Александра
9 лет
Развитие речи. Наш опыт.
Тема развития речи очень спорная. Кто-то считает, что ребенок сам заговорит и делать для этого ничего не нужно, кто-то старается изо всех сил, а ребенок все равно молчит. Я не знаю, где правда, но убеждена, что заниматься развитием речи в любом случае стоит.
Результаты на данный момент.
В 1,6 г Ваня стал произносить первые слоги практически всех слов всех частей речи. Примерно через месяц он стал произносить все слова полностью. Конечно, многое коверкая, но пытался повторять абсолютно все. Практически сразу он стал говорить словосочетаниями, а затем и предложениями. Сейчас в 1,9 он говорит предложениями и целыми рассказами, рассуждая и размышляя. На много у него свое мнение. Например, рассказывает вечером бабушке, где мы гуляли и что делали. Или что видит на улице или в книге. Знает очень много стихов и постоянно их рассказывает. Чуковского знает всего от и до. По поводу четкости я понимаю все, что он говорит (яжмать=)). Чужие люди только частично понимают. Не выговаривает некоторые буквы и когда быстро что-то рассказывает, съедает окончания. Так что еще есть к чему стремиться)
Занятия для развития речи
1. Чтение. Читали мы с самого роддома в больших количествах. Самой разнообразной литературы. Я очень люблю выбирать детские книги, а Ваня очень любит их слушать.
2. Пальчиковая гимнастика. Сначала просто искала стишки для пальчиковой гимнастики, а потом наткнулась на рекомендацию вот такой чудо-книжки "Игры с пальчиками". Там собраны пальчиковые игры, с картинками и пояснениями что нужно делать. Очень удобно и ребенку интересно.
3. Логоритмика. Развиваем мышцы языка, губ. Скачала видео, а также просто картинки со стишками. В книжке "Веселая артикуляционная гимнастика" можно посмотреть примеры стишков.
4. Чистоговорки. Читаем и запоминаем. Распечатала картинки и вывешиваю каждый день по одной. Также можно приобрести сборник-пособие.
5. Моторика. Тут занятия ограничиваются только фантазией мамы. На эту тему слишком много постов было написано, занимаемся как и многие: трогаем, щупаем, пересыпаем, перебираем...
6. Пассивный словарный запас. Много смотрим книжек-картинок, энциклопедий. Из любимых, конечно, это сезонные книги Ротраут Сузанны Бернер, истории в картинках Гёбель, Кнорр, первые книги малыша, книги из серии "Найди и покажи".
7. Договаривание стихов. По методике Домана, буквально с рождения, когда малыш только учится произносить первые звуки. Сейчас это уже полноценное запоминание стихов.
8. Правильный русский язык. Никаких сюсюканий и улюлюканий с рождения. Меня всегда очень раздражали би-бики, ути, киси и прочее, никогда так не говорила и никому не разрешала из ближайшего окружения. Все предметы называются своими именами, без упрощения. Единственное, что я упрощаю, это называю сначала общее название. Когда ребенок хорошо с ним познакомится, добавляю уточнения и конкретизацию. Например, сначала показываю, что такое птичка, потом уже конкретизирую: ворона, воробей, дятел и прочее.
9. Разнообразный досуг. После путешествий, сразу происходит скачок в развитии, речи в частности. Даже после небольшого путешествие на дачу. Стараюсь разнообразить наш досуг, бывать в разных интересных местах, парках, площадках. Больше впечатлений, больше развития.
Если рассматривать первые 7 пунктов, то некоторые пункты мы делаем каждый день, остальные стараюсь по 5 раз в неделю. Получается не всегда, но мы стремимся к этому. Выходные это святое, никаких занятий, отдыхаем от всего.
А что вы думаете о развитии речи? Нужно/не нужно развивать, как именно?