Как мы изучаем цвета и оттенки
Постепенно мы с Алисой начинаем развивать цветовосприятие. Это один из этапов на пути к познанию и пониманию искусства, развитию образного мышления и пробуждения интереса к творчеству.
Как известно, творчество - один из основных путей к развитию правого полушария. И именно правильное восприятие цвета, формы, тактильные ощущения (или, как его еще называют, кожное зрение) вместе приведут ребенка к гармонии, которая впоследствии сможет стать способом самовыражения в искусстве.
Сейчас у наших детей самый активный период сенсорного развития. Мы можем дать ребенку почувствовать цвет глазами, кожей, понять свое отношение к тому или иному цвету. Чувство цвета - это не только проявление художественных способностей, но и способность отражения им окружающего мира. Поэтому важно, чтобы ребенок научился замечать цвета и наслаждаться ими.
Наше познание в области цветовых эталонов началось, когда Алисе было около года. В 1,2 Алиса раскладывала по кучкам красные, синие и желтые предметы. В 1,5 Алиса уже сносно сортировала по пять-шесть цветов:
Кстати, скачать эти карточки
Знакомство с цветом начиналось через простые привычные предметы. Например, через икеевские наборы посуды. Стаканчики удачно складировались друг в друга, что особенно привлекало Алису в тот период времени.
Сортировать цвета быстро надоедает, поэтому скоро я уже придумывала, как еще обратить внимание Алисы на различие цветов. Например, мы искали пару разноцветным носочкам и прошлогодним перчаткам, искали фломастерам их колпачки. Если колпачок долго не находился, мы рисовали им что-нибудь на бумаге и прикладывали колпачок. Так почему-то проще искалось.
А еще угадывали цвета! На обычные баночки с водой закручивали крышки с капелькой краски. Пока банка стоит - вода в ней бесцветная и прозрачная...
Но стоит как следует потрясти баночку, как вода волшебным образом окрашивается в цвет...
Который нужно угадать и соотнести с баночкой краски. У меня цвета получились непрозрачные, так как я брала гуашь. Если взять пищевые гелевые краски или акварель, то прозрачность будет выше.
Недавно коробочки запутались и одели на себя не свои крышки:
И мы помогали им найти свою собственную крышку нужного цвета, при этом я называла цвета. Постепенно я начала вводить уточнения, что та коробочка, которую Алиса назвала коричневой, не просто коричневая, а медного оттенка. А серый - не просто серый, а серебристый.
Мы вырезали трафареты из картона и прикладывали их к различным цветам бумаги в поисках нужного оттенка. Вот здесь я выложила эти трафареты для скачивания, вам останется только купить цветной картон.
Не совсем в тему, но мы учимся работать щипцами, как завещала Мария Монтессори. Большие шарики уже хорошо поддаются.
Кстати, Мария Монтессори повсеместно использовала в своей работе дидактические материалы для изучения детьми цвета и его градаций, считая это необходимым.
Когда со щипцами мы немного разобрались, настало время не просто складывать предметы, а опять сортировать по цветам. На дно формы для пирожных я вырезала и положила цветные бумажки.
Вот еще одна вариация нашего сортера. Раскладываем бусины в ячейки. На этот раз руками.
Вообще, самый верный способ классифицировать цвета для ребенка, это ввести сначала основные чистые цвета - красный, синий, желтый и т.д. Затем показать ребенку внутреннюю силу цвета - познакомить с понятиями "темный" и "светлый". И затем уже рассказывать про отдельные цвета и сложные оттенки, изучая их по видам смешивания. Это, конечно, в идеале.
От цвета к оттенку мы тоже пришли постепенно.
Мне давно хотелось сделать Алисе что-то особенное, чтобы не просто ограничиться сортировкой кубиков разных цветов, а почувствовать глубину цвета, рассмотреть блики, рефлексы, соприкоснуться с тем, что изначально несет нам цвет - живыми материалами, а не пластиковыми игрушками.
И я сделала цветочный сортер.
Периодически мы ходили и собирали вот такие композиции, а потом сортировали их по ячейкам с цветными вставками, заполняя нашу инсталляцию. Цветные бумажки, само-собой, я меняла в зависимости от текущего букета.
Алиса уже почти не ошибается в оттенках, сразу же понимает, к какому цвету ближе тот цветок, который она выбрала, даже если он не до конца совпадает по цвету ни с одной из ячеек.
