Невероятные годы. Гиперактивность, импульсивность и малый объем внимания
Incrediblе УearsПРОБЛЕМА 12. Гиперактивность, импульсивность и малый объем внимания

Кори 6 лет, и его мама часто повторяет: «Он не такой, как его старший брат. Если бы он родился первым, я ни за что не родила бы второго ребенка». Хотя Кори может сидеть тихо перед телевизором, он все время в движении и легко отвлекается, постоянно бросаясь от одного занятия к другому. Он громко говорит, легко возбуждается, находясь в группе детей, и его трудно уложить вечером. Простые переходы от одной деятельности к другой приводят к баталиям. Его родителей изматывает необходимость контролировать его поведение, и они рассказывают, что методы, помогавшие со старшим сыном, не срабатывают с Кори. В детском саду воспитатель считает его причиной всех неприятностей. Она спрашивает, что с ним делать, потому что часто он «гиперактивен» и мешает другим детям. Он не слушает объяснений и не хочет заниматься каким-то одним делом. Недавно его родители начали беспокоиться сильнее, потому что теперь он говорит: «Я плохой», а обычно веселое настроение превратилось в вызывающее. Детский врач и психолог поставили вопрос о возможности посещения родительских курсов и о лечении от предположительного синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Почему это происходит?
Уровень активности, импульсивности и объем внимания каждого ребенка является частью его темперамента. Такие различия в темпераменте можно наблюдать, начиная с младенчества. Если некоторые младенцы относительно пассивны и быстро успокаиваются, другие активны и легко возбуждаются. Когда дети начинают ходить, некоторые легко отвлекаются и полны энергии, а другие более сосредоточены и менее энергичны. Однако в общем большинство двух - трехлетних детей очень активны и импульсивны. Им трудно слушать, когда кто-то говорит или дает инструкции, и они, вероятно, не в состоянии заниматься одним делом дольше 10 минут без руководства взрослых. Поэтому возник термин «ужасные двухлетки». Это трудный период для родителей. Однако к пяти-шести годам большинство детей созревают и развивают способность контролировать свою импульсивность и уровень активности, и могут сосредоточиться уже в течение 20-25 минут не только на телевизоре, но и на другой деятельности.
Если у вас есть пяти - шестилетний ребенок, который обладает некоторыми из перечисленных ниже черт, возможно, вам захочется, чтобы он прошел тест на гиперактивность. Мы уже упоминали о СГДВ. Ребенок с указанным синдромом проявляет много типов поведения, которые мы рассмотрим далее, в разном окружении (то есть дома и в школе). (Примечание: учителя очень умело определяют, когда ребенок более активен, чем другие дети его возраста.) Итак, ребенок:
· не обращает внимания на детали и делает ошибки по невнимательности в школьных заданиях и других проектах;
· не может слушать, когда говорит кто-то другой;
· неспособен придерживаться инструкций и не доводит до конца школьные задания, поручения или проекты;
· испытывает трудности с организацией деятельности;
· возможно, избегает или отказывается от заданий, требующих сосредоточенного внимания (домашних или классных заданий);
· часто что-нибудь теряет;
· проявляет повышенную моторную активность, суетливость, вертлявость;
· не может долго усидеть на месте, когда это требуется (в школе);
· бегает и лазает в неподходящих ситуациях;
· с трудом может играть тихо;
· все время пребывает в движении;
· много говорит и перебивает других;
· отвечает, не задумываясь;
· не может дожидаться своей очереди.
СГДВ - одна из обычных проблем развития ребенка, особенно мальчиков (на каждую девочку приходится 4 мальчика с таким диагнозом). Этому подвержены от 8 до 10% мальчиков и 3% девочек. Ученые полагают, что недостаточный самоконтроль и гиперактивность вызываются отставанием в развитии мозга или нервной системы. Часто активный темперамент и малый объем внимания являются наследственными или генетическими. В большинстве случаев они не зависят от стиля воспитания или среды. Только очень небольшой процент детей с СГДВ реагирует таким образом на домашнюю неразбериху или строгую дисциплину. Из-за своих недостатков таким детям несколько дольше, чем другим, нужен внешний контроль родителей и четкий порядок.
