интересно)))
Ваш ребенок заговорил и, почти одновременно, стал невыносимым? Давайте вникнем, а если уже читали, то вспомним, что же происходит сейчас в головках наших самых любимых человечков. Обещаю, что в конце вас накроет волна понимания, любви и бесконечной нежности к вашему невыносимышу. А когда понимаешь, гораздо легче терпеть и сочувствовать)) Прошу под кат:)
В районе трех лет практически у всех детей наступает период, когда они из послушных и ласковых малышей превращаются в маленьких тиранов. Они становятся совершенно неуправляемыми, упрямыми и вредными. Какие же изменения происходит в сознании ребенка в этот период, почему они проявляются в его поведении таким образом и как себя вести родителям?
По мере развития речи происходит трансформация восприятия ребенком окружающего мира. От непосредственно ощущения мира ребенок переходит к восприятию мира через его описание.«При помощи языка, грамматики и синтаксиса он узнает специфическое описание мира, которое его потом научат называть реальностью»
Благодаря сходному восприятию действительности мы можем понимать друг друга, поскольку вкладываем сходный смысл в употребляемые слова.
Благодаря употреблению языка ребенок может впервые выстроить представление о последовательности событий, и таким образом начинает конструировать мир огромной временной протяженности. Он строит прочное понятие времени - не просто длящееся настоящее воображаемых объектов, как на предыдущей стадии, но линейную цепь абстрактных представлений, следующую от прошлого к будущему. «Поскольку теперь возможно вербальное представление последовательности событий, добавляется временное измерение: человек обретает свое первое понимание прошлого и будущего. Хотя еще нельзя точно измерить длинные периоды времени, прошлое и относительно отдаленное будущее появляются как полноправные временные измерения».
С появлением речи резко ускоряется развитие сознательного мышления, появляется способность к осмыслению происходящего, и, следовательно, неконтролируемый эмоциональный отклик на событие замещается более продолжительным временным промежутком между «стимулом и реакцией». Ребенок учится самоконтролю и владению собой.
Теперь, когда ребенок начинает осваивать мир времени, события не только непосредственно с ним случаются. но и могут воображаться во времени. Последовательную цепь событий можно выстроить в сознании, и в сознании же ее проиграть. Если происходящее в реальной жизни событие просто случается, то в пространстве языка появляется возможность выбора - я могу сделать то, или я могу сделать это. Возможность выбора, исключительно человеческое качество - наше благословение, и наше проклятие. Слово ИЛИ создает точку выбора, точку принятия решения, а, следовательно, вводит в осознание понятия причины и следствия, а также ответственности - следующие важные вехи в развитии личности.
Обретение языка - важный шаг в развитии сознания. Однако, за него приходится платить немалую цену. Вместе с языком ребенок обретает прошлое и смотрит в будущее. Вместе с понятием «прошлое» появляется сожаление, а вместе с понятием «будущее» - неопределенность и страх. Одновременно с возможностью выбора, ребенок оказывается выброшен из состояния неведения и доверия в мир разделенности, изоляции и смертности.
На предыдущей стадии развития физическое тело выделилось из материального окружения, теперь ум начинает дифференцироваться от физического тела. Плата за такой рост в сознании - признание собственной отдельности, а значит уязвимости и незащищенности. Поэтому большинство детей вскоре после обретения языка проходят через продолжительный период ночных кошмаров. В это время для ребенка как никогда важны любовь, тепло и поддержка со стороны родителей.
В этот период, когда ребенок начинает ощущать себя как отдельную самостоятельную личность, он должен завершить процесс физического отделения от родителей. Он хочет занять свое, предназначенное только ему место в семейной системе. Начинается кризис трехлетнего возраста, время капризов и истерик, время великого противостояния «кто кого», по силе сравнимый разве что с подростковым кризисом.
Это время испытания родителей на прочность...
Когда станет совсем невмоготу, постарайтесь услышать за абсурдными требованиями, истерическими воплями, топанием ногами и битьем головы о пол крик о помощи маленького беззащитного существа, оказавшегося в одиночестве перед лицом обступившей его реальности.
Если ваш малыш решил закатить вам истерику, дайте ему почувствовать, что
• истерикой он ничего не добьется;
• вы понимаете его чувства и любите его, но не будете выполнять его требования;
• не собираетесь с ним что-либо обсуждать, когда он в таком состоянии;
• готовы ждать, пока он успокоится.
Когда он успокоится, обнимите его и пожалейте, ему самому не сладко. Не наказывайте за истерику, просто дайте понять, что таким способом он по определению не сможет ничего добиться.
Из вас двоих сильный взрослый - вы; опора, поддержка, защита - вы. Ваша внутренняя сила должна стать его собственной внутренней силой.
Но, может быть, ваш внутренний ребенок также беззащитен и слаб, как и ваш малыш? Тогда вы вряд ли сможете сохранить спокойствие и рассудительность в подобной ситуации, а значит, не сможете поддержать своего малыша и передать свою силу. Но кто же, если не вы?
Инна Фельдман
"Кризис трехлетнего возраста"
ЗЫ: Мне сейчас было особенно необходимо это напоминание, чтобы за бесконечным бунтом, сопротивлением и противоречием увидеть реальную картину. Чтобы перестать психовать и наполниться пониманием и спокойствием, необходимым моему ребенку. У наших малышей сложный период. Давайте их поддержим - терпения и любви нам, девочки!