Все начиналось с того, что мы, выучив основные названия цветов (а их у нас получилось 12: 7 цветов радуги, черный, белый, серый, коричневый, розовый), начали добавлять к ним оттенки. Вскоре у нас появился салатовый, сиреневый и бежевый цвет. Затем, наконец, в ход пошли карточки из строительного магазина:
Карточки с палитрой можно набрать в любом лакокрасочном отделе совершенно бесплатно. Я набирала в Оби.
По ним Алиса быстро выучила понятие "темный" и "светлый", и уже почти освоила "светлее" и "темнее".
Потом мы брали палитру и ходили по квартире в поисках похожего цвета, прикладывали, примеряли.
После этого я разрезала пантоны на кусочки.
И мы начали изучать многообразие оттенков в пределах одного цвета. Алиса пока не слишком уверенно и с моими подсказками, но все же сама разбирает кучу карточек по цветам. А я раскладываю их в аккуратные столбики для наглядности.
Когда все оттенки одного цвета находятся, мы принимаемся изучать цветовые градации.
Сейчас мы пробуем не просто соотносить цвет и предмет, а соотнести цветовую гамму. Это важный этап развития цветовосприятия. В дальнейшем можно составлять такие гаммы для более сложных рисунков и картин.
Достаточный опыт цветовых представлений развивает у ребенка эстетический вкус, ведь именно природа дает нам наилучшее представление об идеальных цветовых сочетаниях, которые мы затем уже переносим в нашу жизнь.
Конечно, я выдавала карточки порционно, начинали мы с трех контрастных цветов, чтобы было проще ориентироваться и понять правила.
Кстати, эти карточки тоже у меня выложены для скачивания.
Ну и, конечно, все это время мы рассматриваем книги с цветом и о цвете.
Наши две самые лучшие книги на эту тему:
1. "Большой Атлас Животных" Андрэ Боос (В Лабиринте, на Озоне)
Атлас и правда очень большой, крупнее привычного нам формата А4. Великолепная полиграфия, твердый переплет и 37 страниц с картинками. Особенность его состоит в том, что животные в нем сгруппированы не привычным нам способом по видам и семействам, а по цветам!
Мы с Алисой залипаем уже на форзаце)))
Всего на страницах книги представлено 12 цветов и около 250 животных, а в конце - мини-энциклопедия о животных.
Иллюстрации в атласе удивительные! Где-то читала, что иллюстратор книги удостоился высоких наград, но, к сожалению, не могу найти информацию на этот счет, хотя и не сомневаюсь ни на секунду.
Конечно, книгу не получится использовать как полноценную энциклопедию или справочник, но красочное оформление и необычная подборка животных уже давно не оставляют Алису равнодушной.
На каждой странице есть небольшое вступление, все животные подписаны. Есть и те, кого Алиса давно знает, а есть и новые для нас представители фауны.
Прелесть иллюстраций не только в том, что они очень детально проработаны, и почти приближены к фотографиям по правдоподобности, но еще и в том, что звери на страницах книги почти всегда улыбаются, что совершенно не нарушает их анатомию.
2. Вторая книга, по которой мы с Алисой изучаем цвета - "Цвет. Большая книга" Розалинды Ормистон и Майкла Робинсона.
В книге представлено множество цветов и оттенков, прекрасные фотографии наглядно иллюстрируют цвет.
Мне очень понравилось, что в книге даны не только технические характеристики цвета, но и история цвета, и значение в культуре. Поэтому книга для нас долгоиграющая.
В книге представлено множество оттенков, о существовании которых, наверняка, вы даже и не подозревали.
Всего в ней 92 цвета.
Конечно, книга издана для профессионалов и увлеченных любителей, но именно такая литература вызывает у меня доверие, а не какой-нибудь очередной шедевр в стиле "Мишутка учит цвета" с песенкой про белые ромашки.
Я учу воспринимать ребенка цвет в жизни, хочу показать все многообразие, а не только то, что море синее, а листва зеленая. Вовсе нет! Море может быть и лазурным, и бирюзовым, и аквамариновым, и кобальтовым, и даже индиго. А листва! Нет, она вовсе не просто зеленая, она селадоновая, изумрудная, цвета шартрез, салатовая и даже виридиановая.
К сожалению, издание 2007 года, и потому уже, вероятно, распродано. Я успела ее схватить чудом. На всякий случай, дам на нее ссылку на Озон, Рид и Лабиринт, вдруг появится. А может быть, вы знаете аналоги этой книги, где есть не только цвет, но и его примеры в реальной жизни?