Невероятные годы. Пристрастие к телевизору и компьютерным играм
Incrediblе УearsЧАСТЬ 3. Как справляться с обычными поведенческими проблемами
ПРОБЛЕМА 1. Пристрастие к телевизору и компьютерным играм:
как уменьшить негативное воздействие


Салли выбилась из сил. Ночью ей пришлось трижды вставать к новорожденному, а сейчас ее четырехлетний сын Гарри носится по дому, требуя ее внимания и устраивая беспорядок в комнате, где она только что поставила все на место. В конце концов, она думает: «Мне необходим перерыв». И поворачивается к сыну со словами:«Гарри, хочешь немного посмотреть телевизор или поиграть на компьютере?» Он охотно включает телевизор и упоенно сидит перед ним весь следующий час, внезапно утратив всю свою энергию. В доме становится тихо, и Салли начинает готовить обед, не зная, что он там смотрит.
Вам знакома эта картина? Телевидение и компьютерные игры могут создавать зависимость не только у детей, но и у родителей, поскольку это единственное время, когда взрослые могут обрести тишину и покой или заняться делами. Телевидение может стать удобной и постоянной няней. Действительно, исследования показывают, что дети уже с полуторагодовалого возраста смотрят телевизор в среднем по 14 часов в неделю, дошкольники - около 23 часов в неделю, а школьники - от 25 до 30 часов в неделю. К 18 годам средний ребенок уже провел у телеэкрана около 15 000 часов. Другими словами, на это он тратит больше времени, чем на занятия в классе или игры со сверстниками. Более того, количество часов, которые дети проводят перед телевизором или за компьютером, из года в год все увеличивается.
Другим тревожным фактом является то, что менее 25% этого телевизионного времени приходится на детские развивающие программы. За год дети видят в среднем 18 000 убийств и более 35 000 рекламных роликов, две трети которых рекламируют продукты, содержащие сахар. Исследование, проведенное университетом в Темпле, было построено на опросе 2279 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Свыше 50% из них сообщило, что им разрешается смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, когда они захотят, а 30% разрешали смотреть все, что они захотят.
Почему нужно беспокоиться по поводу телевизионных программ или компьютерных игр?
За последние 25 лет проведены множество исследований воздействия телевидения на детей. Доказано, что передачи, созданные для познавательного и эмоционального развития ребенка, способствуют хорошему поведению и увеличению количества детских игр. Доказано, что образовательные компьютерные программы, нацеленные на чтение, математические и научные концепции, учат детей читать, считать и вообще лучше успевать в классе. Однако такие программы и компьютерные игры - скорее исключение. Уровень агрессии и насилия возрастает с каждым новым поколением игр. Анализ показал, что насилие и агрессия являются темой около 80% популярных компьютерных игр. Однако большинство родителей часто не знакомы даже с самыми известными из них, несмотря на рекомендации Оценочного комитета образовательных компьютерных программ (ESRB). Многие компьютерные и телевизионные программы не соответствуют уровню развития детей и могут привести к негативным последствиям. Вот о каких отрицательных воздействиях сообщают ученые.
Телевизионное и компьютерное насилие стимулирует агрессию в играх детей и драки с другими детьми
Многочисленные исследования доказали, что просмотр жестоких компьютерных игр и телевизионных передач усиливает агрессивное поведение детей и их враждебность. Дети любят подражать и усваивают новые формы агрессии, глядя на любимых персонажей. Более того, отношение детей к агрессивным поступкам меняется под влиянием просмотра больших порций этого варева. Те, кто смотрит подобные передачи, вероятно, станут эмоционально глухими или апатичными к агрессивному поведению в реальной жизни. Телевизионное насилие притупляет сочувствие к жертвам. Дети приучаются видеть в насилии приемлемую тактику решения проблем. Если «хороший парень» в телепередаче или в компьютерной игре побеждает, убив «плохого парня», многие маленькие зрители начинают верить, что насилие позволительно, при условии, что вы являетесь «хорошим» героем. (С 1980-х годов американская и британская армии используют жестокие видеоигры для тренировки солдат, чтобы уменьшить чувствительность последних к страданиям их жертв.) В частности, маленьким детям трудно различить реальную и условную жизнь, когда они играют в симуляционные компьютерные игры. Это может привести к смещению в понимании того, что значит «быть живым».
