Вика
7 лет
КСИЛОФОН!!!
Идеи для игрДильназ еще не было 6 месяцев как я захотела купить ей ксилофон,но нигде его не могла найти к сожалению. И вот в субботу зашла в Гармалу и у них там увидела Ксилофон! Так была рада! Их было много самых разных все деревянные, а я фанат деревянных игрушек не токсично, красиво одни плюсы! Ну вот уже 2 день над ним зависаю) затягивает! Особенно когда подбираешь мелодию! Я уже могу сыграть на нем "маленькой елочке холодно зимой...","жили у бабуси 2 веселых гуся..." и " Happy birthday..." На нашем ксилофоне 8 нот, покрашенных в цвета радуги(каждый охотник желает знать где сидит фазан). С помощью него даже можно не только научить Дильназку музицировать но и цвета выучить и считать тоже)) есть у него еще шнурок можно возить его как паровозик,еще нравится что можно найти картинки схемы нот для детских ксилофонов цветоноты и глядя на них можно сыграть любую детскую песенку, а если ребенок по-старше и уже умеет считать то можно схему из цифр перевести ноты в цифры ДО-1, РЕ-2 и далее. В цветонотах используется следующее обозначение нот цветом: До – красный; Ре – оранжевый; Ми – жёлтый; Фа – зелёный; Соль – голубой; Ля – синий; Си – фиолетовый.
Вашему ребенку подарили замечательный музыкальный инструмент под названием “ксилофон”? И вы не знаете, как с ним заниматься на нем?
Как построить занятия на ксилофоне
С ксилофоном можно придумать множество интересных и полезных игр. Они развивают мелодический слух, музыкальную память, чувство ритма. Даже если Вы не владеете игрой на фортепиано, то без труда освоите детский ксилофон.
Как и везде, обязательно все занятия преподносите ребенку в виде игры. Не храните ксилофон, как и другие музыкальные инструменты, вместе с остальными игрушками. Выделите для него отдельный шкаф или ящик. Каждый раз после занятий убирайте. Таким образом, интерес к инструменту у малыша не угаснет так же быстро, как к остальным игрушкам.
Игры и занятия на ксилофоне:
1. Часики.
Злой волшебник появился в нашем городе. Он перепутал все часы города, и теперь они забыли, как им надо тикать. Предложите вместе с ребенком помочь жителям города и показать часикам, как нужно тикать. Можете придумать свою историю.
Большие куранты на башне гудят бом-бом. Настенные часы идут в два раза быстрее – тик-так, тик-так. Наручные часы еще в два раза быстрее – тики-тики, тики-тики. Пусть сначала мама покажет, как тикают разные часы, а потом предложите сделать это малышу.
2. Оркестр.
Включите какую-нибудь ритмичную аудиозапись и попросите ребенка на одном звуке простучать метр.
Метр – это пульсация произведения. Метр произведения – это именно то, что заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши. Метр можно сравнить с тиканьем часов или биением сердца. Он постоянный и равномерный – раз-два, раз-два, раз-два… А на метр уже накладывается ритм.
Можно усложнить задание. Включите марш и попросите простучать на две доли (раз-два, раз-два, раз-два и т.д.). Теперь включите вальс. Обратите внимание, что метр изменился. Вальс нужно стучать на три доли (раз-два-три, раз-два-три и т.д.).
Можно еще усложнить задание. Включать то марш, то вальс, чтобы ребенок слышал разницу и сам определял, как стучать.
Чтобы было проще услышать метр произведения, попробуйте вместе с ребенком походить под музыку по комнате или похлопать в ладоши.
3. Читаем и стучим.
В этой игре предлагаю простучать ритм. Для этого можно взять короткие потешки, попевки или стишки. Мама вместе с ребенком читает, а ребенок стучит ритм.
Ниже я привела несколько подходящих стишков.
Це-лый день тук да тук
Слы-шен звон, слы-шен стук:
Стро-им дом, дом боль-шой,
И с-крыль-цом, и с-тру-бой.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди!
Скрип-скрип, скрип-скрип!
В доме слышен тихий скрип.
Половицы заскрипели,
Песню жалобно запели.
Петя-Петя-Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Шлеп-топ, шлеп-топ!
Шел по лужам бегемот.
Шлепал без сапожек,
Не жалея ножек.
4. Что это?
Попросите ребенка изобразить на ксилофоне что-либо (дождик, вьюгу, фонтан, гром и т.п.). В этом упражнении важно не вмешиваться и предоставить ребенку свободу для творчества.
Можно немного изменить игру. Ребенок что-то изображает, а мама угадывает, что это.
5. Повторялки.
