Десятая фаза развития ребенка. Семьдесят пятая неделя – Мир «систем» (Глава 12)
ВСЯКО РАЗНО17 с небольшим месяцев
Скачок в «мир систем»
Малыш начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. Пример тому - моральные принципы. В этом возрасте начинается формирование совести, систематического использования норм и ценностей.
Начинает развиваться самосознание ребёнка, его представление о самом. Это имеет множество последствий: например, осознание собственного тела и контроля над ним. Он понимает, что его действия приводят к определённым событиям, что он обладает властью над вещами, что способен принимать решения. Всё это связано с осознанием им собственного «я».
Полуторагодовалый ребенок интересуется различиями в строении тел папы и мамы, начинает оперировать понятиями «ты» и «я».
Впервые ребёнок замечает, что другие люди имеют другие предпочтения, который отличаются от его собственных. Он стал менее эгоцентричным. Может, например, утешать. Подражает, развивается его фантазия. Его интересуют другие живые существа, искусства, усложняется представление о времени, возможно, он начнёт говорить предложениями. Подросший малыш, толкая всплывающий из-под воды мяч, занимается элементарным естествознанием, изучает основы строительного дела, собирая железную дорогу.
ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖЕНИЯ КРИЗИСА ТЕ ЖЕ...
Что ваш ребёнок предпочитает из всего многообразия систем?
Один малыш больше всего заинтересован собой и контролем над своим телом, его речь при этом ограничивается несколькими словами. Другой занят семьёй, друзьями и окружающим миром, увлечённо рисует или слушает музыку. Каждый ребёнок уникален и выбирает то, что ему больше всего подходит. Именно в этот период можно установить, какими способностями и склонностями он наделён.
Дайте ребёнку возможность познакомиться с разнообразными системами. Поощряйте его новые умения и интересы.
Виды систем:
Я и моя совесть
Ваше чадо отныне будет всё время пытаться везде обнаружить систему и ищет правила. Он пытается проверить границы дозволенного.
Моё «Я»
«Я» и «ты»
- Замечает различия между собой и другими.
- Играет с игрушками, которые представляют собой самостоятельно действующих лиц, способных совершать действия.
Другие живые существа
Ребёнок увлечённо наблюдает за ними.
Моя семья, друзья, их семьи
Осознаёт свою семью как систему, единство. Отличает её от других семей.
Мой дом, ориентация в пространстве
Ребёнок создаёт мысленную карту окружающего мира. Это тоже система.
Моя собственность
На практике ребёнок учится отличать своё от чужого, запоминает, что является чьей собственностью.
Любовь к порядку
Наслаждайтесь, ибо это повторится только много лет позже! Сейчас ребёнок хочет, чтобы всё лежало аккуратно на своём месте.
Паззлы и мелкие детали
- Ребёнок с удовольствием собирает паззлы. Обращает внимание на мелкие детали.
Ребенок сам придумывает игры
Задача взрослого - поддержать и поучавствовать, при необходимости - подсказать.
«Искусства»
Способность оперировать символами расширяет круг изображаемых предметов. Ребёнок рисует машинки, собак и себя самого. Строит целые конструкции или «играет» на игрушечном пианино. Заинтересован в элементарном естествознании.
Представление о времени
Ребёнок намного лучше помнит события прошлого и прогнозирует будущие.
Развитие речи
Между 17 и 22 месяцами происходит эксплозивное развитие речи. В развитии речи наблюдается большая индивидуальная вариативность.
Непонятные страхи
Перед ребёнком возникают всё новые и новые явления, которые он пока не в состоянии понять. Он открывает новые опасности. Только, когда он лучше в них разберётся, его страхи исчезнут.