Утешает следующее: если родители и учителя изменят обстановку дома и в школе, они помогут детям с СГДВ проявлять себя так же, как их сверстники без этой проблемы. Можно ожидать хорошего результата, если родители и учителя тактичны, оказывают поддержку и эффективно используют методы воспитания. Такие дети требуют повышенного контроля, особого родительского внимания и помощи школы. Если в начале задачи обучения и контроля являются необычайно сложными, то в будущем результаты могут принести огромное удовлетворение. Многие из этих детей становятся весьма успешными и полезными членами общества. С другой стороны, у ребенка с СГДВ, которого постоянно пилят, критикуют и сурово наказывают, проблемы будут усугубляться, у него появятся низкое самоуважение и плохие навыки межличностного общения, а также пропадет желание даже пытаться успешно выполнять свои задания.
Что делать
Хотя нельзя быть уверенным в диагнозе СГДВ, пока ребенку не исполнится 5-6 лет, вы можете помочь детям, у которых есть трудности из-за малого объема внимания, импульсивности и высокого уровня активности, начиная с полутора лет. Вот некоторые полезные методики.
Поддерживайте хорошее поведение. Исследования показали, что дети с трудным характером и повышенной активностью получают больше отрицательных откликов, негативных указаний и меньше похвал, чем другие, менее активные дети. По сути, они вынуждают родителей не хвалить и не поощрять их, потому что с ними так тяжело иметь дело. Родительская критика приводит к тому, что у детей развивается низкое самоуважение и отсутствует уверенность в том, что они умеют себя контролировать. Следовательно, положительный отклик им требуется гораздо больше, чем другим детям. К сожалению, когда их хвалят, они или не замечают этого, или не могут оценить. Это значит, что вам придется работать вдвое больше, чтобы удвоить количество похвал, стараясь отыскать любые положительные поступки, которые достойны поощрения. Особенно важно постараться хвалить поведение, связанное с увеличением объема внимания и настойчивостью в выполнении какого-то задания, например, сидеть тихо, читать, раскрашивать, решать головоломки или спокойно играть. Поощряйте любую полезную, целенаправленную деятельность. Например, можно сказать: «Мне приятно, что ты дорисовал эту картинку» или «Ты и вправду дольше просидел спокойно за обедом сегодня», или «Потрясающе! Ты смог успокоиться сам», или «Замечательно! Ты старался, хотя тебе было трудно строить эту крепость, потому что она разваливалась». Вы можете также научить их самих поощрять себя. Научите, как вслух говорить хвалебные фразы «Я неплохо поработал» или «Я сидел очень спокойно», дети, которые уверены в себе и думают, что могут контролировать себя, успешнее справляются с собственной импульсивностью.
Придумайте программу материальных поощрений и одобрения. Можно составить программу материальных поощрений, чтобы поддержать поведение, отражающее сниженный уровень активности и увеличенный объем внимания. Во-первых, определите, как долго ваш ребенок может тихо играть или чем-то заниматься. Возможно, от 1 до 5 минут. Затем ежедневно планируйте время игры и ставьте таймер на то время, которое, как вы знаете, он может выдержать. В этот период хвалите его, но старайтесь не отвлекать. Если он играет непрерывно все это время, вручите ему поощрение, например, наклейку или значок. Такой метод может быть использован и в других ситуациях. Например, нужно высидеть за столом 10 минут, дружно играть с другим ребенком 10 минут, подождать своей очереди, закончить дело. Эти наклейки или значки можно обменять потом на игрушки, дополнительные привилегии или особые поощрения из списка. Постепенно, через 3 или 4 дня вы сможете удлинить период ожидаемого хорошего поведения. Полезно отводить определенное время каждый день для работы с ребенком, чтобы постепенно увеличить его усидчивость и внимание. Убедитесь, что вы увеличиваете время только тогда, когда он несколько раз подряд успешно справился с прежними «заданиями».
