Игры по книгам. Мяули у ветеринара.
Я уже писала отзыв на книгу Мяули у ветеринара. Она до сих пор очень любима, поэтому решила начать писать про игры по книгам именно с неё.
Игра начинается с того, что наш плюшевый Барсик (барс) подцепляет занозу...
Список дел. Подготовка к игре включает в себя:
1. Кто будет страдальцами? Выбираем игрушки. Понадобится несколько штук.
2. Еще пациенты для массовки очереди. Желательно брать человек + животное. Если не хватает человеческих персонажей, то всегда можно поиграть в воображаемых или распечатать их на принтере/нарисовать на картонке/позвать в гости еще детей.
3. Заноза для Барсика. Что может быть занозой? Любая щепка, зубочистка, иголка, канцелярская кнопка. Зависит от того, какая игрушка используется (какую дырку можно будет проткнуть) и насколько аккуратен ребенок.
Заноза может быть виртуальная, воображаемая. Чем чаще ребенку предлагать представить то, чего нет, тем лучше он будет играть в будущем. Фантазия - штука полезная :)
4. Пинцет. Можно взять настоящий, можно игрушечный. Это не очень важно.
5. Одежда ветеринара. Вет.врачи в халатах не ходят, да и врачи не все в халатах. Поэтому берем любую однотонную футболку серого, голубого или светло-зеленого цвета. Рисуем бейджик (очень просто: имя доктора, название клиники и какой-то простой логотип в виде собачки, крестика или цветочка), приклеиваем его на двусторонний скотч или же прикалываем булавкой слева или справа, можно и на шею повесить, но это неудобно для врача. Мальчикам можно без шапочки, а шапочка для девочек бумажная, сделана по методу оригами.
6. Переноска для животных. Это может быть: старая сумка, картонная коробка с ручками и окошком, переноска для пикника. У нас вариант три (есть и спец переноска для животных, но она большая для детских рук).
7. Таблетки. Для возраста 1-4 я против использования настоящих флаконов от лекарств. Во-первых, ребенок не должен приравнивать лекарства к игрушке. Во-вторых, коробки от лекарств пахнут лекарствами, меня это раздражает :))
Поэтому таблетки для ролевых игр будут сделаны из соленого теста, такого, что если даже лизнуть - будешь еще полчаса плеваться. И храниться будут в упаковках для анализов (маленькая и большая) + бумажные пакетики.
8. Автомобиль, на котором мы доедем до клиники. Это может быть как игрушечная машинка-каталка, так и кровать ребенка. Фантазия тут безгранична!
9. Небольшой блокнот или блок с липкими листочками для рецептов, карандаш или ручка.
10. Лист А4 порезанный на три полоски. Это буду результаты ЭКГ. На двух полосках пунктиром рисуем кривые линии как на рез-те ЭКГ. Третий пусть ребенок сам разрисует.
11. Лист А4, на котором восковым мелком схематично нарисована собака Альфа (или иное другое игрушечное животное, которое у вас есть. можно взять любую раскраску с таким зверем и перевести на лист в просвете), у нее сломана лапка! Это рентген. Сам аппарат может быть просто фонариком.
12. Аппарат УЗИ. Животное кладем на кровать/кушетку. Датчик узи (которым водят по телу) - использованный шариковый дезодорант. А экран = поднос с манкой. Только предварительно под манку кладем схематичный рисунок животного, ярким цветом рисуем орган, который сломан или например что-то лишнее, в желудке лежит машинки. Ребенку нужно одновременно водить по животному датчиком и по по подносу пальцем, и искать что не так.
Для комплекта ветеринар еще нужно сделать: картонный градусник, пробирки для анализов (из пробирок для анализов мочи/кала), расчески (детские или картонные или расчески для животных, стоят недорого), шампунь (от упаковки жидкого мыла), весы (большие мерные или маленькие кухонные весы, можно и игрушечные), шприцы без иголки, цветная жидкость (вода + пищ краситель или акварель) = вакцины и лекарство для шприца , бинты.
