, под, за);
- отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?»;
- осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов;
- понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек» и т.д.
- начинает понимать значения чисел (два, пара);
- знает названия основных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник;
- узнает действие на картинке (кукла сидит, кошка спит, собака бежит и т.д.)
- узнает предмет по описанию (например: она пушистая, мяукает: мяу-мяу, молоко пьет, кто это?)
ЧТО ГОВОРИТ РЕБЕНОК.
2 г. 6 мес. — 3 г.
- пробует себя в монологе;
- начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами (например: чтобы, который, когда и т.д. );
- согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама, плохая собака и т.д.);
- усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папины тапочки, мамина сумка, бабушкины очки);
- употребляет глаголы в настоящем (я кушаю) и прошедшем (я кушал) времени, возвратные глаголы.
- осваивает произношение стечений согласных (дн - днем; нк-манка и т.д.);
- слоговая структура нарушается только в новых словах;
ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК.
2 г. 6 мес. — 3 г.
- различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под»;
- отвечает на вопросы «почему?», «для чего?»;
- отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности;
- имеет представление о числах 1, 2, 3;
- знает свой пол, начинает говорить о себе «я»;
- начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе;
- чувствует ритм, повторяет его по образцу.
НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК:
# продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи (купи, конфета (конфету)-машина (машину)-кукла (куклу));
# не использует распространенное предложение (использует простые предложения из 2-3 слов);
# опускает простые предлоги «в», «на» (сядь стул);
# продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;
# не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.
Если ВЫ заметили какие-то ПРОБЛЕМЫ в формировании речи вашего ребенка, то лучше НЕ ЖДАТЬ, а проконсультироваться у логопеда.
Литература:
Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.