Создайте четко установленные границы и порядок. Поскольку импульсивным детям так трудно планировать, запоминать и организовывать свою деятельность, их нужно ограждать от собственных импульсивных действий и нельзя оставлять без присмотра. Необходимо ответственное отношение родителей. Важно снабдить каждого ребенка четким расписанием с устоявшимися распорядками. Успешное регулирование деятельности этих детей предполагает, что им не придется слишком долго ждать начала событий. В каком-то смысле этот внешний порядок заменяет отсутствующую у ребенка внутреннюю структуру, пока он не повзрослеет настолько, что у него сложится собственная система контроля.
Если у вас активный, легко отвлекающийся ребенок, вам необходимо четко сформулировать домашние правила и точно определить, какое поведение вы высоко цените. Например, можете сказать: «Если бы ты сидел за столом 10 минут, это было бы потрясающе!» Последовательное установление границ помогает ребенку чувствовать себя спокойнее и надежнее. При любой возможности пытайтесь делать свои указания позитивными, короткими и деловыми. Сократите количество отвлекающих моментов, когда отдаете указание, и обязательно смотрите в глаза ребенку. Возможно, придется даже дотронуться до него и присесть, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Поскольку этим детям трудно даются переходы от одного вида деятельности к другому, подготовка к ним заранее поможет уменьшить сложности. Например, перед походом в магазин вы можете сказать: «Не забывай, в магазине нельзя ничего трогать, но ты можешь держать эту игрушку». Если ребенок играет, вы можете сказать: «Через пять минут мы пойдем в садик». Полезно также занять очень активного ребенка новыми игрушками или особыми книжками в ситуациях, когда ему придется длительное время ждать или сидеть тихо, например, при посещении врача или в самолете. Положите игрушки в коробочки, и время от времени вынимайте их по очереди.
Игнорируйте и направляйте внимание в другую сторону. С очень многими мелкими раздражающими типами поведения вроде суетливости, вертлявости, ерзания на стуле и выпаливания ответов можно справиться, игнорируя их, особенно, если ребенок не причиняет вреда ни себе, ни другим. Часто дети с СГДВ выражают свои мысли вслух и медленнее приучаются думать про себя. Это саморегулирующаяся стратегия, и ее лучше игнорировать. При этом имеет смысл перенаправить внимание ребенка. Например, если он извивается и суетится за столом, это можно игнорировать, но попросить передать соль или встать и принести чистую ложку. Это прервет его суетливую деятельность и даст вам возможность похвалить ребенка за исполнение вашей просьбы. Вы можете помочь суетящемуся ребенку переключить внимание, позволив ему подвигаться.
Будьте тверды. Если вы спокойно и последовательно применяете таймаут, он может быть очень эффективен за такие проступки, как непослушание, деструктивное поведение, драки и импульсивность. Тайм-аут учит детей успокаиваться и подтверждает, что плохое поведение не привлекает к ним внимания.
Учите самоконтролю. Совсем маленькие дети обычно получают все, чего хотят, часто и немедленно, потому что родители быстро откликаются на хныканье и плач. Однако по мере роста нужно, чтобы у них постепенно развивалась способность ждать. Вы можете помочь детям научиться этому, не исполняя немедленно их требований. Также эффективно хвалить их умение ждать все дольше и дольше. Вы можете научить детей использовать самовнушение, например: «Я не буду есть все сразу. Я оставлю немного на потом», «Я молодец, что доделал головоломку до конца», «Я могу подождать своей очереди» или «Мне хочется это закончить, так что я сосредоточусь сейчас, а играть буду потом».