Перед игрой прочитаем книгу. Книга может нравиться, а может и не нравиться. Это не очень важно. Если вдруг книгу читать не захотели, то переходим сразу к игре, а к книге вернемся позже. У нас чаще всего книга становится любимой как раз после таких игр :)
Считаю, что не нужно говорить ребенку, что давай поиграем. Сразу к делу, неожиданно.
Играл наш Барсик, бегал и прыгал, да тут у него заболела лапка... Айяяй, что же делать? Барсик мяучит, кушать не хочет, не спит. Ждем реакцию ребенка. Если книгу читали или ситуация просто знакома, то почти 100% ребенок предложит поехать к врачу. Если не предложит, то намекаем "кто лечит зверей?" и подсказываем "наверное, надо показать нашего Барсика ветеринару".
Поехали. В дороге обсуждаем как Барсик мяучит (говорим и за Барсика тоже). Успокаиваем.
В вет клинике очередь из собак, попугая и хомяка (могут быть любые звери, которые у Вас есть).
Барсик мяучит и остальные звери волнуются. Тут выходит доктор (это может быть и сам ребенок, и родитель). Приглашает Барсика в кабинет, там пинцетом вытаскивает занозу. И пытается дать лекарство. Барсик вырывается и убегает, в коридоре целая свалка из животных :) доктор успокаивает всех, дает Барсику лекарство и отправляет его домой.
Сценарий может быть не по книге, а просто по настроению. Доктор может и слона лечить :)
Поэтому после Барсика к врачу пришел бегемот! (или другое животное). Ему надо прослушать сердце. Для этого бегемоту делам ЭКГ (и можно прослушать фонендоскопом, но обычно веты так не делают). На разрезанных полоска листа А4 (пункт 10 в списке дел) вместе с ребенком рисуем кривые линии (подобно результату ЭКГ). Готово! Бегемоту прописываем покой три дня и теплый чай на ночь.
Тут приходит собака Альфа. Ой, что это с ней? Срочно рентген. Берем листок А4 с восковым рисунком (пункт 11 списка дел) и даем ребенку. Пусть закрасит черными красками. Вырисовывается силуэт собачки, видно, что что-то не так с лапкой... Задаем ребенку вопросы. Догадается или нет - не важно. Главное развивает речь и мысль. Надо наложить гипс! А как? Берем бинты, заматываем лапку. Делаем соленое тесто (пожиже) и наляпываем на бинты. Ждем. Вуаля. Я думаю, все поняли, что собачку Альфу потом придется стирать? Поэтому можно брать пластиковую фигурку )))
Тут пришла еще одна собачка. Надо померить ей температуру. Ой, какая высокая! Срочно укол, собачка заболела! Выписываем рецепт с таблетками, уколами и постельный режим.
В общем все в таком духе. Можно проводить операции. Для этого нужно на листе А4 нарисовать зверушку, внутри что-то неправильное, допустим сапог, попросить ребенка вырезать это. Перед этим делаем узи. Правда тут важно не переборщить, чтобы ребенок не захотел ничего вырезать у других объектов...
Разрешаю ребенку "писать" рецепты самостоятельно. Пусть будут каракули или рисунки, в любом случае это полезно для руки и воображения.
У нас в течение игры роли все время меняются, играем-то сразу за 3-5 человек. Сын сначала мялся, но вскоре привык и уже сам меняет "маски".
В процессе игры закрепляет профессию - ветеринар. Учится помогать животным в трудных ситуациях, не теряться и сразу обращаться к врачу. Узнает, что такое заноза (если не знал) и как ее вытаскивать. И что на самом деле заноза - это не смертельно :) сын их боялся панически (часто явление у нас), но после книги и игр страсти поулеглись. Новые термины: узи, рентген, ЭКГ, гипс и т.п.
Книга может быть и не про Мяули. Доктор Айболит тоже подойдет :) у меня все рассчитано на возраст 2-3 года, для старшего поколения можно усложнить.
Ссылки по теме
Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок»
Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста» «Ветеринарная клиника «Дружок»»