Лепим пластилином с 1 года до 3 лет
Занятия для малышаВот обидно, да? Ведь занятия с пластилином или другими подобными массами для малышей так полезны. Было бы жалко упускать эту возможность.
Пришлось применять военные хитрости и знакомить ребенка с пластилином постепенно. Эти приемы сработали и сейчас мы лепим понемножку каждый день. Сегодня поделюсь этими способами приобщения чада к пластилину. Кстати, они же могут быть и идеями первых поделок из пластилина с малышом.
Хотя сразу скажу, что многие детские специалисты рекомендуют начинать знакомство малыша с пластилином, тестом и прочими подобными материалами вовсе не с поделок. С чего конкретно? Обязательно расскажу.
Но с начала давайте определимся с самым главным – какого результата мы, родители, ожидаем от этих «пластилиновых» занятий с ребенком?
Чтобы он научился лепить, использовать пластилин в поделках?
Да, конечно, навыки полученные с тестом и пластилином ребенку пригодятся в будущем. Но не это главное.
Нам лучше ориентироваться только на один самый важный результат наших занятий –чтобы ребенок получал удовольствие от возни с пластилином или тестом и у негосформировался устойчивый интерес к лепке.
КАКИЕ НАШИ УСТАНОВКИ НАМ В ЭТОМ ПОМОГУТ:
1. Делайте с ребенком то, что вам самим нравится.
Почем важно, чтобы оно нравилось малышу – понятно. Иначе он просто не будет этого делать. А вот почему так важно, чтобы занятие нравилось маме?
Ребенок воспринимает не занятие, а настрой мамы. Если она занимается лепкой только потому, что это «полезно» для ребенка – творчества не будет… Мама будет стремиться сделать что-то конкретное, что она задумала… и закончить поскорее эту грязюку и тягомотину. И будет одергивать ребенка, если он будет делать что-то «не так». И все, что ему запомнится, что занятия лепкой – это когда мама сердится. И это ей не нравится.
Занятия с пластилином очень многообразны. Найдите то, что вам самим нравится.
2. Будет грязно.
В-принципе, как и в любом детском творчестве:) Поэтому ребенка одеваем в то, что не жалко (а в нашем жарком климате вообще легче просто раздеть:)) … место выбираем так, чтобы было легко потом вымыть… под рукой держим всяческие тряпочки и салфетки для ликвидации предвиденных и непредвиденных последствий
3. Будет скоротечно.
Ага, очень быстро обычно все заканчивается. С года до полутора лет ребенок может сосредоточиться только на 2-3 минуты. И все – «скульптора» надо нести отмывать, потому что он рвется к чему-нибудь новому. Поэтому лучше к этому заранее приготовиться и держать все под рукой: быстро достали – полепили – быстро вымыли/убрали – побежали другими важными делами заниматься. К трем годам постепенно способность к сосредоточению увеличится до 10-15 (или даже 20) минут.
3. Важен процесс, а не результат.
«Давай, Машенька, зайчика слепим… вот у него ушки…» А Маша – хрясь по зайчику… И это вполне закономерно. Во-первых, она знакомится со свойством нового вещества. А это отлично можно делать и разрушая. А во-вторых, лепить по замыслу ребенок до трех лет в принципе еще пока не способен. Такая возможность появится, когда созреет функция предвидения и планирования – в среднем, около 3 лет. То есть пока не он лепит, а у него что-то лепится… что – он еще сам пока не знает. Ну, или рушится…
А в любом творчестве в любом возрасте вообще самое важное – получение удовольствия от процесса… а не ориентированность на то, что все же в конце получится.
Поэтому абсолютно не важно, насколько эстетичным получится поделка из пластилина в итоге. Любым кривеньким и косеньким «произведением искусства» -
4. Восхищаемся и придаем значимость.
И вообще очень бережно относимся к продуктам творчества ребенка. Как творением лучше восхититься – посмотрите вот тут. А придать значимость – это значит показать его папе, бабушке и другим не участвующим в процессе лепки:) Особенно с папами тут надо поработать – не все отцы способны вчувствоваться в наше с ребенком совместное творение. А их одобрение очень важно – оно дает малышу возможность понять что то, что он делает – важно и одобряемо.
