Начало любви к историям (2-3 года)
любовь к чтениюПосле двух лет малыш уже интересуется не столько книжкой как предметом, сколько книжкой как источником историй. Правда пока что эти истории воспринимаются неотъемлимой частью иллюстраций. На этом этапе очень критично, чтобы иллюстрации подробно отражали прочитанное.
Игровой интерес к книгам, конечно, еще остается и его стоит поддерживать, ведь чтение очень многообразно даже для взрослого человека.
Книжки с большим количеством текста еще сложны для восприятия (особенно для удержания внимания) малышам. Исключение составляют те, которые очень интересны малышу. С них и начинается переход от кусочного чтения к длинному чтению (примерно с 1,5 до 3 лет - все детки разные). У нас это была книжка Жил-был Сережа Оксаны Стази примерно в 1,8-1,9.
Именно интерес к истории появляется в этом возрасте, а дальше он будет главным фактором поддержания любви к чтению еще очень длительное время. Пока же он только зарождается, непоследнюю роль играют и другие факторы - эмоциональное чтение, игровое чтение, театрализации, использование книг как учебных пособий.
Театрализации в этом возрасте встают в полный рост. Можно проигрывать любую историю фигурками или самим стать актерами и разыгрывать любимую историю перед бабушками. У нас был любимый детский стульчик, спинка которого становилась нашей ширмой. И в таком театре сначала мы показывали сыну различные сказки или собственные придуманные истории, а потом и он начал устраивать нам представления.
Эмоциональное чтение. Всё больше эмоций читающего активно поддерживаются ребенком. Сюда можно отнести разыгрываемое вместе с ребенком чтение с движениями. (Наш хит - книга Идем ловить медведя. Поищите видео,как родители эмоционально и с движениями читают ребенку эту книгу). В этом возрасте ребенок может весело хохотать над смешными историями, что является и для мамы эмоциональной подпиткой. Хотя не будем лукавить, юмор как таковой для малыша в этом возрасте штука еще не доступная.
Книги как учебные пособия. Во многих учебных пособиях для этого возраста предлагается изучать цвета, начинать считать, получать представление о понятиях много-мало, один-ни одного, право-лево. Как правило иллюстрации в этих пособиях далеки от художественных. При этом все эти же понятия можно показывать и на любимых малышом иллюстрациях в любимых книжках.Сначала не во время чтения, а потом можно и заполнять занятиями паузы в чтении при желании (предлагаю это делать в книжках, знакомых и прочитанных малышу сотни раз).
В этот же период можно смело включать вопросы по прочитанному. Про кого история? Что с ним случилось? А что было потом? Не спеша, по одному-два наводящих вопроса по настроению. Иногда можно просить малыша продолжить фразу, оставляя паузы.
Это и развитие речи, и развитие внимания и памяти, при том, что все это в удовольствие. Если малыш не отвечает на вопрос, не продолжает фразу, то можно просто спокойно сделать это за него, подсказать, помочь.
И главное правило - все это делаем в хорошем настроении всех участников процесса и без любого давления и ожиданий.