Просмотр жестоких компьютерных или телевизионных программ вырабатывает плохие познавательные привычки
В типичной телевизионной или компьютерной программе упор делается на быстрое развитие событий, чего добиваются монтажом и спецэффектами. Образы меняются молниеносно. Быстрая смена кадров рассчитана на то, чтобы удержать внимание зрителя. Такой метод подачи информации вреден, потому что у детей нет времени отвлечься или подумать о том, что они видят. Скорость, возможно, отражается на способности запоминать и усваивать новый материал. Чтобы хоть в какой-то степени переварить получаемую информацию, нужно прервать просмотр. Книга же, напротив, дает возможность возвращаться к прочитанному, пока все не будет усвоено и понято. Прочитан строчку, ребенок может остановиться, подумать о прочитанном, оценить информацию или создать визуальное представление о том, что происходит. Такого рода процесс обретения знаний невозможен при просмотре телевизора. Поскольку дети не имеют времени обрабатывать поступающую так быстро информацию, они приучаются просто сидеть и впитывать то, что им дают.
Телевидение не только вырабатывает плохие познавательные привычки, оно также поощряет детей ожидать от родителей, учителей и других взрослых различные развлечения во время обучения. Тем, кто проводит много часов за компьютерными играми или перед телевизором, становится трудно удерживать внимание во время длительных объяснений. Неразвлекательные методы обучения вызывают у них скуку, а скучающие дети становятся более активными. Некоторые исследования предполагают, что гиперактивные дети более склонны смотреть телевизор, чем другие. С другой стороны, исследования Джерома Сингера из Йельского университета телевидения показали, что дети, которые смотрели несколько недель неспешную образовательную передачу, обладали большим воображением и готовностью сотрудничать, чем те, которые такое же время смотрели «быстрые» программы. Передачи с быстрым темпом не дают детям времени развивать умение думать и размышлять. Эти навыки гораздо более важны для истинного знания, чем механическое запоминание цифр и букв.
Пристрастие к телевизору развивает пассивность и не побуждает к другим обучающим действиям
Часы, проведенные перед телевизором, «съедают» время на игры с ровесниками, чтение, размышление или игру воображения. Была установлена связь между увеличением времени просмотра телевизионных программ и снижением школьных успехов, плохими навыками чтения, недостаточным объемом внимания и воображения, меньшим интересом к школе и повышенной активностью. Ученые выдвигают следующую теорию: снижение успеваемости и недостаточные навыки чтения появляются в результате того, что телевидение подменяет собой учебу, размышление и чтение. Есть некоторые свидетельства того, что увеличение времени, проводимого перед экраном и монитором, связано с ростом детского одиночества и депрессии.
Телевизор и компьютерные игры мешают разговорам и дискуссиям
Пристрастие к телевизору и компьютерным играм сокращает общение в семье между взрослыми, а также между родителями и детьми. Может установиться такой порядок, когда дети просыпаются по утрам и немедленно включают телевизор. Они уходят в школу и возвращаются домой смотреть телевизор. Бывает даже так, что родители обедают вместе с детьми перед телевизором, и потом дети смотрят телевизор, пока не приходит время идти спать.
Телевизор и компьютерные игры не способствуют подвижным играм
Физическая активность очень важна для нормального социального, эмоционального, познавательного и физического развития детей. Делая что-либо, участвуя в играх, они учатся. Поскольку телевидение делает детей пассивными, у них снижается интерес к обучению, творческой активной игре. Есть основания полагать, что чрезмерное время, проведенное перед экраном, способствует детскому ожирению.
Телевизионная и компьютерная реклама воспитывает плохие навыки еды и развивает у детей потребность в материальных благах
Большая часть рекламы, показываемой во время детских передач, расхваливает сладкие каши, конфеты, игрушки и другие соблазнительные вещи, и побуждает малышей требовать это у родителей. В некоторых случаях целый мультфильм может быть, по существу, рекламой какого-то товара. Просьбы детей купить рекламируемые товары часто ведут к конфликту с родителями, которые не могут и не должны выполнять все эти требования. Малыши крайне подвержены действию рекламы, потому что на них сильно воздействуют спецэффекты. Наивные и доверчивые потребители, они в большинстве своем верят, что реклама содержит точную информацию, и не могут понять возражений родителей против покупки таких замечательных вещей.
