Ольга
9 лет
О новогодне-рождественско-святочном...
Я всегда с радостью и каким-то светлым предчувствием жду долгие зимние праздники . Сама подготовка к Новому году, ожидание всеобщей суматохи, яркий блеск празднично украшенного города заряжают позитивом, дарят яркие букеты эмоций. И литература на эту тему всегда была мне интересна. Раньше не было такого количества чудесно изданных зимне-праздничных книг, а сейчас приходится выбирать лучшее из хорошего)))
Но не эта суматоха тема моих размышлений.
Недавно я была ошарашена одним открытием!!! Но обо всём по порядку)
(нетерпеливые могут пропустить половину поста )
И главное - здесь я не расскажу о своих книгах. О моих сборниках, книгах с рождественскими, святочными рассказами и новогодними историями будет следующий пост. Мне показалось неправильным показывать книги, говорить об их плюсах и минусах без такого предварительного введения. А читать или не читать его - решать вам)))
Итак, нас ждут "3 праздника в 1"))) Новый год, Рождество, Святки. У каждого из этих праздников своя история и свои традиции.
Традиция встречи Нового года возникла в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.
История нового года в России очень интересна. Язычники, например, считали, что новый год начинается в дни весеннего равноденствия. С приходом христианства, была совершена попытка навести порядок в календаре, но всё равно Новый год упорно праздновали весной, только уже 1 марта, с началом первого весеннего месяца. В XIV веке рубеж между годами перенесли на 1 сентября и так праздновали Новый год почти 200 лет.
20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Новый год полагалось праздновать, подобно другим христианским народам, 1 января, украшая дворы сосновыми ветками, паля из оружия и зажигая костры из соломы или хвороста.
Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий.
В дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна.
Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно. Пережитки этого языческого праздника сохранились в «святочных» обрядах: колядование, ряжение, гадание...
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
О Рождестве знают все намного больше, поэтому рассказывать не буду. На Руси традиция празднования Рождества появилась гораздо позднее, чем на Западе, в X веке после принятия христианства.
Мне кажется, что сейчас несколько категорий празднующих образовалось. Для некоторых - все эти праздники одна большая новогодняя неделя. Кто-то к Новому году относится достаточно спокойно, для них главный праздник - Рождество. Есть и те, кто категорически не приемлет гадания-ряжения, считая всё это сплошной бесовщиной. Наверное, есть и другие. Но и с книгах иногда бывает путаница. Новогодние книги называют рождественскими, и наоборот.
А теперь то, ради чего всё это затевалось!!!
Я люблю рождественские рассказы, начала собирать свою виртуальную коллекцию ещё в 90-ые. Сейчас только радуюсь, что издают их с каждым годом всё больше и больше, наверное когда-то появится идеальный для меня сборник (но об этом позже).
Если раньше я читала " вышел святочный рассказ...", "издают сборник святочных рассказов" и слегка недоумевала, почему идёт смешение, то с некоторых пор упоминание "святочный" вместо "рождественский" стало вызывать у меня не просто недоумение. Для меня почему-то ещё с 90-х эти 2 категории были чётко разграничены. А когда вокруг стали писать и говорить "святочный" вместо "рождественский" я полезла.... в интернет (куда ж ещё!) и обнаружила, что не так что-то с моими представлениями, а не с людьми. Везде и всюду я вижу использование "рождественский" и "святочный" как слов-синонимов. Но я давным-давно всё чётко разграничила)))
Теперь я уже смирилась с этим, но для себя по-прежнему делю эти две группы рассказов. Нашла одну статью , которая соотносится с тем, что я читала раньше, даже обрадовалась. Нашла свои записи. Попробую коротко разделить для интересующихся эти 2 вида рассказов.
Святочные рассказы
Время Святок - доброе, весёлое, но в то же время опасное и враждебное, так как именно в это время разгул "нечистой силы". Произошедшее во время гаданий, колядований обсуждалось не один год.Так возникали устные рассказы о встречах с "нечистой силой" (былички и бывальщины). Именно литературной обработкой быличек и занимались писатели.Сюжеты святочных рассказов разнообразны, часто фантастичны.
