Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков с рождения до 6ти месяцев
Игры и упражненияУ детей в первые месяцы жизни повышен тонус в мышцах-сгибателях. Со временем повышенный тонус проходит. А пока, до 3 месяцев, ручки у ребенка согнуты во всех суставах, кисти сжаты в кулачок. Поэтому перед началом пальчиковой гимнастики нужно расслабить ручки малыша: погладьте их от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга, постучите кулачком о свою ладошку. Только когда кисть раскроется, а пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать игру.
Игра с поглаживанием
Поместите малыша перед собой. Выбор позы должен быть удобен для Вас и для ребенка. Например, можно сесть на пол на коврик так, чтобы Ваша спина хорошо на что-то опиралась, а ноги были согнуты. Малыша разместите на коленях в позе «на спине». Играйте с каждой рукой малыша отдельно. Ласково поглаживайте обе поверхности руки (внутреннюю и наружную) от кисти до локтя, по направлению «от периферии к центру». Приговаривайте при этом:
(Вариант для мальчика) (Вариант для девочки)
Ладошка - локоток (3р.), Ладошка - локоток (2р.),
Я люблю тебя, сынок! Локоток - ладошка,
Будь здорова, крошка!
Похлопаем по маминой ладошке
Положите малыша на спинку на пеленальный стол. Потрите кулачки или ладошки крохи друг о друга, а потом в ритм потешке похлопывайте его ладошкой о свою руку:
Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет ,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.
Привет, Ладошка!
Возьмите малыша на руки. Поиграйте с пальчиками ребенка, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальчиков, поглаживая и разминая, целуя их:
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большай!
Вставай, Указка!
Вставай Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Тебе, сыночек, сахару кусочек
Держите ладошку малыша раскрытой, поглаживайте каждый пальчик малыша. Читая последние две строчки стишка, положите большой палец своей руки на ладошку малышу, чтобы ребенок обхватил Ваш палец.
Печке - полено,
Корове - сено,
Трава - теленку,
Вода - ягненку.
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
(Дагестанская песенка)
Игра с большим пальчиком руки
Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность пальчика (а эта игра одновременно и массаж) понадобится для умения захватывать предметы и игрушки.
Погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях, расскажите малышу стишок:
Этот пальчик самый главный.
Он у (имя ребенка) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Ты ответишь громко: «Во!»
Игра с зеркалом
Возьмите малыша на руки, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с крохой, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение в зеркале и, поднимая выше зеркала, говорите:
- Ой, нет детки (имя ребенка).
И вновь поднесите его к зеркалу, восклицая:
- Вот, вот детка (имя ребенка)!
Во второй части игры захватите руки ребенка около локтей и соедините его кулачки, потрите их друг о друга, пока они не раскроются. Следите, чтобы кисти рук примыкали друг к другу. Положите малыша на бочок перед зеркалом и поставьте его ладошки на зеркало. Произносите при этом разнообразные звуки для поддержания эмоционального контакта. Если пальчики малыша не расправляются, а находятся в кулачке, погладьте их, потрясите ручку, легко постучите кулачком по зеркалу или нажмите указательным пальцем на тыльную сторону ладони. А теперь последите, чтобы ладошка полностью примыкала к зеркалу. Похлопайте ладошкой о зеркало, напевая:
Хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка!
Хлопа-хлоп,
Хлопа-хлоп,
Моя крошечка!
Упражнение «Мы шагаем топ-топ» - точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.