Телевидение и компьютерные игры воспитывают у малышей неправильное представление о реальности
До восьми лет детям трудно отделить фантазию от реальности. Фантазия и воображение являются важной частью эмоционального и социального развития детей, и их значение неоценимо. Сказки, игры «понарошку», фантазийные игры являются для ребенка средством исследовать новое за пределами их непосредственной реальности и знакомиться с взглядами других людей. Однако телевидение и компьютерные игры, которые не рассчитаны на уровень развития ребенка, могут вводить в замешательство и вызвать тревогу. Страшные сцены или сцены насилия могут быть приняты за реальные. Например, просмотр передачи с привидениями и чудовищами может заставить детей поверить, что по соседству живут такие существа. Программы новостей, в которых показывают войну или извержение вулкана, также могут вызвать мрачные чувства. Дети способны поверить, что мир -это враждебное, пугающее и неуютное место, и начать проявлять страх, явно вызванный содержанием программ. Передачи с таким пугающим содержанием вызывают особенно много проблем у детей, если они смотрят их без присмотра взрослых. Если родители присутствуют при этом, то могут наблюдать за реакцией ребенка и объяснить, что действительность, а что фантазия, и заверить детей, что они не допустят ничего плохого. Родители могут также сделать выводы о том, какие передачи не соответствуют по своему содержанию уровню развития их ребенка.
Телевидение отражает людские предрассудки и стереотипы, которым дети учатся подражать
Телевидение не объективно изображает мир, в котором мы живем. В частности информация о женщинах, меньшинствах, стариках и бедняках представлена недостаточно или дается подчас негативно, в соответствии с существующими предрассудками, стереотипами. Отношения между мужчинами и женщинами быстро перерастают в сексуальные связи. Многие главные герои курят или пьют, не уважают старших или грубо ругаются. Исследования демонстрируют, что дети подражают стереотипному поведению взрослых в том виде, в котором оно показано по телевидению. Это должно вызывать особенную озабоченность, потому что многие из этих взрослых не являются образцами для подражания.
Как взять от телевизора и компьютера лучшее
Полезное в телевидении и компьютерных играх
Многие исследователи полагают, что умеренное использование подходящих компьютерных и телевизионных программ не оказывает значительного воздействия на детскую дружбу или семейные отношения, оно может даже способствовать развитию некоторых интеллектуальных навыков, таких как умение читать и узнавать визуальные образы, и может развивать компьютерную грамотность. Телевидение и компьютерные технологии могут стать окном в мир событий и идей, недоступных вашей семье. Они могут открыть для вас концерты, выставки и другие художественные мероприятия. Вы можете путешествовать по Африке, побывать в подводных мирах и в лабораториях ученых. Увидеть, как другие улаживают свои личные дела или справляются с такими важными проблемами, как преступность, бедность, наркомания, старость или смерть. Дети могут научиться читать, решать математические задачи, играть на пианино. Телевидение и компьютеры могут стать для них важным источником знаний, если вы будете его контролировать, а не позволять себе и детям сделаться телевизионными наркоманами. Вот некоторые способы контроля.
Что делать
Определите временные рамки. Исследования показывают, что именно чрезмерное использование телевидения и компьютерных технологий подвергает детей риску, последствий, вредных для их физического, социального или психологического развития. Чтобы обеспечить полезное и правильное использование телевизора и компьютера, ограничьте время, которое ваше дети будут на них тратить. Тридцать минут ежедневно - это довольно много, особенно для дошкольников. Если у ваших детей сложности со школой, домашние задания должны быть сделаны до того, как им будет позволено смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Также вы можете решить, что вся семья ограничится телевидением по выходным. Будьте тверды и последовательны в выполнении этого домашнего правила. Если вы не отнесетесь к этому серьезно, не сделают этого и дети. Во всяком случае, будьте благоразумны в ограничениях, и если идет какая-то особая передача, например, «Щелкунчик», позвольте детям посмотреть телевизор подольше. С детьми постарше можно попробовать составить схему: сколько часов и какие передачи каждый член семьи просмотрел по телевизору. Затем просмотрите схемы и оцените, не слишком ли много времени ваша семья смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.
Определяйте и контролируйте типы передач, которые смотрят дети. Помимо ограничения времени тщательно отберите типы передач для просмотра. Объясните детям, какие из них смотреть запрещается. Не позволяйте им смотреть вечерний выпуск новостей, программ, мультфильмы или фильмы для взрослых, потому что многие из них агрессивны и содержат насилие. Исследования показывают, что детям, которые смотрят передачи с насилием, часто снятся кошмары, и они испытывают немотивированный страх. Позволительно смотреть передачи, которые специально подготовлены для детей, - «Улица Сезам» и другие. Существует много отличных компьютерных программ для маленьких, которые учат читать, считать и объясняют научные понятия. Замените этими программами агрессивные компьютерные игры. Поскольку вы сами их ограничиваете, научите детей смотреть передачи по выбору. Советуйте планировать заранее, что смотреть, а не включать телевизор наугад и смотреть все подряд. Появление кабельного телевидения означает, что вам необходимо чаще, чем раньше, контролировать то, что смотрят дети, потому что у них расширился доступ к программам, не рассчитанным на детскую аудиторию. Ограничьте доступный набор программ в телевизоре и доступ в Интернет, чтобы помешать детям изучать то, что им не подходит.
