Невероятные годы. Вранье
Incrediblе УearsПРОБЛЕМА 9. Вранье
Джон входит на кухню и видит на полу разбитую тарелку. Он обращается к своей дочери: «Джейн, это ты разбила?» Она качает головой: «Нет, не я, это Томми». На следующий день Джейн, у которой в последнее время неприятности в школе, приходит из школы и говорит отцу: «У меня очень хорошие отметки в дневнике, только я его потеряла по дороге домой».
Большинство родителей очень расстраиваются, когда дети врут, потому что придают большое значение честности. Более того, они могут быть не уверены, что в таком случае делать: то ли читать нравоучения и требовать признания, то ли игнорировать проступок в надежде, что это не повторится. Ни один из этих способов не решит проблемы. Для начала необходимо понять, откуда берется вранье, и затем необходимо научиться эффективным способам поведения в такой ситуации.
Откуда берется вранье?
Время от времени все дети лгут. Сначала они придумывают невероятные истории для того, чтобы испытать границы дозволенного и посмотреть, что случится, если они нарушат правила. В каком-то смысле это один из первых шагов ребенка к независимости, Другой вид лжи - намеренная попытка скрыть свой проступок, чтобы избежать наказания. Третий тип - наглая ложь, состоящая из чрезмерного хвастовства или преувеличения. Ложь-фантазия, четвертый тип, происходит, когда дети фантазируют, например, утверждая, что какой-то воображаемый друг что-то сломал или создал какие-то трудности. Поскольку дошкольникам особенно трудно отделить фантазию от действительности, они более склонны преувеличивать, отрицать или выдавать желаемое за действительное. Дети школьного возраста, скорее, будут врать намеренно, чтобы избежать неприятностей или обрести некие преимущества.
Что делать
Не впадайте в панику. Первый шаг - относиться к вранью вашего ребенка спокойно. Как очень многие распространенные проблемы, вранье предоставляет вам еще одну возможность помочь своему ребенку приобрести ценные знания. Старайтесь не запугивать детей, чтобы заставить их сознаться, потому что большинство людей, даже взрослых, склонны солгать, но не признаться в преступлении. Если вы знаете, что кто-то из детей разбил тарелку, не спрашивайте: «Ты разбил тарелку?» Это толкает ребенка на ложь. Вместо этого спокойно скажите: «Я вижу, ты разбил тарелку. Что теперь будем делать?» Избегайте нравоучений, выговоров и критики, поскольку негативное внимание может привести к противостоянию и заставить ребенка занять оборонительную позицию, взбунтоваться и снова лгать. Иногда не так просто оставаться спокойным с подростками, которые лгут, потому что они по возрасту уже должны хорошо знать правила. Однако сохранять спокойствие важно вне зависимости от возраста детей.
Поставьте ребенка перед фактом, оставаясь позитивным. Если ваш дошкольник рассказывает неправдоподобную историю, спокойно скажите, что вы знаете, что это игра воображения. Например, если ваш сын говорит: «Мой папа подарит мне собаку», вы можете ответить: «Я знаю, как тебе хочется собаку, жаль, что ты не можешь ее получить, поэтому ты придумал ее». Или, если он говорит: «Ко мне в комнату пришло привидение и все перевернуло вверх дном», вы можете ответить: «Очень интересная фантазия, а теперь расскажи, что было в действительности». Вы можете поставить старшего ребенка, который солгал из страха перед наказанием или стараясь что-то скрыть, перед фактом, сказан: «Я знаю, что это неправда. Вранье не помогает. Давай посмотрим, как можно решить эту проблему». Смысл в том, чтобы создать правдивую картину происшествия и не вынуждать ребенка защищаться. Никогда не называйте ребенка лжецом, потому что такие негативные ярлыки уничтожают его самоуважение.
Пытайтесь разгадать причину лжи. Очень важно понять, почему ребенок чувствует потребность во лжи. Предположим, что ваша дочь рассказала целую серию лживых историй вроде: «А я получила "отлично" по всем предметам» или «Я самая лучшая в команде», когда у нее на самом деле в школе неприятности или не очень получается играть в бейсбол. Важно понять, не испытывает ли она слишком большое давление с вашей стороны или от своих товарищей, и не помогает ли ей ложь компенсировать чувство собственной неумелости. Вы можете помочь исправить это представление о самой себе, объяснив: «Я знаю, ты очень стараешься делать уроки хорошо, и тебе трудно. Если хочешь, у меня есть время сегодня вечером помочь тебе». Или «Я знаю, как тебе хочется хорошо играть в бейсбол. Давай вечером потренируемся». Если, с другой стороны, ложь помогает избежать наказания, вам следует убедиться, что ваши методы воспитания не настолько болезненны или страшны, что ребенок предпочитает солгать, нежели иметь неприятности. Хотя ложь и плохое поведение, ее породившее, должны приводить к неприятным последствиям, важно помнить, что следствия должны учить, а не причинять физическую или эмоциональную боль.
По возможности всегда доводите до конца дисциплинарные меры. Когда дети школьного возраста лгут намеренно, чтобы скрыть какую-то проблему, они должны держать ответ за то, что не говорят правды, и за проступок. Это может привести к двойным неприятным последствиям или утрате двух привилегий. Например, Луж говорит своему восьмилетнему сыну:
«Тайлер, я хочу, чтобы ты был со мною честен. Если я обнаружу, что ты сделал что-то плохое и солгал об этом, наказание будет вдвое больше, чем если бы ты сказал правду. Например, если бы ты разбил окно и сказал мне об этом, я была бы горда тобой, потому что ты сказал правду, и мы вместе договорились бы, как ты можешь оплатить новое стекло. Но если ты разобьешь окно и солжешь, тебя ждет двойное наказание. Тебе придется оплатить замену стекла, и за ложь ты не будешь несколько вечеров смотреть телевизор».
Применение такого подхода поможет детям понять, что в следующий раз, если они сделают что-то плохое, за правду наказание будет меньше, чем за ложь. Такого рода объяснение также подчеркивает то, как высоко вы цените честность. Не забывайте, наказание не должно быть суровым, иначе дети начнут лгать из чувства самозащиты.
Служите образцом честности. Иногда взрослые демонстрируют нечестность, используя «невинную ложь». Например, отец говорит сыну: «Давай скажем маме, что это стоит 10 долларов», хотя настоящая цена - $40. Или мать говорит своему ребенку, снявшему телефонную трубку: «Если это Мэри, скажи, что меня нет». Вам нужно пользоваться теми же стандартами честности, которые вы задали для ваших детей.
Поговорите о неуместной честности. Конечно, существует и «неуместная» честность, когда говорят вещи, которым лучше бы остаться невысказанными. Например, когда один ребенок говорит другому: «Ты отвратительно играешь в футбол» или «У тебя бабушка толстая и страшная», это ранит другого человека. Когда ваши дети станут достаточно взрослыми и смогут понять вас, необходимо объяснить им, что хотя это и истинная правда, лучше бы об этом не говорить.
Хвалите и поощряйте честность. При всякой возможности хвалите ваших детей за честность. Учите их честности и тому, что нечестность губительна и для самого человека, и для других. Напомните им о мальчике, который кричал: «Волк, волк!» так часто, что ему не поверили, когда действительно случилась беда.
Если у одного из ваших детей есть проблемы с частым враньем, полезно составить программу поощрений, по которой он получал бы наклейки за каждый день без вранья. Эти наклейки или значки можно затем обменять на различные привилегии, например, на игры, лакомства или время, проведенное наедине с родителями.
К содержанию