Круглый стол в РГДБ
Спасибо Ксюше, она меня носом ткнула в эту
Обсуждение иногда уходило очень далеко от темы, постоянно к ней возвращалось. Как-то внезапно обрывается запись, к сожалению( Мне было ОЧЕНЬ интересно, полуторачасовую запись я просмотрела-прослушала 2 раза. Немножко для себя конспектировала. Выкладываю и здесь, но предупреждаю: это не запись всей встречи! это отрывки тех рассуждений, мнений, которые меня заинтересовали, понравились, вызвали согласие или возмущение. Больше - из первой половины, вторая почти и не представлена в моём "конспекте". Основная часть - цитаты, если пересказ моими словами - то курсив; если мой комментарий -то курсив!
Ирина Николаевна Арзамасцева, доктор филологических наук, профессор МПГУ, член Совета по детской книге России С 1991 года публикует исследовательские и критические работы по проблемам детской литературы
"Мы выдаём им тот рекомендательный список общий, который отражает мнения, установки ценности, систему ценностей определённой какой-то социальной группы, определённой идеологии… …Это предложение не является консенсусом общественным. Вся проблема - нащупать этот консенсус со страной читающих людей разного возраста.
Очевидно, что сейчас детство заканчивается раньше…
Инфантилизм отмечает прежде всего самих родителей… Поколение Барби.
Они хотят воспитывать в таком духе и литературу такую … охранительную. Они сами - дети.
Наталья Евгеньевна Кутейникова, кандидат педагогических наук, профессор московского института и участник создания концепции филологического образования
"Учительство сейчас задавлено и права голоса лишено.
(рассуждает о классической и современной литературе)
Все проблемы современности в этой литературе есть, качественной литературы много.
Всё должно быть дозировано. Классику никто не отменяет.
Должен быть костяк классики, должна быть беллетристика, должна быть современная литература. И не только в старшем звене.
Должна быть современная литература в начальном звене, в среднем звене…
Если мы не сформируем ребёнка-читателя, то дальше никто читать эту классику не будет
Легче всего обучать читать и понимать литературу на том материале, который воспринимается, который интересен, который доступен для восприятия.
«Муму» раньше 7 класса давать бесполезно. Историко-литературный контекст большой, а само произведение уходит.
Дети не готовы читать (на выходе из нач.школы):
-большие по объёму тексты;
-произведения высокохудожественные.
К этому нужно вести через хорошую беллетристику детскую, а потом уже подводить к классике.
Это аксиома психологии, это аксиома методики, но её сейчас "задвигают", потому что боятся это всё вводить. И поэтому просто грузят обилием классики, которая не соответствует психолого-физиологическим особенностям возраста детей и их читательскому возрасту...
Мы уже получили детей, которые вышли из начальной школы, обучаясь по программам нового федерального стандарта… Дети приходят, они не умеют читать вслух. У них развивают как бы читательскую компетенцию , но это всё условно. …Они много, хорошо говорят…им риторику вдолбили, много умных, правильных слов, но за этим ничего не стоит. Пишут общие слова ни о чём.
Если они не умеют читать вслух (это аксиома) - они не умеют читать про себя, т.е. они читают текст, не понимая о чём.
Средний возраст учителя-словесника по России - 56 лет.
Отторжение современной литературы (особенно на периферии) идёт в силу возраста.
(мне было очень интересно её слушать! Задумалась, Тургенев "Муму" не для детей писал, Пушкин "Капитанскую дочку" не для детей писал, Грибоедов "Горе от ума" - тоже не для детей! Процентов 70-80 произведений, изучающихся с 5 по 11 класс - не для детей написаны!)
Ирина Николаевна (пример отличного произведения, которое ещё в 19 веке эти проблемы высвечивало. Издатели читают, веселятся, издавать не хотят. Себе скачала, буду читать)
"М.Е. Салтыков-Щедрин «Испорченные дети»: о педагогике, о преподавании литературы в школе с образцами сочинений!!!
Мы сейчас стоим на пороге революции школьного преподавания литературы.
Школьная программа - великий тормоз в литературном образовании школьников.
Составлена в 50-60 годы прошлого века, а она, в свою очередь, была составлена по черновику домашней библиотечки интеллигента-народника 80-х 19 века.
Мир давно переменился! А мы всё ещё топим и топим бедняжку Муму!"
Алексей Александрович Копейкин, главный редактор сайта «Библиогид» и заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ
"Происходит размывание границ между взрослым и детским.