Побуждайте к другой деятельности и чтению. Выключите телевизор и компьютер. Поиграйте с детьми или сходите с ними погулять, в зоопарк или научный центр. Поощряйте спорт, хобби и музыку, активно участвуя в этом сами, а не просто наблюдая. Читайте детям как можно чаще. Пригласите кого-нибудь из друзей вашего ребенка к вам поиграть, планируйте общую деятельность, например, приготовление еды, строительство крепости из конструктора Лего, игру в мяч или какое-то творческое занятие. Общение с вами даст вашим детям возможность взаимодействовать с другими и учиться социальным навыкам, решению проблем и умению дружить.
Определите время отхода ко сну независимо от телевизионных передач и компьютерных игр. Не ставьте телевизор в спальне детей, а то они будут допоздна смотреть передачи. Если же поставить телевизор в общей комнате или гостиной, вы сможете контролировать то, какие передачи они смотрят.
Хвалите хорошие привычки ваших детей в пользовании телевизором. Хвалите ваших детей, когда они выключают телевизор в конце передачи, за то, что смотрят учебные программы и прекращают компьютерную игру, чтобы помочь накрыть на стол.
Смотрите телевизор и компьютерные игры вместе с детьми и смягчайте их действие. Смотрите телевизионные передачи вместе с детьми и говорите с ними о заботливых и эмоциональных персонажах. Используйте эти передачи, чтобы начать разговор о таких темах, как доверие, сотрудничество и умение делиться с другими. Со старшими детьми можно использовать передачи как повод для обсуждения последствий пьянства и наркомании, сексуальной активности, насилия, стереотипов, предрассудков и смерти. Например, вы можете указать, как насилие причиняет вред людям и их семьям, и поговорить о возможных альтернативах. Попросите детей переделать сюжеты так, чтобы найти другое решение, кроме стрельбы. Разговаривайте с ними о рекламе и покажите, как товары представлены таким образом, чтобы они лучше продавались. Обсудите такие факторы, которые реклама не принимает во внимание, например, что сладкие каши и конфеты приводят к разрушению зубов. Посмотрите новости вместе со старшими детьми и обсудите, какую роль играют репортеры и редакторы. Попросите их сравнить то, что пишут газеты и показывает телевидение, а также отметить, как можно представить темы с разных точек зрения. Если вы смотрите спектакли, поговорите о том, как разные герои ведут себя в конфликтной ситуации, как они относятся друг к другу, удается ли им передать свои чувства. Если дети - дошкольники, вы можете помочь им понять разницу между миром фантазии, или миром «понарошку», и реальным миром. Объясните, чем драматические истории отличаются от новостных программ, а реклама - от других передач. Если вашим детям понравилась увиденная передача, побудите их пойти в библиотеку и почитать что-нибудь по данной теме. В то время как пассивный просмотр не увеличивает социальных или академических знаний ребенка, исследования показывают, что обсуждение передач с родителями или учителями может превратить его в способ усвоения новых идей.
Покажите хороший пример. Не все люди понимают, как много они смотрят телевизор. Попытайтесь быть честным с самим собой. Возможно, вам не хочется признавать, что вы смотрите телевизор слишком много. Однако если вы каждый день часами его смотрите, чтобы иметь возможность с помощью фантазий избавиться от стресса, будьте уверены, что дети будут делать то же самое. Поэтому строго взгляните на собственные привычки, и если вы чувствуете, что проводите перед телевизором или за компьютерными играми слишком много времени, заставьте себя больше читать, играть с детьми, заниматься хобби, физической активностью и другой конструктивной деятельностью.
Стремитесь к балансу. Компьютерные игры и телевизионные передачи могут быть не только развлечением, но и источником обширных знаний для детей. Важно, чтобы вы контролировали, что смотрят дети и сколько времени они на это тратят. Помогите детям найти баланс между сидением перед экраном и другими занятиями, включая общение, спорт и чтение.
К содержанию