Пост о том, как книги могут совершить чудо или как я разговорила "молчуна"
ДД! Сообщество читаю давно, но написать решилась впервые, может быть, этот пост кому-нибудь и поможет. У меня есть дочь, 4 года. До 4 лет мы не говорили. Вообще. Совсем. Она изъяснялась на уровне лепетной речи, в саду тоже особо ни с кем не разговаривала. Иногда даже я не могла понять, чего хочет мой ребенок. Беспокойство нарастало, и мы поехали по врачам. Логопед в больнице поставил нам ЗРР и пригласил через год в логоотделение при стационаре (туда кладут с 5 лет). Невролог запугал. Нам поставили энцефалопатию с речевыми нарушениями, настояли на психоневрологе, списали причину на сложные роды (роды и вправду были тяжелыми) и выписали таблетки для стимуляции мозга, якобы речевые центры задеты. Описывали нам перспективу коррекционной школы и посоветовали искать логопеда на месте (мы врачей проходили в другом городе, в нашем, кроме педиатра, никого нет). И вот, приехав домой, я, запуганная диагнозами и рисуя в голове унылое будущее своей дочки, кинулась на поиски логопеда. Нашла даже двух, но при упоминании диагноза, они от нас отказались. И тогда я решила заниматься сама. Для начала читала это сообщество, просиживала ночи в интернет-магазинах, искала и подбирала нужные книги. Каждый день, после садика, мы садились заниматься. Вечером, после занятий, перед сном читали. Точнее, я читала, она слушала. Вот наши книжки, свершившие чудо:
Альбомы по развитию связной речи Н. Арбековой и Логопедические задания для детей с ОНР Н. Теремковой.
Отличные пособия, скажу я вам, и не только для деток с проблемами, но и для развития речи как доп. пособия для хорошо разговаривающих детей подойдет. Различия: у Арбековой задания в основном однотипные, назови, соедини, пересказ по опорным картинкам, рассказ о предмете по схеме. Пересказам и рассказам уделено очень большое внимание, и кстати, это дает неплохие плоды. Поначалу пересказывала только я, дочь слушала. Сейчас она начала делать подобное сама.
У Теремковой задания поразнообразней, их будет побольше на листе, есть и обучение пересказу, и рассказу по схемам, и обведи, и дорисуй, чего только нет
Эта партия покупалась изначально для младшего, она совсем малышковая и много раз упоминалась здесь, на ББ. Книжки про Зайку и книжка Янушко, по содержанию аналогичная. Зайка привлек нас больше, и начали мы с тоненьких книжечек. Именно Зайка и дал нам толчок к желанию заговорить. Развороты показывать не буду, т.к. не раз в сообществе их видела да и в Лабиринте они есть
Альбом по развитию речи с самых азов, тоже без комментариев
Замечательные тетради Е. Ульевой. Здесь и мелкая моторика (связанная тесно с речью), и игры, и стихи с движениями
Азбука действий. Набор разрезных карточек с глаголами, обогащение словарного запаса. Глаголы самые наиболее употребляемые, картинки довольно милые.
Карточки ИДМ Смотрю, играю, узнаю. Цель та же, расширить словарный запас, привлекли тем, что реальные изображения предметов (фото) и оборотная сторона также задействована - цифры и цвета
Пособия для всестороннего развития, так сказать. Многим здесь они знакомы. Это и книжки Земцовой, Игралочка Петерсон, прописи покупала самые простые, чтобы руку тренировать, мы еще и левши впридачу.
Подобных пособий показываю одну десятую часть, их накуплено впрок наверное до самой школы)))
Из того, что читали на ночь, покажу только хиты
Особенно нежной любовью мы любим сказки Козлова. Эту книжку, бывает, я читаю за вечер всю, слушает запоем, комментирует чудесные иллюстрации. Сутеев неплох, но от книги так разит краской, что ее достаем редко. "Сережа" - безусловный хит, но "Ежик" все равно его переигрывает)
И, напоследок, чудесная книжечка о постановке звукопроизношения. Ее мы стали использовать, когда речь прорвалась. Меня она подкупает тем, что небольшая, не громоздкая, все изложено очень доступно и понятно, без заумных разъяснений, есть рекомендации авторов, и по артикуляции, и по дыханию, про каждый звук все достаточно подробно
На самом деле, книг намного больше, показала только самые-самые, те, с которых мы начали и которые помогли. Что мы имеем спустя 2 мес регулярных занятий? Ребенок, до этого произносящий не более 20 слов, говорит фразами, считает до десяти, знает цвета, времена года, животных и пр. Первый результат я увидела перед утренником на НГ, когда моя дочь, от которой до этого было не добиться и отдельного слова, выучила за пару дней стих на елку. Таблеток мы не пили, они так и пылятся на полке. Только книги, книги, книги) Я поняла, что если есть желание, можно добиться многого самим и изменить даже весьма проблематичную ситуацию, не выкидывая огромные деньги на логопедов и лекарства))) Сообществу огромное человеческое спасибо и низкий поклон, если бы не вы, неизвестно, что бы мы делали, наверное, так и бегали бы по врачам. Благодаря вам у нас дома битком забитый книжный стеллаж (пока стеллаж) и ребенок, от которого я слышу теперь: "Мама, почитай мне", "Мама, я тебя люблю", "Мама, я хочу книжку")) Спасибо!