Арбекова Развиваем связную речь 4-5 лет
Так как мы проживаем за пределами РФ и дети не посещают традиционный российсикй детсад (с программой, контролем, реагированием на проблемы) - я постоянно озабочена соответствием речевого развития детей нормам речевого развития. Раньше я сама писала для сына все конспекты - словарный запас по теме на данный возраст, картинный материал, стихи наизусть, план на неделю, контрольный срез. С дочерью я пользовалась своими старыми наработками пока в связи со сбоем компов вся моя табличка не удалилась. Но есть в жизни равновесие - появился в продаже вот такой чудесный комплект!
Комплект состоит из 3 цветных альбомов - Мир растений, Мир животных, Мир человека, Конспектов подгрупповых занятий, Конспектов фронтальных занятий, (журнала/тетради) Планирование работы воспитателя в средней группе, ( журнала/тетради) Планирование работы логопеда в средней группе.
Он разработан для 36 недель обучения детей в возрасте от 4 до 5 лет ( средняя группа детсада). Всего рассматривается 30 лексических тем. В течении одной недели - рассматривается одна тема.
Альбомы в том числе предназначены для домашних заданий. Так что если ребенок посещает дошкольное учреждение - можно проверить, а чему ж он там учиться. Их можно легко использовать как доп матриал для занятий без применения конспектов - все вполне очевидно, так как альбомы предназначены для работы как логопеда, так и воспитателя, а так же - для повторений заданий с родителями - на каждой странице есть краткая информация по проведению занятия для взрослых, например, - Овощи бывают круглыми, овальными и треугольными по форме. "3. Соедини линиями каждый овощ с подходящей формой. 4. Составь предложения по образцу: Это морковь. Морковь треугольная по форме."
Но мне нужны были именно списки слов и конкретный план работы на неделю, тот стройный минимум, дающий максимум результата. И я его нашла! Это (журнал/тетрадь) Планирование работы воспитателя в средней группе! Страницы выглядят так ( простите за качество фото, если нужно - я отсканирую
Начиная с 3 недели обучения каждый разворот этой тетрадки-журнала представляет собой подробный план минимум для занятий. На левом развороте - по каждой теме - отдельные списки существительных, прилагательных и глаголов и общий перечень чему учить детей - достаточно общие фразы, но в купе с альбомами - все становиться понятным. Например к привиденному выше заданию из альбома "Учить детей состовлять простые предложения о цветет и форме фруктов по предметным картинкам и условным обозначениям". Так же на левой странице - на каждую неделю - по 2 потешки либо считалки либо стиха с движениями для развития как мелкой моторики - так и крупной. С 13 недели добавляются простые кинезеологические упражнения - так же в в стихотворной форме - чего я никогда нигде не видела!
На правом развороте - конкретный план по дням недели что именно делать с ребенокм в этот день. План короткий. Обычно одна игра или работа в альбоме на определенной странице. Медленно - но каждый день - вода и камень точит!
Для домашнего проведения занятий я считаю набора Альбомы 3 шт и Планирование работы воспитателя- достаточным!
Для иллюстрации я нафотала 10 неделю обучения тему Деревья.Тут нельзя без НО - эта тема несколько "перепутана" - пока это единственная перепутанная тема, с которой я столкнулась - все 7 предыдущих и 3 последующих - сохраняют логику. Хотя может я просто чего то упустила! не исключаю!
Итак - Планирование работы воспитателя. Лексическая тема деревья. План на неделю.
Пон. Познакомить детей с названиями деревьев. Учить детей определять листья каждого дерева и составлять простые предложения по картинкам ( альбом 1. с 15)
все соответствует - правда?
вт. Повтронение: линейный пересказ рассказа Запасливая белочка по опорным картинкам ( альбом 1 с 16)
Белочка с дуба желудей на зиму запасла. И все бы хорошо - если не смотреть дальше
ср Познакомить детей с названиями плодов деревьев по картинкам ( ал 1 с 17)
Можно даже это понять - это один разворот в альбоме - рассказать то и это, все наглядно.
чет. Повторение пересказ рассказа Осенний букет по тексту и серии сюжетных картин ( ал 1, с 18)
Явно ж перепутана последовательность! Сначала воспитатель активизирует словарь по теме листья - а логопед отрабатывает про плоды, потом повторяем про плоды - и на следующий день знакомим с плодами деревьев. А следом - осенний букет.
Но честно - это сущая мелочь для такого прекрасного и сбалансированного по всем пунктам комплекта! Тут тебе и деревья в полный рост, и их листья - ОТДЕЛЬНО от плодов! И чудесные иллюстрации к сбору осеннего букета! и про плоды - ОТДЕЛЬНО! и какой емкий пример с яблоком! и даже белка работает на тему! Собирает ПЛОДЫ! тем кто занимается с детьми самостоятельно - такие акценты - неоценимы!!! Мы взрослые не задумываемся об этом - мы это знаем и это как воздух. Для ребенка - это все темный глупый неважный лес.
Для домашней самостоятельной работы по альбомам - Планирования работы воспитателя в средней группе - вполне достаточно!
Но я этого не знала и выкупила конспекты для фронтальных занятий и для подгрупповых.
Конспекты подгрупповых занятий логопеда - толстая книжечка на 235 стр подробных конспектов занятий с прописанными фразами логопеда. Это очень важно, когда самостоятельно проводишь занятие, потому как важно одно и тоже задание формулировать по разному - это развитие и логики, и мышления, и словарного запаса детей. Ну и я проживающих за границей - активизация собстенной речи. К каждому тексты типа Запасливая белочка и Осенний букет дан перечень Примерных вопросов. Для текста Запасливая белочка
Когда произошла эта история? Что увидела белочка в лесу? Какой был дуб? Что выросло на дубе? Куда перенесла белочка часть желудей? Зачем она это сделала?
Про недостатки - Мне не хватило примерных ответов детей.. Мне как маме самостоятельно занимающейся с ребенком - это важно!
Конспекты фронтальных занятий логопеда - это моя абсолютная ошибка. Работа с этим комплектом пособий выглядит так -
1 период обучения с сентербря по ноябрь вкл -
пон - ср - пят - подгруповые занятия
2 и 3 период обучения с декабря по май вкл
пон - ср - подгруповые занятия
пят - фронтальные
Как видно уже из самого расписания - фронтальные занятия - это итоговые занятия. Это проверка знаний по теме в целом. И я предполагала покупая данное пособие, что именно в нем будет вся информация по альбомам - нет!
и вот еще один недостаток комплекта
для ВСЕХ фронтальных занятий и большей части подгруповых требуются иллюстрации. А ОНИ ЕЩЕ И НЕ ИЗДАНЫ ДАЖЕ!!!