Психосоматика или нет
ПолезностиПоследнее время режет глаза то, как кругом и всюду называют психосоматикой всё, что не лень. Самая жуть, что даже те, кто величает себя психологами, называют психосоматикой то, что ей не является.
Хочется мне хотя бы немножко привнести в массы просвещение на эту тему.
На самом деле истинная психосоматика - это очень ограниченный перечень хронических заболеваний из "Чикагской семёрки".
Это гипертония, язва желудка и 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, нейродермит.
Всё остальное не относится к психосоматическим заболеваниям и является конверсионным симптомом либо психосоматической реакцией. Такое разделение нужно, чтобы понимать причины проблемы.
Истинная психосоматика возникает на фоне алекситимии - это когда человек не может осознавать свои эмоции, соответственно эмоции не проживаются естественным образом и уходят в тело в виде симптоматики.
Психосоматические реакции возникают тоже из-за непроживания эмоций, но это более точечная история (эмоции в целом осознаются, но могут не осознаваться некоторые), возникающая чаще на фоне сильного стресса, и сами реакции кратковременны: поболел-выздоровел.
Отчего эмоции не осознаются и не проживаются?
Существует врожденная алекситимия - так устроен мозг, и тут по-любому будет истинная хроническая психосоматика.
Но проблемы с осознаванием эмоций могут быть и приобретенными в результате воспитания.
Нас, как родителей, интересует как раз этот случай.
Если я, как мама, не в ладах со своими эмоциями, то я не в состоянии обучить ребёнка осознавать его эмоции и обращаться с ними. Проблемы в эмоциональной сфере у родителей перетекают к ребенку, так как невозможно обучить тому, чего сам не умеешь.
Соответственно, здесь можно отдать ребёнка психологу на обучение, однако среда воспитания от этого не поменяется.
Психолог будет способствовать выражению эмоций ребёнка, родитель -тому, чтобы ребенок продолжал подавлять эмоции, например, говорить не ной, не паясничай, угомонись и т.п.
Но в реальности психосоматические реакции не столь распространенны, как конверсионные симптомы. Что это? -
Когда у человека возникает внутренний конфликт, и он не может его разрешить, симптоматика может стать компромиссом, который регулирует конфликт.
Что касается детей, то тут обычно конфликт не внутренний, а родительский или семейный.
Когда в семейной системе в принципе или у кого-то из родителей назревает конфликт, симптомы ребенка являются компромиссом. Проще на примерах.
Допустим я мама, которой пора выходить из декрета. С одной стороны я думаю, что хорошо бы отдать ребенка в сад, чтобы он социализировался, самой пойти зарабатывать. А с другой стороны, может не слишком осознанно, но я хочу чтобы мой ребёнок оставался при моей юбке, работать не хочу, и вообще думаю "как хорошо было, когда мы были на ГВ, к черту сады".
Вот он конфликт: надо бы в сад, но не хочу. Чем меньше осознанности в нем есть, тем изощреннее будет симптоматика.
Если ребёнок начинает много болеть и становиться "несадовским", то конфликт словно решен сам собой. Принимать решений не надо, ответственность брать на себя не надо, есть замечательный повод оставить ребенка при юбке и не работать. А когда совесть забубнит, что не работаешь и дитя не в социуме, вина сильно мучать не будет, ведь ребёнок - "несадовский". Ребёнок на бессознательном уровне решил конфликт мамы.
Другой пример. Развод родителей, скандалы и всё такое. Но если ребенок сильно заболевает, то все семейные конфликты могут отойти словно на второй план, ведь важнее вылечить ребенка.
Болезнь в этом случае - конверсионный симптом, который позволяет хоть как-то объединить родителей.
Таким компромиссом могут быть не только болезни, но и просто истерики ребенка, ухудшение аппетита или сна, проблемы с учебой, капризы, и много чего ещё.
Я привела часто встречающиеся примеры. Конечно, это не значит, что любая похожая ситуация точно такая же. Каждый случай имеет свои особенности, и в них необходимо разбираться индивидуально.
Всех ситуаций и примеров не рассмотришь, да это и не надо.
Важно при возникновении проблем у ребенка смотреть не только на ребенка, но и на себя, и на отношения, и семейную систему в целом.
Решение родительских проблем часто автоматом приводит к исчезновению симптоматики у ребёнка.