При первом прочтении было много вопросов, несогласий, нюансов.
Перечитала еще раз - часть вопросов снялась.
Сделала конспект - выделила для себя основные мысли. Снялись практически все оставшиеся вопросы.
Из всего прочитанного о воспитании (пока что такого мало) - это, пожалуй, лучшее произведение.
Во-первых, с изложенным в книге трудно поспорить - описаны вроде бы обычные вещи, но о которых мы часто забываем. А они важны. Много интересных примеров с разбором.
Во-вторых, подход исключительно гуманистический и детоориентированный.
В-третьих, не забыт родитель со всей его усталостью, нервами и срывами. А когда тебя понимают, а не только указывают - читается легче и верится охотнее.
Конечно, каждый ребенок индивидуален и не всё, описанное в книге - стопроцентно сработает на всех детях. Но если понять общую идею и принципы - дальше со своим ребенком и правда становится хотя бы чуточку легче. Ну если не легче - то уж понятнее точно. А нам - в случае с молчащим ребенком - это особенно важно. Чтобы понимать, почему он делает то или иное и чего он вообще хочет.
Подкупает оптимизм и общая позитивность автора.
Что мне резало глаз - это "невропатолог" и "гиперактивный". Спишем это на то, что автор не медицинский работник и не врач. Где-то гиперактивность называется особенностью характера, а где-то диагнозом.
То, что осталось для меня вопросом - как вести себя конкретно в случае "кризиса негативизма", "качания прав" и "проверки границ", как "показать, кто в доме хозяин", "как позволить наступить последствиям" и т.д., если обычные методы не работают..
В целом - понятно: не ругать, объяснять, показывать. Или наш возраст просто перетерпеть. Но как понять, что возрастное, а что нет... Что - терпеть, а где - усилить уделяемое внимание ребенку. И как его усилить, если всё свободное время проводится с ним.. Но, наверное, тут каждый случай надо рассматривать отдельно, с психологом.
В целом книжка, конечно же, must read.
Мне кажется, всё остальное читать в общем-то не обязательно.
Разве что Гиппенрейтер, но там всё уже предсказуемо: активное слушание, которое тут тоже затронуто.
Конспект.