Учите решать проблемы. Импульсивные реакции у детей наблюдаются тогда, когда они не знают другого способа добиться желаемого и не могут предусмотреть последствия. Их надо обучить тактике решения проблем и планированию ее последствий. Основная идея состоит в том, чтобы научить ребенка продумывать возможные решения какой-то проблемы. Например, если у вашей девочки есть сложности с тем, что она хватает игрушки, которыми играют другие дети, вы могли бы придумать своего рода игру, сказав: «Давай представим себе, что твоя подружка катается на велосипеде. Что бы ты сделала, чтобы тоже на нем покататься?» Когда у нее появится решение, поддержите ее и попросите придумать еще одно. «Это хорошая идея. Что еще можно попробовать?» Когда вы убедитесь, что она придумала все решения, на которые способна, можете ей помочь, предложив другие возможные варианты. Можно предложить, чтобы она дала другому ребенку поиграть какой-то своей особой игрушкой, а сама покаталась бы на велосипеде. Затем попросите ее подумать о последствиях каждого решения. Например, вы можете помочь ей понять, что если она ударит подругу, чтобы покататься на велосипеде, та очень рассердится, а у нее самой будут неприятности.
Другая тактика обучения решению проблем заключается в рассмотрении проблемной ситуации, которая только что произошла, и обдумывании, как бы ребенок мог вести себя иначе. Это может быть очень плодотворный разговор, если вы удержитесь от обвинений и критики. Вместо этого внимание должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку придумать эффективные способы решения такой проблемы, если она возникнет снова.
Считайтесь с возможностями ребенка. Важно помнить, что это поведение - ненамеренное и не представляет собой попытки сделать трудной вашу родительскую долю. Смиритесь с фактом, что ребенок чрезмерно активен, энергичен и обладает малым объемом внимания. Возможно, он будет таким всю жизнь. Хоть вы и можете помочь ребенку с трудным темпераментом или с СГДВ контролировать свое поведение и направлять его энергию в позитивное русло, устранить это вы не в состоянии. Никто не поможет превратить гиперактивного ребенка в тихого и образцового. Такие попытки не только приводят в отчаяние, но и вредны для ребенка.
Ваше терпение, терпимость и принятие являются важнейшими факторами в активном процессе адаптации вашего ребенка.
Просвещайте других людей относительно вашего ребенка. Иногда гиперактивный ребенок становится объектом негативных реакций и шельмования учителей, друзей и соседей. Эти взрослые, не знакомые с проблемой СГДВ, могут косвенно обвинять родителей в плохом воспитании такого проблемного малыша. Или интерпретировать плохое поведение ребенка как намеренное манипулирование. Вам важно просветить соседей, учителей и друзей и попросить у них помощи. Если вы можете заставить их понять, что в принципе это хороший ребенок, которому временами трудно сдерживать свою энергию, вы, вероятно, получите большую поддержку. Да и ваш ребенок заметит позитивные реакции окружающих. Хотя вам иногда будет очень хотеться махнуть на него рукой, важно постоянно давать понять ему, что его любят и принимают.
Если уверенность в себе и самоуважение велики, ваш ребенок сумеет преодолеть многие трудности, с которыми ему придется столкнуться и в школьной, и в социальной жизни.
Заправляйтесь энергией. Любой взрослый чувствует себя измученным, работая с таким ребенком 24 часа в сутки. Позаботьтесь о том, чтобы у вас была возможность вырваться, возьмите личный тайм-аут и обновите запас сил, чтобы соответствовать особым потребностям вашего ребенка. Полезно приглашать одного и того же человека посидеть с ребенком хотя бы один раз в неделю. Родители, которые проводят весь день дома, должны приглашать няню на полдня несколько раз в неделю, чтобы уйти и заняться своими делами. Это время вне дома не только освежит вас, но и покажет ребенку, что вы можете позаботиться о себе.