5. Избегаем штампов
Если вы покажете ребенку, как лепить собаку стоящую – он никогда не слепит собаку сидящую. Эти слова скульптора Мухиной мне кажутся очень верными (фраза не дословна, передала лишь смысл:)
Знаете такие популярные готовые схемы: как слепить собаку, черепаху, корову и т.д? Мне кажется, их использовать нужно крайне осторожно. В нашем возрасте от года до трех – не применять уж точно. Малышам, которым важно одобрение мамы – возьмут ей предложенный способ и не попробуют по-своему. И в этом возрасте мы всячески поощряем самостоятельное творчество ребенка – пусть лепит так, как ему хочется. А если детей несколько – по завершению подчеркнуть, как у всех по разному все получилось. И как это здорово.
Да и в более поздних возрастах, используя такие готовые схемы, мне кажется важным обязательно побуждать ребенка на их основе фантазировать, переделывать, пробовать по другому… по своему.
Так с ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО МАЛЫША С ПЛАСТИЛИНОМ:
1. Подготовим материал – кусок пластилина или теста должен быть большим, не умещающимся в ладошку ребенка. Если используем пластилин – его нужно сильно разогреть (у батарее, на водяной бане…), чтобы он был ОЧЕНЬ мягким.
2. Можно к каждой нашей манипуляции с пластилином или тестом найти короткое легко произносимое звуковое обозначение. И использовать его всегда при определенном действии. Это будет звуковой опорой для малыша. Например, вы можете использовать те звуки, которые я указала в скобках к каждому из них.
- мнем в ладошках и отрываем большие куски («рвем»);
- стучим кулаком («тук» или «шлеп») и хлопаем ладошкой («хлоп);
- тыкаем пальцем («тык») и любуемся получившимся дырками. Потом тыкаем палочками, карандашами-ручками и прочим и тоже любуемся;
- полюбовавшись на дырки – вставляем в них фасолины-макаронины-камешки-крупы и тому подобное (тоже «тык»);
- отщипываем уже не большие куски, а поменьше («щип»);
- расплющиваем маленькие кусочки в блинчики («плющим-плющим-плющим»);
- размазываем кусочки по твердой основе («мажь»);
- отрываем маленькие комочки и сплющиваем между ладошками, катаем палочки (конфетки, сосиски и т.п.)
Ну а что же делать,если малыш не соглашается делать все эти крайне увлекательные вещи, НЕ ХОЧЕТ ЗНАКОМИТЬСЯ С ПЛАСТИЛИНОМ таким образом?
Пойдем в обход. Можно попробовать привлечь его к занятиям с пластилином постепенно и для него самого незаметно. Для этого используем интересные картинки, а также материалы, уже хорошо знакомые малышу.
Мы с ребенком во время недавней болезни лепили много, тогда у меня и возникла идея этой статьи. Поэтому для иллюстраций буду использовать фото наших поделок из пластилина:
1. Пластилиновые истории. Этот прием сработал в нашем случае. Я слепила петушка, и наотщипывала пластилина – зернышек. Показала, как петушок «клюет» и зернышки прилипают к его клюву. Сын не удержался от возможности покормить птичку. Позже я побудила его собрать налипшие зернышки – вот уже и комочек пластилина в его руке. Потом он уже сам начал отщипывать маленькие «зернышки» от пластилина. Кстати, этот, так называемый «пинцентный захват» требует согласованной работы большого и указательного пальцев. По нему можно проверить силу рук ребенка. Полезно в нем тренироваться. Вот фото петуха из пластилина
Позже я делала только туловище с головой, а все клюв, бородку, хвост и крылья он сам налеплял. Ну, и сказка, может продолжаться… появится домик… яблоня, на которую надо прилепить яблоки, солнышко на нитке может опускаться и подниматься. Да и главный герой может быть не петушком, а собакой. А кормиться он будет сосисками…. Малыш сможет лепить колбаски для постройки домика, шарики для солнышка и т.д.
2. Пластилин на картоне или бумаге. Используем как основу картон или бумагу. Пластилин используем лишь как один из элементов наравне с другими материалами: крупой, макаронами, камушками, ракушками, ватными дисками…
У меня сын помешан на машинах – поэтому у него на рисунке грузовик.
Колеса и песок в кузове – пластилиновые (песок размазывать я ему помогала). Вместо ракушек можно было бы использовать любой материал, но ему захотелось так… Естественно, чем мельче втыкаемое – тем ребенку сложнее.
