Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность.
Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего ребенка и какой характер носят эти проблемы. Также они могут помочь вашему ребенку развить внимание и концентрацию.
Перед тем как начать занятия на развитие внимания ребенка, стоит разобраться, что именно не так. Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распределением внимания.
Чаще всего проблемы бывают с концентрацией внимания. Ребенку трудно сосредоточиться на какой-нибудь теме, вопросе, занятии.
Переключаемость внимания это способность ребенка отвлекаться от одного предмета и концентрироваться на другом. Например, урок математики после урока физкультуры. Где ребенку нужно отвлечься от бега и прыжков и сконцентрироваться на примерах и цифрах.
Устойчивость внимания - это то, сколько ребенок может удерживать внимание на одном объекте. Ребенок семи лет может в норме удерживать внимание на одном предмете(уроке) примерно в течении 30 минут.
Распределение внимания - это количество объектов, на которые ребенок может одновременно обращать внимание. Например, рисовать в тетради и слушать учителя.
Есть множество способов, благодаря которым Вы сами можете развить внимание вашего ребенка.
Первое, что хочется отметить, что лучше всего развивать внимание ребенка в игре. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольника. В игре малыш учится всему, развивается и получает удовольствие от своей деятельности. Трудно заставить заниматься и выполнять однотипные упражнения невнимательного ребенка. Это не принесет никаких результатов.
Так как же развивать внимание в игре? Рассмотрим несколько предметов.
Словесные игры. Плюс этих игр в том, что Вы можете играть в них в любое время в любом месте. Если Вы едете в метро или автобусе - можете составлять маленькие слова из большого слова. Или предложения. Например, из фразы «Не прислоняться», написанной на дверях каждого вагона метро. Гуляя по улице Вы можете искать машины определенного цвета или загаданные предметы. Например, ребенок считает все проезжающие мимо красные машины, а мама или папа зеленые. Можно искать все предметы определенного цвета в помещении. Это все игры на развитие зрительного внимания.
Слуховое внимание можно развить такими играми как «Хлопни, когда слышишь цифру три», или при определенном слове. Например, если в рассказе встречается слово «усы», надо показать «усы» на себе. Игра «Да и Нет не говорите». Где основное правило не называть слова «Да и нет» при ответе на вопросы родителя. Вы можете сами придумать множество игр такого типа.
Минусом этих игр является отсутствие красочности. Детям дошкольного возраста и младшего школьного интереснее, когда они видят красочные предметы. Альтернативой словесным играм может стать игра «Смотри в оба». Суть игры та же, нужно как можно быстрее найти предметы, написанные на карточке. Игра создана для того, чтобы скрасить долгую дорогу, например в автомобиле или автобусе. Очень компактна и интересна. Каждый из игроков тянет карточку, на которой написаны предметы, которые надо увидеть и успеть показать остальным. Например, светофор, красная машина или корова.
Настольные игры - это один из наиболее эффективных способов развития внимания. Большинство детских настольных игр направлены на развитие ребенка. Вот несколько примеров игр, развивающих внимание ребенка: «Тараканий салат», «Активити для детей» и «Активити для малышей». В игре «Тараканий салат» для победы нужно быть сосредоточенным и внимательным. Игра «Активити» также требует сосредоточенности, устойчивости внимания.
Развивать внимание можно с помощью картинок и рисунков. Найти отличия между картинками, найти «дорисованное» в рисунке, найти предметы одинакового цвета эти игры также развивают внимание ребенка.
Не забывайте, в любых играх с ребенком обязательно надо меняться ролями. Обязательно дайте ребенку право быть ведущим, пусть он загадывает предмет, или дорисовывает на вашем рисунке, а Вы ищете новое, дорисованное. Если всегда Вы будете главным, и Вы будете диктовать правила, то эти игры быстро наскучат вашему малышу.
