Геометрия для малышей
Александру 2 года 5 месяцев
С геометрией по карточкам из комплекта "Математика с пеленок", мы познакомились в возрасте шести месяцев. С тех пор постепенно двигаемся в направлении понимания всех аспектов геометрии. Всем известно, что повторение очень важно для деток, с каждым разом они открывают для себя что-то новое. Я осталась очень довольна проведенными занятиями, результатами, которые показал Александр, а главное его интересом к ним. Играли мы на этот раз долго, больше недели. Все занятия были разбиты на определенные области знаний. И чтобы мне было легче описать их и ничего не упустить, я буду описывать каждое из них подробно.
Энциклопедические знания
В очередной раз достали карточки из комплекта "Математика с пеленок". Каждый день я давала 3 геометрические фигуры. Раньше я прочитывала биты сзади карточек и мы рассматривали углы, грани. На этот раз при показе карточки я просила Александра рассказать мне о фигуре. Давала наводящие вопросы: "Как называется угол, который больше прямого? В каком треугольнике один угол тупой? Как называются два других угла? А сколько всего углов у треугольника? Треугольник это плоская или объемная фигура?" И так по каждой фигуре. Александр никогда не относился к вопросам как к проверкам, он всегда с удовольствием показывал свои знания. Вот и сейчас он быстро пытался выдать мне все что знает, это совсем другой уровень в моем восприятии, так как ребенок наконец-то начал хорошо говорить. Практически сразу я поняла, что затруднений не вызывает ни одна фигура, поэтому за неделю мы с легкостью прошли все карточки :-) .
По некоторым фигурам рисовали предметы, которые на них похожи, развешивали наши рисунки на стенах. Я заранее карандашом рисовала нужную фигуру, потом при Александре дорисовывала детали и спрашивала ребенка: "На что это похоже?" Абсолютно все рисунки он назвал правильно, даже телевизор ;-) . После чего я подписывала предмет.
Эксперимент. Понимание объёмности фигур
Самостоятельное чтение
Для самостоятельного чтения у нас было много материала. Начну со стихов, которые я нашла в просторах Интернета. Распечатывала я их по одной геометрической фигуре. Сначала Александр прочитывал 2-3 раза за день, а на следующий день мы пытались повторить стихотворение. Ассоциации в картинках я подбирала сама, чтобы заучивая стихотворение они всплывали у ребенка в памяти.
В итоге мы выучили несколько стихотворений и я засняла их на память. Последнее стихотворение Александр рассказывал как-то тихо, более спокойно чем другие, и я попросила его рассказать еще раз с выражением. Я всегда читаю ребенку с выражением, поэтому он понимает что я имею ввиду. В конце видео можно увидеть оба варианта, мы с мужем смеялись до слез, Маяковский отдыхает :-) .
Также для самостоятельного чтения у нас были книжки по геометрии, которые делала Мария Костюченко. Их много, они большие! Всем рекомендую их скачать, именно из них ребенок в доступной форме узнает о геометрических фигурах. Детки, которые читают, могут прочитывать их в самостоятельном чтении. А тем кто еще не говорит или не очень хорошо читает, мама может читать сама. И чтение подтянете, и геометрию изучите ;-) . Для скачивания нужно
Творчество
За неделю занятий мы полностью сделали альбом "
К фигуркам для печенья Александр неравнодушен давно. Он сам подал мне идею следующего занятия, достав их в очередной раз для игры. В игре участвовали карточки из комплекта "100 цветов" от компании Умница, пластилин и формочки для печенья. Вот такую коротенькую сказку я написала, чтобы получился наш клоун:
"Жили-были геометрические фигурки. Они были очень горды, что многие вещи в доме были похожи на них. Но им очень хотелось повеселиться. И решили они сделать клоуна, чтобы он их мог смешить. Каждая фигура выбрала себе цвет: круг захотел быть персиковым, прямоугольник лиловым, овал кобальтовым, а ромб цвета сакуры. Давай поможем фигуркам и соберём клоуна? (работаем)
(Продолжение) Клоун получился очень красивым, но чего-то ему не хватало, он совсем не выглядел смешным. Ах да, треугольного колпака! Треугольник захотел быть коралловым. Нашему клоуну не хватает красного носа, какой он формы? Конечно это шар! Смотри какой красивый клоун получился".
Александр сам "грел" пластилин, раскатывал его и вырезал нужную фигуру из заданного в сказке цвета. Я помогала аккуратно перенести эти фигуры на бумагу и сложить клоуна в одно целое.
