Физическое развитие ребенка на 2-ом месяце первого года жизни
Малыш развивается и быстро растет!
►На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук, ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Кроха начинает двигать головой.
►Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он пока еще может управлять своими движениями. Поэтому, беря малыша на руки, и нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.
►В этом возрасте дети еще не в состоянии самостоятельно передвигаться, но, будьте начеку, ведь даже самые спокойные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног, нежели новорожденный.
►У малыша проявляется способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.
►Занятия для физического развития с ребенком 2 месяца жизни: Мы едем, едем, едем…
Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».
►Где мама? Верхом на маме
Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.
►Гимнастика и массаж
После достижения ребенком 1,5 месячного возраста – можно приступить к оздоравливающим гимнастическим упражнениям и массажу. (см. видео)
►Закаливание
Методика закаливания водой
Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры — мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой.
Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.
► 1 этап водного закаливания: умывание:
Начинайте закаливание с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка — примерно +28-26°С.
►2 этап водного закаливания: обтирание.
Делайте обтирание вот так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю — только верхнюю половину тела, а спустя неделю — все тело.
При этом обтирайте руки ребенка в направлении - от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину — от середины позвоночника к бокам, ноги — от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы — не раздвигая их.
Каждое движение повторяйте 2-4 раза.
Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.
►3 этап водного закаливания: местные и общие обливания.
Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).
Итак, после 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом).
Делайте обливание в таком порядке: начиная с ног, затем ягодицы, далее грудь и живот и заканчивая обливанием левого и правого плеча.
Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, оттого, что охлаждение стоп — один из способов стимуляции деятельности надпочечников. А те, в свою очередь, играют важную роль в функционировании иммунной системы человека.
Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ подойдет Вам наилучшим способом, если Ваш малыш часто болеет или склонен к аллергии, поскольку у таких детей имеется склонность к спазму капилляров.
Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С.
Налейте в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем налейте воду на 2-3°С холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).
Внимание: как уже сказано выше - не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды всего на несколько градусов.
Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиен. процедур
Физическое развитие ребенка на 1-ом месяце первого года жизни
Физическое развитие ребенка на 1-ом месяце первого года жизни
► Двигательные навыки ребенка в 1 месяц
Многие считают, что все новорожденные начинают физически развиваться с одинаковой исходной точки, то есть с нуля. Но это не так, все они уже на первой неделе жизни заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Так сказать темпераменту. Некоторые – медлительны в движении и мимике, другие, наоборот, ежедневно проявляют заметную активность. Например, если такого кроху положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к изголовью, пока не упрется в самый угол.
Еще один важный фактор двигательной активности у новорожденных – уровень мышечного тонуса. По этому принципу детки тоже отличаются друг от друга. Одни дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к тельцу, пальцы крепко сжаты в кулачки. При этом конечности нелегко разогнуть. Другие – более расслаблены. При этом предпочтительнее, конечно, второй вариант.
Также о развитие двигательных навыков новорожденных судят по степени развития сенсорно-двигательного аппарата. Например: кого-то очень легко вывести из психологического равновесия - при любом, даже незначительном шуме кроха вздрагивает всем тельцем, а его ручки и ножки начинают беспорядочно двигаться. Другой малыш наоборот отличается своей несокрушимостью. Кто-то реагирует вяло, а кто-то с самого рождения как будто знает, как положить руку в рот, и часто делает это, чтобы успокоиться.
Конечно – это замечательно, если у Вас активный, хорошо развитый ребенок, с нормальным мышечным тонусом. Чтобы Вы могли убедиться в этом, мы подготовили для Вас специальные тесты психофизиологического развития детей. Их Вы можете провести прямо в домашних условиях.
Не отчаивайтесь, если Ваш малыш пассивный, вялый, со слишком напряженным мышечным тонусом, который (кстати!) часто наблюдается в первые месяцы жизни. Только Ваш заботливый уход и терпение поможет крохе преодолеть эти трудности, и в своем развитии быстро догнать (и перегнать!) сверстников.
► Как помочь физическому развитию ребенку 1-го месяца жизни?
Большую часть времени новорожденный спит. Периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.
► Меняем позы крохи
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.
► Освобождаем движения малыша
Как Вы наверняка заметили, движения рук и ног новорожденного малыша хаотичны, импульсивны, неконтролируемы. Кроха пугается резких, неожиданных звуков, даже иногда своих рук. Но чем раньше позволить ему изучать свое тело, тем быстрее он привыкнет к нему.
Замечено, что туго запеленатые дети хуже едят. А кроме этого: принудительное лишение ребенка свободных движений ведет к возможным проблемам становления двигательной и речевой функции. Лишение ребенка тактильной стимуляции, т.е. исключение одного из сенсорных каналов, влияет на формирование привязанности, возрастает риск развития респираторных инфекций и риск дисплазии тазобедренных суставов.
Поэтому не увлекайтесь пеленанием, чтобы кроха не оцарапал себя, достаточно одевать ему распашонки с закрытым рукавом, или рукавички. На ночь же желательно запеленать, так как велика вероятность, что Ваше чадо может разбудить себя собственными же ручонками
► Что может быть нужнее материнской ласки?
Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Поэтому на первом месяце жизни лучше обойтись легкими поглаживаниями и ласками. Помните, Ваш малыш познает Вас, Ваши теплые материнские руки через нежные прикосновения. Для него очень важна эта ступень тактильно-сенсорного развития. Поэтому будьте осторожны в движениях!
вестибулярная гимнастика для младенцев
Новорождённый: развитие ребенка в 1,5 месяца
Гимнастика для детей на основе врожденных рефлексов