Также не стремитесь всегда выиграть у ребенка. Ему нужно чувствовать свою силу и видеть, что ошибиться может любой, даже его мама или папа и в этом нет ничего страшного. Просите помощи у ребенка, если не можете найти предмет, который он дорисовал или загадал. Ошибайтесь в словесных играх.
Обязательно хвалите ребенка. Каждый правильный ответ или решение - это победа.
Не играйте в игры на внимание постоянно. Эти игры развивают внимание и концентрацию. Ребенок быстрее устает. Чередуйте игры, развивающие разные качества ребенка или дополняйте развивающие игры обычными.
Уважаемые родители, ведется набор детей от 3 до 15 лет. Свободных пять мест. Так же занимаюсь в выходные дни. Звоните или пишите 89268611982
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
/Сжимать мячик правой рукой, затем левой./
«Здравствуй, мой любимый мячик! »
Скажет утром каждый пальчик.
/ Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем./
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
/Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем./
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
/Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки./
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
/Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д./
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево - как хочу.
/Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед./
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
/Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем./
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
/Катать мяч всей длинной пальцев правой руки./
Мячик мой не отдыхает -
Между пальцами гуляет.
/Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем./
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
/Ладошками отбивать мяч./
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю - браво.
/Левой ладошкой катать мяч по правой ладони./
Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь!
РАЗВИТИЕ СЛУХА
Нужно наполнить капсулы разным составом, например крупой, пуговицами, бусинами и т.д. Должно быть по две капсулы с одинаковым составом. В игре нужно взять капсулу, потрясти и найти в куче такую же по звучанию.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
Можно использовать резиновые игрушки.
ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
МОЯ СЕМЬЯ
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
НАШ МАЛЫШ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
ШАЛУН
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
ВЕЕР
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
БЕЛКА
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
ДЕТКИ
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем - второй, а в заключение - двумя руками.
ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
НА РАБОТУ
Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все - «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.
ЗА РАБОТУ
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
МЫ СЧИТАЕМ
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке - опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
УТЯТА
Раз-два - шли утята.
Три-четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался -
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Пальчиковые игры
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения
Нежные блинчики без муки, ну просто объедение
Получаются пышненьниким и таят во рту!
Ингредиенты:
● 1 ст. овсяных хлопьев
● 1 ст. манной крупы
● 500 мл. кефира
● 3 яйца
● 2 ст. л. сахара
● 1/2 ч. л. соды
● 1/2 ч.л. соли
● 3 ст. л. растительного масла
Приготовление:
1. Смешиваем в миске манную крупу и овсяные хлопья.
2. Заливаем их кефиром, перемешиваем и оставляем на 2 часа.
3. Яйца взбиваем, добавляем в миску.
4. Добавляем соль, сахар и соду.
5. Вливаем масло, перемешиваем.
6. И жарим блинчики.
Приятного аппетита!
1.«Магазин».
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1 -2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2« «Пары слов».
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Например, вы называете пары «кошка-молоко», «мальчик-машина», «стол-пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3. «Восстанови пропущенное слово».
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.
4. «Рыба, птица, зверь».
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.
5. «Повтори и продолжи».
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: "Арбуз какой?" Ответы: "Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый, вкусный (и т.д.)"). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
6. «Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
7.«Зашифруйте предложение».
Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: "Волк выбежал из леса", "Дети играли во дворе" и т.д.
Попросите ребенка "зашифровать" предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3 фраз.
8.«Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
9.«Придумай, как запомнить слова».
Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:
роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
10. «Стенограф».
Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1-2 мин. В это время он должен обозначить:
а) события (действия) - карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
б) каждое предложение - чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
в) каждое слово - одним штрихом и затем указывать количество предложений в рассказе.
11. «Цепочка ассоциаций».
Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. "Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.п. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в, нужном порядке от начало до конца". Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.
12.«Запоминаем вместе».
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово, и добавляет к нему какое-либо свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
Нормы усвоения звуков (по возрастам):
1-2 года - А, О, Э, П, М, Б
2-3 года - И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Х, Й
3-4 года - С,З,Ц
4-5 лет - Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет - Л,Р