Есть у Александра пирамида из сегментов шара, которую мы приобрели очень давно. Мне захотелось показать, что её можно не только складывать по цветам, по цифрам и по размеру, но и рисовать ею ;-) . Мы взяли краски разных цветов, большой лист бумаги и начали делать отпечатки сегментами шара, попутно фантазируя на какие фрукты или овощи они могут быть похожи. Александр очень старался, макал сегмент, проверял если весь круг в краске и затем придавливал. Я считала: "Один, два, три" и ребёнок резко поднимал сегмент шара :-) . После того как Александр закончил, я взяла кисточку, и на сколько смогла, дорисовала наши фрукты-овощи. Таким образом у нас получилась совместная творческая работа.
Моторика
У нас есть набор деревянных фигур, которые одеваются на шнурок. Купили мы его, когда Александру было полтора годика, тогда нанизывание на шнурок давалось ему сложно. Потом он улучшил свои попадания в дырочку, а сейчас вижу что освоился полностью. Я предложила сделать бусы для папы, которого мы так трепетно ждем каждый вечер с работы. Александр по моей просьбе выбрал из набора геометрические фигуры и я попросила его соблюдать последовательность: цилиндр, куб, шар. Можно было также задать распределение по цветам, но мысль мне пришла когда уже часть фигур была на шнурке :-) . Александр сел и с самым серьёзным видом стал нанизывать, повторяя последовательность. А вечером конечно же бусы были одеты на папу :-) .
Также для развития моторики я подобрала одну работу со спичками. Совсем была не уверена, что Александр осилит ее, но очень ошиблась. Я увидела нечто новое для себя в мелкой моторике моего ребенка. Сначала, чтобы он понял чего я от него хочу, мы выложили кошечку по линиям без клея. Затем, налили в блюдце клей ПВА и Александр собрал из отрезанных мною спичек всю композицию. Я не дотронулась ни разу, только помогала наводящими вопросами. В конце я дорисовала мордочку кошке и мы оба остались довольны новым для нас занятием .
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка!
Чтение вслух (слушание, умение анализировать информацию)
У нас не нашлось специальной книжки где фигурировала бы тема геометрических фигур. Книжки Марии Костюченко очень хорошие, но они по уровню самостоятельного чтения Александром. Поэтому мне ничего другого не оставалось как сочинить сказку самой и сделать из нее книжечку. Получилась в некотором роде терапевтическая сказка. И хотя Александр всегда собирает свои игрушки, но напоминание о порядке лишним никогда не бывает ;-) . Также в сказке, совсем в легкой форме я пыталась донести, что мальчику очень понравилось конструировать. Рисунки к сказке я взяла в
Чтобы скачать книгу, пожалуйста перейдите
Прочтение книжки привело нас к конструированию, и хотя я планировала сделать его отдельными играми, но пришлось подстраиваться под ребенка. В этом занятии не удалось много потренироваться с геометрией, зато мы сочинили вместе интересную историю про дедушку, который ездил в супермаркет за овощами на автобусе. В игру вплелись несколько пройденных тем: овощи, какие бывают дома и здания, ориентация в пространстве.
Логика
Для развитии логики я не могла придумать ничего лучше, чем выстраивание логических цепочек из конструктора. Наверное я первоначально задала очень сложные задачи. Мы не раз делали логические цепочки на бумаге и я думала, что с такой же легкостью у Александра получится это из фигур. Все получилось, но постепенно. Мне пришлось начать с самых простых и доводить их до тех с которых я хотела начать. Нужно будет периодически повторять эти игры, они развивают не только логику, но и внимание.
Наша неизменная помощница "Большая книга тестов для развития интеллекта малыша" помогла нам и в этот раз :-) . Нашлось в ней достаточно материала на тему геометрии. Больше всего нам обоим понравилось искать последовательности фигур и раскрашивать фигуры по цветам (я помогала раскрашивать очень маленькие детали, Александр раскрашивал большие и сам искал все фигуры). Хочу сказать, что книга нам обоим очень нравится, она послужит нам лет до шести это точно.
Приобрести книгу можно в
Мультфильмы по теме
Ну и как же без мультфильмов, вот хороший повод для того, чтобы выбрать что будет смотреть ребенок.
Как я чувствую по Александру, занятия прошли с пользой и удовольствием. Мне будет приятно, если вашим детям понравятся мои книжки и предложенные игры.
Вам также будет интересно: