Семинар в "Любимой истории"
15 ноября
Семинар КАК ВЫРАСТИТЬ ЧИТАТЕЛЯ (8-12 ЛЕТ)
Анонс:
"Впервые мы решили поговорить о том, что и как читают дети, уже почти не считающие себя детьми. Они взрослеют и читают сами. Нужна ли им наша помощь? В чем? В подборе книг, в обсуждении сюжетов, в отыскивании новых форм и тем? Фантастика, классика, отношения, приключения - хочется предложить им лучшее.
Или не читают... И что делать тогда? Предлагать что-то "попроще"? Или найти то, чем заинтересуется именно он? Читать вместе? Еще подождать?...
Достаточно ли вспомнить то, чем мы сами зачитывались в детстве, или придется разобраться во всём многообразии "подростковой" литературы, которая издается сейчас?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить Ирину Беляеву - историка, психолога, педагога и Дашу Варденбург - детского писателя, обозревателя новинок детской литературы для журнала Афиша".
Попробую разобраться в мыслях и эмоциях и коротко написать об этой встрече.
Не стала там фотографировать девушек, нашла их в интернете, знакомьтесь:
Ирина Беляева - историк, психолог, педагог
Дарья Варденбург - детский писатель, обозреватель новинок детской литературы для журнала Афиша:
Послушать мне было очень интересно, да и по встречам различного книжного и "околокнижного" характера уже истосковалась.
Ни отвратительная погода, ни опоздание главных действующих лиц моё настроение не испортили. Послушать пришли люди, но не очень много, хотя тема интересная и важная. Зашедший в самом конце дедушка догнал меня на выходе, уже у лестницы и стал выспрашивать, как о таких встречах узнают заранее.
Сейчас посмотрела-поискала: подобные встречи в этом магазине проводятся не впервые, возможно, раньше возраст читателей был немного другим.
Ирина Беляева - человек очень эмоциональный, уверенно и интересно рассказывающий о своих мыслях-наблюдениях, выводах.
Итак, тезисно, через моё восприятие:
- Если с читателями 0 - 3, 3 - 5, 5 - 8 боле-менее понятно, что и как делать, то возрастная категория 8 - 12 самая непростая. Дети научились самостоятельно складывать слоги в слова, слова в предложения, предложения в тексты - и вроде бы должны считаться самостоятельными читателями. Но на деле - книги лежат, ребёнок к ним не подходит.
- Уровень 8-летнего читателя - это уровень простого предложения. Детям сложно, чаще всего невозможно сохранять свой интерес к книге, читая самостоятельно длинные конструкции. Тем более и особой мотивации нет, много других альтернативных занятий.
- Главная ошибка родителей - перестать читать вслух 8, 9, 10, 11, 12, а иногда и 14-летнему ребёнку. Чтение вслух - это практически единственный инструмент для выращивания читателя. Родитель выполняет важную работу, при чтении текст оживает, становится доступным. Дети "увязают" в текстах Джека Лондона, Марка Твена, Альфреда Шклярского (книги о Томеке).
- Международные организации трактуют чтение, как умение понять текст и выразить своё к нему отношение (техника чтения, количество слов в минуту их не интересует). Обязательно нужно обсуждать с детьми книги, говорить о прочитанном, но не устраивать "допрос". Родители должны больше говорить о своём отношении к герою, поступкам, к книге. Ребёнок учится по этой модели.
- Фраза "я не буду тебе читать, так как ты плохо себя вёл" убивает читателя. Дети должны понимать, что чтение - это и для родителя огромное удовольствие, а не то, что НАДО делать.
- Сейчас выходит много книг для подростков, но очень часто язык этих книг убог. Успокаивать ли себя, глядя на читающего эти книги ребёнка - Ну хоть что-то читает!- ? Нет, успокаиваться на этом нельзя. Чехов, Шекспир, Рид - это другой уровень языка, нужно совместно осваивать. Многие непонятные слова при чтении вслух дети интуитивно понимают.
- Ребёнок должен видеть, что у взрослых принято обсуждать книги. Раньше ведь и дети с увлечением рассказывали друг другу о прочитанном. Замечено, что особенно хорошо действую рассказы пап))) Когда папа спешит поделиться с мамой свежими впечатлениями от новой книги)))
- Искать среду для общения с читающими детьми и родителями.
Это был не монолог Ирины, достаточно часто реплики подавала девушка-библиотекарь, иногда спрашивали что-то родители.
Из запомнившегося от библиотекаря: "Родители, не перекладывайте ответственность на библиотекаря, учителя, если вы очень требовательны к содержанию книг, читайте их сами - до прочтения ребёнком".
Дарья Варденбург, как я поняла, должна была сделать обзор книг, которые можно и нужно читать. Она его и делала. Вот тут у меня какое-то непонимание (причём не первый раз - первый раз об этом думала, когда смотрела видео с выступлением Евгении Шафферт перед библиотекарями). Если это обзор детских книг для взрослой аудитории, он обязательно должен быть сухим, скучным, бледным? По принципу: главное названия и авторы, а там сами уже разберутся? Ну основную линию обозначить и хватит? Вот честно: я не захотела познакомиться ни с одной ещё не прочитанной мною книгой из этого обзора. Конечно, процентов 50-60 я уже читала, тем обиднее было слышать о знакомых и даже любимых книгах: "это хорошая литература, там хорошо передано....", "там это ярко, хорошо описано...", "там история такая..." и т.п. со словами "хорошо" и "очень" без конца. Единственная поразившая (в хорошем смысле слова) фраза была о книге Д. Гроссмана "С кем бы побегать": "текст пульсирует, как кровь в вене". И выбор книг для обзора тоже немного удивил: это книги "Самоката", чуть-чуть "РЖ" и ещё что-то. О совсем новых книгах крайне мало, ощущение обзора годичной давности (как минимум). Последним разделом её обзора были комиксы и графические романы: как был это для меня жанр малопривлекательный, так и остался. А ведь такие встречи, наоборот, должны как-то подтолкнуть к новым книжным знакомствам!
Я не была согласна со всем, что говорила Ирина Беляева, но тем не менее мне интересно было послушать её. Достаточно коротко я передала суть сказанного, если у кого-то возникнут вопросы по встрече - с удовольствием отвечу!