(У меня на фото рисунок в файле потому, что пластилин у нас тут не похож на наш, привычный, российский. Очень мягкий, даже разогревать для работы не надо. Но на бумагу не лепится, а на файл – легко.)
Отталкивайтесь от интересов ребенка. А сюжетов - море. Пластилиновые яблоки на нарисованной яблоне… у черепашки панцирь из пластилина, а на нем узор из риса и фасоли, подсолнух с пластилиновой серединкой, которая выложена семечками, божьи коровки и т.д. и т.п.
Можно делать смешные рожицы – на картон прилепляем лицо из пластилина, все остальное- как придумается. Для них можно использовать готовые глазки, которые предназначены для приклеивания на ткань.
Отличные пейзажи таким образом получаются. Особенно меня вдохновляют дожди из вермишели. И картины подводного мира, и просто узоры из круп на приклепленных к картону пластилиновых полосках…
Или можно взять обыкновенную детскую раскраску с крупными деталями и «расскрасить» ее пластилином – маленькие кусочки прилепливаем и слегка размазываем.
А «блинчики» – отличный материал для аппликации. Или выкладываем уже готовые, или расплющиваем комочки сразу на положенном ему месте. Кроме этого, их можно размазывать – нажимаем на серединку и ведем палец в сторону. Так получаются цветы… или звезды… или что вы в этом сами увидите:) Например, как наша поделка из пластилина на фото
3. Пластилин и все материалы, как в предыдущем пункте, только не используем бумажную основу. Втыкаем все в тесто или пластилин.
Например, таким образом у нас получается очень известная поделка из пластилина для малышей – ежик:
Или используем пластилин как основу – раскатываем его в тонкий лист и ставим отпечатки различными предметами или выкладываем узоры. Или совмещаем и то, и другое.
4. Обмазываем пластилином какую-либо основу: крышечки, бутылочки… И украшаем.
Пример – черепашка из крышечки
Лепить таким образом можно что угодно. Например, гриб, у которого шляпка – обмазанная крышечка, а ножка из пластилина и т.д.
Можно обмазать пластилином или тестом баночку и украсить ее по своему вкусу, например, макаронами… или вам больше пшено нравится?
5. Используем вырезанные шаблоны. Например, вот так:
Точки на грибе, крылышках божьей коровки и серединка цветка – пластилиновые.
Малыша может очень заинтриговать, как рисунок вдруг появляется у него на глазах. Удобнее использовать лист, сложенный книжечкой напополам: нижний разворот закрашиваем, в верхнем листе прорезаем рисунок.
А еще очень здорово творить и фантазировать под красивую классическую музыку
Лепить поделки из пластилина не только интересно и увлекательно, но и полезно, потому что благодаря этому занятию развивается моторика детской ручки.
Сегодня мы с сыночком слепили вот такую гусеницу. Конечно, лепили вместе, но если взрослый помогает разобраться ребенку что и как лепить, ребенок быстрее начинает понимать, и очень скоро научится делать вот такие поделки самостоятельно.
Итак, лепим гусеницу.
1. Для начала выбираем пластилин зеленого цвета: темно-зеленый и светло-зеленый. Приблизительно разделяем его на части, из которых будем лепить туловище гусеницы: 3 – светло-зеленых шарика и 2-темно-зеленых.
Делаем из кусочков шарики разных размеров, так чтобы голова была из шарика побольше, туловище поменьше, и самый маленький шарик – хвостик. Затем берем шарик, предназначенный для головы и делаем рожки. Затем из двух маленьких кусочков белого пласилина делаем глазки, сверху синие кружочки поменьше и еще сверху белые кружочки – совсем маленькие.
Затем на туловище делаем украшение из двух небольших кружочков из красного пластилина, и двух кружочков из желтого. Рот гусиницы вырезаем при помощи ножа (мы еще нарисовали маркером).
2. Затем делаем цветок. Берем оранжевый пластилин, делим его на 6 частей (можно на семь, но мы делали срединку цветка из желтого пластилина). Делаем серединку цветка и лепестки.
3. Затем усаживаем нашу гусеницу на цветок.
И получается вот такая красивая, яркая, интересная поделка. Интересно будет и ребенку и вам, удачи вам в совместном творчестве!