"Конфликт строится не на столкновении человека с потусторонним злым миром, а на том сдвиге в сознании, который происходит в человеке, в силу определенных обстоятельств усомнившемся в своем неверии в потусторонний мир".
Были и юмористические святочные рассказы.
"...заштампованность и стереотипность святочного рассказа были недостатком, что отразилось в критике святочной продукции, в декларациях о кризисе жанра и даже его конце. Такое отношение к святочному рассказу сопровождает его почти на всем протяжении его литературной истории, свидетельствуя о специфичности жанра, чье право на литературное существование доказывалось лишь творческими усилиями крупных русских писателей XIX века". (источник - хотя ближе к концу статьи вдруг всплывает термин "рождественский рассказ")
Вот крупные писатели XIX века границы этого жанра "размывали". Всё талантливое невозможно "впихнуть" в узкие рамки.
Из всем известного святочного:
В.А. Жуковский "Светлана"
Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"
А типичные святочные рассказы не так известны, их ценность всё же не так велика. И сейчас их практически не публикуют.
Но для меня все рассказы о чертовщине, гаданиях, ряженых и т.п. - святочные)))
В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело".
Рождественские рассказы
В этот светлый праздник на первое место выдвигаются христианские ценности. Когда-то свершилось чудо в Вифлееме, и оно должно ежегодно совершаться в этот день. Мотив ожидания чуда, воплощение этого чуда общий для этих рассказов.
Чаще всего - счастливый финал, но не всегда. Трагическая развязка - это вопиющая несправедливость. Она (трагедия в финале) свидетельство несоответствия устройства человеческой жизни, общественных отношений вечным идеалам.
Один из типичных мотивов рождественского рассказа - мотив милосердия и сочувствия к ребёнку.
Рождественские праздники - дни примирения и всеобщей любви.
Главное отличие от святочных рассказов - элемент морали: утверждение христианской добродетели и трактовка событий в возвышенном и часто - сентиментальном тоне.
Есть и общее со святочными: роль фантастики, чуда, которое происходит на Рождество.
Рождественские рассказы как раз издают и переиздают в большом количестве. Пишутся и новые рождественские рассказы. Перечислять авторов и названия не буду.Они как раз всем известны.
Поэтому я упорно буду называть рождественскими рассказами, а не святочными большинство современных переизданий.
Следующие мои посты (получается не один ) будут о моих новогодних книгах, сборниках с рождественскими рассказами и редких святочных историях. Я буду писать и об их минусах, но это совершенно не значит, что книги "плохие". Это мой взгляд на них, который не помешал поставить на полочку все эти издания)))
Продолжение следует...
Eseninka
Какая чудесная стопка!!! Спасибо вам за этот пост! Много нового узнала. Очень жду третью часть! Люблю рождественские рассказы (спасибо, что объяснили их отличие от святочных), потихоньку их собираю и теперь хочется ещё больше)
10.11.2014
Ответить
Ольга
И Вам спасибо, что заглянули и прочитали! третья часть вечером должна появиться)
11.11.2014
Ответить
элена
Спасибо большое! Люблю читать ваши посты!Замечательная тема. В прошлом году я 6-го января вечером забирала из озона очередной заказ, где было, среди прочего, "Рождественское чудо". У меня была няня, я немного прошлась по зимнему городу и зашла, по замечательной российской привычке, в Баскин-Роббинс (ну что же еще делать зимой, как не есть мороженое))), купила, понятное дело, мороженое, и уселась на диванчик, раскрыла книгу... Просидела час, наверное, слезы капали в плошку с мороженым, посетители удивленно посматривали на странную плачущую тетеньку... Запомнила я тот сочельник как очень добрый, снежный праздник, хотя ничего особенного, вроде, не случилось. Хочу и в этом году повторить, уже традиция )))
09.11.2014
Ответить
Ольга
И Вам спасибо!)))Какая же трогательно-чудесная традиция! Повторите обязательно! я даже своих традиций и вспомнить не могу, хотя нет,одна есть: так как все мои ближайшие родственники не рядом — чаще всего я в гостях в эти дни или гости у меня (но этого уже давненько не было)... А мороженое,к сожалению,ем только лето, иначе сразу болею.... все знают уже это и смеются.
09.11.2014
Ответить