Дет.литература испытывает все возможные болезни роста.
Дет.писатели довольно часто пытаются пойти по пути наименьшего сопротивления - нарушения табу.
Дайте ребёнку побыть ребёнком. Он успеет стать взрослым.
Складывается такая общественная ситуация, когда ребёнком быть трудно, опасно, нужно поскорее повзрослеть и устроиться в этой жизни.
Дет. литература не средство социализации ребёнка, это средство его развития как личности. Как человека увлеченного, человека знающего, человека тонко чувствующего.
Книжки, которые сейчас пишутся, пытаются ребёнка вытащить из детства.
Не все, но очень многие.
Напасть на ребёнка со своим взрослым"
Ксения Молдавская, профессиональный читатель детской литературы
"Детство раньше не заканчивается, хотя детей стремятся образовать больше, могуче и сильнее.
Есть некоторое количество продвинутых взрослых, которые начинают с самого мелкого возраста подсовывать детям шведскую детскую литературу обо всё, с тем самым нарушением табу.
Остальные взрослые стремятся задержать детей наподольше в детстве и этим калечат их.
О выборе книг «Книгуру»: читающие дети и заботливые родители - выбор разный. Дети - за более проблемное, взрослые - за менее. Совпало мнение один раз «Облачный полк» Э. Веркина, потому что про войну…
Копейкин
"Нарушение запретов - тупиковый путь для развития детской литературы. Уже в сущности никаких запретов не осталось".
Молдавская
"Читающие дети книжки с нарушением запретов отметают, не выбирают".
реплика за столом:
"ЭКСМО, скотина, повсюду"
Исландия - одна из самых читающих стран!
(Выпускной проект педвуза: написать книжку для детей)
Екатерина Андреевна Асонова, кандидат пед.наук, руководитель читательских программ
О детской литературе:
"Попытка, чтобы со мной искренне, честно говорили о том, что я переживаю. Чтобы мои чувства были названы.
Вы много знаете детских книг, где названы чувства ребёнка? Гнев, обида, нежелание разговаривать.
Вы видели ребёнка, который в вас швыряет что-то, потому что он оскорблён? А вы видели книжки, чтобы описывалось это состояние ребёнка? чтобы у него появились слова о том, что со мной сейчас происходит? Скандинавы идут в эту сторону…"
Копейкин
Есть такое понятие - преждевременная информация. Информация, которая ребёнку в данный момент его жизни не очень нужна….Ребёнок её не видит в книге!!!
Не нужно нападать на ребёнка с тем, что волнует вас.
Ирина Николаевна
Граница изначально плавающая. Для каждого ребёнка своя книжка в идеале в своё время. Самое главное - не насиловать плавающую границу и не пытаться утвердить её раз и навсегда.
Меня раздражает, мне мешает стена между школьной литературой и детской литературой, той, которая в детских библиотеках.
Редактор журнала "Октябрь"
"Из-за школьной программы они не готовы воспринимать тексты, написанные современным языком...
Навязывают язык позапрошлого века как единственно правильный..."
Психолог, сказкотерапевт
"Проблема, которая кроется в раннем детстве: ребёнок, как правило, сейчас лишён обращенной речи. Многие родители (им так проще) не читают сказки, а включают мультфильмы.
80-90 годы - время проблемное. Родители не хотят такого своим детства,оберегают. Не дают взрослеть. Проблемы ребёнка им кажутся детскими".
реплики разных участников:
- Нужно не бояться печалиться.
- Книги, помогающие взрослеть, и книги, поддерживающие инфантильность.
- Что собой представляет детская литература? Это особая субкультура.
- Почемуо Библиогиде приходится рассказывать абсолютно всем учителям?
Они инертны, не любопытны. (как раз сегодня в ЖЖ на эту тему:
- Разобщенность культурных слоёв.
- Раньше государство выступало как главный пиарщик, поэтому все знали Барто, Чуковского, Маршака…
- "Ёжиколюбители" (писатели, которые не следят за современной ситуацией, а давайте опять про гномиков,эльфиков -детям и так сойдёт)
- Писатель должен вырасти из читателя.
- Роль СМИ ужасна. Подхватывают какие-то вещи и тиражируют бесконечно.
__________________________________________
Просматриваю свои записи и понимаю, что тот, кто не смотрел, мало что здесь уловит. Ну может быть, захочет посмотреть)