Мама играет звук. А ребенок смотрит и повторяет, как эхо. Потом мама играет два звука подряд. Ребенок их повторяет. Постепенно увеличиваете количество звуков. Если знаете их названия, то можно вместе с вашей игрой пропевать их (например, соль; си-соль; до-си-соль и т.д.). Таким образом, ребенок будет одновременно запоминать названия звуков.
6. Громко-тихо.
Сначала можно просто ударять по пластинам ксилофона то громко, то тихо и просить ребенка повторить. Можно сразу сказать, что громкий звук называется форте (forte), а тихий – пиано (piano). Когда он усвоит эти понятия, попросите его сыграть звук на форте или на пиано.
Еще один вариант этого упражнения. Показывайте ребенку карточки с изображением, например, медведя и мышки. А малыш изображает животных в зависимости от показанной карточки – играет на ксилофоне громко или тихо. Только заранее поговорите с ребенком о том, как рычит медведь и пищит мышка. Расскажите, что медведь большой, голос у него громкий. А мышка, наоборот, маленькая, пищит она тихонечко.
7. Какой у звуков характер?
Расширенная версия предыдущего упражнения. Предложите ребенку сыграть один звук, но с определенным характером – звонко, сладко, глухо, нежно, сурово и т.п. Как вариант, предложите сыграть как птичка, как лисичка, как старая скрипучая лестница и т.д. Одновременно с игрой можно петь эти звуки.
8. Эхо.
Аналог упражнения 5. Расскажите ребенку, что в особых местах живет эхо. И оно тихо откликается на громкий звук. Предложите поиграть в эхо. Мама играет звук громка, ребенок – тихо, как эхо.
9. Дождик.
Где-то встречала эту игру. Предлагаю поиграть в нее на ксилофоне – изобразить дождик.
Пошел дождик – кап-кап, кап-кап… Сначала падали одиночные редкие капельки – кап, кап… Потом дождик начал усиливаться, забарабанил по крышам домов и автомобилей – кап-кап-кап, кап-кап-кап. Вдруг налетел порыв сильного ветра и хлынул самый настоящий ливень! Вода текла ручьями по асфальту, крупные капли воды пузырились в лужах и тут – ба-бах!!!! Грянул гром. Постепенно дождик начал стихать, капли падали реже – кап-кап… пока совсем не стихли… Но тут подул ветерок, и нас опять окатило с ног до головы водой с деревьев. Выглянуло солнышко, дождик закончился. Только иногда с листочков падали одиночные капельки…
10. Сказка
Предложите ребенку разыграть сказку. Сюжет можно взять из любой сказки или придумать свой. Все как обычно, только каждого героя мы наделяем определенным звуком ксилофона. Появление нового персонажа сопровождается звуком определенной высоты.
Во все описанные выше игры можно играть с помощью металлофона, пианино и даже детского синтезатора.
В этой статье приведены только 10 упражнений. По их аналогии можно придумать еще очень много интересных занятий. Переделывайте предложенные игры на свой лад, подстраивайтесь под своего ребенка, фантазируйте, играйте!
Надеюсь, Вы и Ваш малыш получите удовольствие от совместного творчества!
Нотки для детских песенок
Маленькой ёлочке холодно зимой
533 533 54321
686 533 54321
Happy birthday
1121 43
1121 54
1186 432
6664 54
"Жили у бабуси два веселых гуся"
4321 55 жили у бабуси
4321 55 два веселых гуся
4664 3553 один серый другой белый
2342 11 два веселых гуся
Мыли гуси лапки
в луже у канавки
один серый, другой белый
в луже у канавки
песенка-потешка для малыша
1441 1221 поехали, поехали
133 121 по коооочкам, по коооочкам (ооо- это протяжно)
1333 121 по ровненьким дорооожкам
144 121 по коооочкам, по коооочкам
4444 4444 едем, едем
4444 4444 едем, едем
4444 44 4-1 едем едем в ямку бух! (скользим палочкой вниз 4-1)
4411 2211 оказалось, оказалось
3123 444 оказалось, там петух! (щиплем малыша за попку ))
"Во поле берёза стояла"
666654432 Во поле берёёёза стояяяла (начинаем с ударного предлога во (это сильная доля))
6666554432 во поле кудрявая стояяяла
2343321 лююли люююли стояяяла
2343321 люююли люююли стояяяла
Некому березу заломати
некому кудряву заломати
люли люли заломати
люли люли заломати
Собачий вальс (цифры в скобках проигрываются одновременно)
321(46)(46) 321(46)(46)
321(46)2 (46)1(47)(47)
321(47)(47) 321(47)(47)
321(47)2 (47)1(46)(46)
1(46)2 (46)3(47)(47)
1(47)2 (47)3(46)(46)
Чунга-чанга
1355 54565
8322 23453
1355 54565
8322 23451
5876 5676
5665 5665
5665 5665
67 66765
5876 5676
5665 5665
5665 5665
43211
Jingel bells
333 333 35123 4444 433 322325