Используйте лекарства. Ученые предполагают, что примерно двоим из трех детей с диагнозом СГДВ помогают лекарства - стимуляторы типа Ritalin. Они действуют, помогая ребенку сосредоточиться и контролировать импульсивные действия. Лекарства не назначают, пока ребенок не достигнет школьного возраста, это происходит только после тщательной медицинской и школьной оценки. В школах должны быть также разработаны индивидуальные учебные планы. Исследования показывают, что назначение лекарств без применения специального обучения и программ управления поведением не приносит длительного результата. Хотя лекарства сами по себе полезны, реакции родители на них должны быть тщательно продуманы. Иногда детям дают понять, прямо или косвенно, что их хорошее поведение объясняется лекарствами. Подтекст таков, что дети отвечают за свое плохое поведение, а не за хорошее. Как вы можете себе представить, это очень обескураживающее сообщение. Независимо от того, принимает ребенок лекарства или нет, пусть он несет ответственность за поведенческие проблемы и надеется, что сможет научиться, как стать другим. Итак, будьте готовы отдавать должное успехам ребенка, а не действию лекарств.
Используйте особые школьные программы. Подготовительная группа для малышей 2-3 часа в день 2-3 раза в неделю - может помочь ребенку научиться правильно вести себя в группе. Далее важно найти такую школу, которая будет поддерживать, а не обескураживать вашего ребенка. Дети с СГДВ чувствуют себя лучше в маленьких классах в спокойном и тихом окружении, при уравновешенном темпе обучения и наличии наставника, который вовлекает их в выполнение специальных заданий во время урока, например, раздачу работ или стирание с доски, чтобы помочь таким детям использовать избыток энергии. Очень важно, чтобы учитель сознавал, что у такого ребенка есть повышенная потребность в движении, приспособлении и поддержке. Если вам кажется, что у вашего ребенка СГДВ, и он не проходил тесты, попросите специалиста провести тщательную оценку.
Отрабатывайте социальные навыки и способы решения проблем. Дети с СГДВ часто отстают в развитии социальных навыков при значительных учебных успехах. Из-за своей импульсивности они не так хорошо умеют решать проблемы, избегать конфликтов со сверстниками и с трудом приобретают друзей. Доказано, что они значительно отстают в навыках игры с ровесниками по сравнению с другими детьми, развивающимися нормально. Поэтому родителям лучше играть с детьми один на один, используя принципы игры, направленной на ребенка. Очень важно, чтобы родители создавали образец и поддерживали детей, когда замечают, что они делятся с другими, ждут, играют по очереди, просят о чем-то, выполняют указания и сохраняют спокойствие в сложных ситуациях.
Демонстрируйте самообладание, предлагайте решение проблем и тихие виды деятельности. Вы также можете помочь ребенку, демонстрируя успокаивающие и позитивные самоуговоры. Например, если вам трудно составить головоломку, можете сказать вслух: «Лучше мне сейчас не продолжать, а остановиться и подумать». Или если вы на машине и не знаете, куда ехать, то можете сказать: «Кажется, я заблудился. Надо остановиться и подумать, что делать». Точно так же, если вы хотите, чтобы ваш ребенок больше читал и тихо занимался своими делами, важно, чтобы он видел, как это делаете вы. Как всегда, важно создавать образец того поведения, которое вы хотите увидеть у вашего ребенка (см. главу 11 и информацию об использовании положительного самовнушения).
Быть родителями детей с СГДВ очень утомительно, но это может также приносить огромное удовлетворение. Важно не забывать, что вы и учителя сделаете все возможное для ребенка, и благодаря упорному и тяжелому труду он добьется успеха дома и в школе. В процессе этого тяжкого труда не забывайте находить время радоваться энергии вашего ребенка и его жизнерадостной индивидуальности.
Примечание (от меня лично): Хочу отметить что автор написала отдельную книгу посвященную разбору проблем СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и прочих неврологически-поведенческих растройств и воспитания таких детей. Где автор не раз заостряет, что если у ребенка есть поведенческие проблемы, не стоит сразу бить тревогу, ведь побольшей части к серездным заболеваниям (СДВГ и т.д.) они неимеют. Но это не повод пренебригать визитами к неврологу, ведь у ребёнка может быть и недостаток того же магния. Помните "болезнь легче предупредить, чем лечить".
К содержанию